ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1165/2023 от 20.11.2023 Ирбитского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 20.11.2023

Дело № 2а-1165/2023

УИД 66RS0028-01-2023-001180-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ирбит 03 ноября 2023 года

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пермяковой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ашихминой О.Е. к ОВМ МО МВД России «Ирбитский», ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным отказа в возврате государственной пошлины, обязании вернуть государственную пошлину,

УСТАНОВИЛ:

Ашихмина О.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОВМ МО МВД России «Ирбитский», ГУ МВД России по Свердловской области, в котором просила признать незаконным отказ вернуть государственную пошлину, и обязать вернуть ей уплаченную государственную пошлину в сумме 5 000 рублей. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею была уплачена госпошлина за выдачу загранпаспорта нового образца в размере 5 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ платеж поступил в УФК по Свердловской области ГУ МВД России по Свердловской области. С ДД.ММ.ГГГГ выдача биометрических паспортов была приостановлена на неопределенный срок, в связи с чем, она подала заявление о возврате уплаченной госпошлины за выдачу заграничного паспорта. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в МО МВД России «Ирбитский» с заявлением о возврате уплаченной госпошлины за выдачу заграничного паспорта, в ДД.ММ.ГГГГ получила письменные ответы МО МВД России «Ирбитский» и ГУ МВД России по Свердловской области об отказе в возврате госпошлины, с которыми не согласна, считает, что услуга не оказана и согласно п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит возврату (л.д. 8-9).

В судебном заседании административный истец Ашихмина О.В. поддержала доводы и требования административного искового заявления. Дополнительно сообщила, что сотрудник ОВМ МО МВД России «Ирбитский» ввела ее в заблуждение, считала что пишет заявление о возврате госпошлины, а не об отказе от услуги по выдаче загранпаспорта. Письменные ответы МО МВД России «Ирбитский» и ГУ МВД России по Свердловской области об отказе в возврате госпошлины получила в ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с настоящим иском в ДД.ММ.ГГГГ, так как ждала, что ей выдадут паспорт, что обещала сотрудник ОВМ или вернут госпошлину, копию квитанции, подтверждающую оплату госпошлины, что необходимо для обращения в суд, выдали в ДД.ММ.ГГГГ. Данные причины пропуска срока обращения в суд с настоящим заявлением считает уважительными, просит восстановить срок обращения в суд с настоящим иском.

Представители административных ответчиков Анисимова Е.Н., Бурдина Д.Р., Гузаев И.М. пояснили, что с административным иском Ашихминой О.Е. не согласны, так как ДД.ММ.ГГГГ начали производить действия направленные на оказание услуги по выдаче загранпаспорта Ашихминой О.Е.: направление различных запросов, фотографирование, сканирование отпечатков пальцев, после чего, ДД.ММ.ГГГГ от Ашихминой поступило заявление об отказе от оказания услуги по выдаче загранпаспорта, в связи с чем, согласно подп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина возвращена не может быть. Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ оказание госуслуги по выдаче загранпаспорта нового образца была приостановлена, но это не касалось тех граждан, которые обратились за получением загранпаспортов до ДД.ММ.ГГГГ. Административный иск необоснован, в связи с чем, просят отказать в его удовлетворении. Кроме того, Ашихмина О.Е. пропустила срок обращения в суд с административным иском, предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, уважительных причин пропуска срока и оснований для восстановления данного срока, нет. Письменные ответы МО МВД России «Ирбитский» от ДД.ММ.ГГГГ и ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ были направлены Ашихминой О.В. простой почтой.

Выслушав стороны, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации относит государственную пошлину к федеральным налогам и сборам.

В соответствии с положениями подп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Согласно ст. 8 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

За выдачу паспорта, за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Факт уплаты плательщиком государственной пошлины подтверждается способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

В заявлении о выдаче паспорта гражданин Российской Федерации указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации.

Для сбора персональных данных владельца паспорта, записываемых на электронный носитель информации, гражданин Российской Федерации, который подал заявление о выдаче паспорта, или гражданин Российской Федерации, в отношении которого указанное заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а гражданин Российской Федерации, который достиг возраста 12 лет, подал заявление о выдаче паспорта или в отношении которого указанное заявление подано, также подлежит сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук, осуществляемым в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе, или в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 9 указанного Федерального закона).

Обработка персональных данных владельца паспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, в объеме, необходимом для его оформления и выдачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные, полученные в результате указанного в ст. 9 настоящего Федерального закона сканирования папиллярных узоров пальцев рук, сохраняются только на электронном носителе информации, содержащемся в паспорте, и после его выдачи гражданину Российской Федерации удаляются из информационных систем федерального органа исполнительной власти (ст. 9.1 Федерального закона).

Датой подачи заявления о выдаче паспорта считается день подачи всех предусмотренных ст. 9 настоящего Федерального закона надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий (ст. 10 Федерального закона).

В силу п.п. 85-87 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186 основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе лично в подразделение по вопросам миграции с приложением документов, предусмотренных подпунктами 29.1.2 - 29.1.4, 29.2.2, 29.3.2 - 29.3.4, 29.4.2 - 29.4.4, 29.5.2 - 29.5.5 пункта 29 Административного регламента, а также фотографий гражданина, которому оформляется паспорт. Форму заявления заявитель может получить в подразделении по вопросам миграции либо в многофункциональном центре. Заявитель может также скопировать либо распечатать форму заявления, размещенную на официальном сайте МВД России или официальном сайте территориального органа МВД России в сети "Интернет". Заявление заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную разборчиво печатными буквами чернилами черного, синего или фиолетового цвета, без исправлений, помарок и сокращений. В заявлении должны быть заполнены все пункты, подлежащие обязательному заполнению.

Межведомственные запросы направляются сотрудником, ответственным за формирование и направление межведомственных запросов, в течение 2 рабочих дней с даты принятия заявления (п. 108 Административного регламента).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при подаче заявления о выдаче загранпаспорта Ашихминой О.Е. уплачена государственная пошлина в размере 5000 рублей. Заявление на выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации принято ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день, в отношении Ашихминой О.Е. были направлены межведомственные запросы, отобран оригинал подписи, произведены процедуры цифрового фотографирования Ашихминой О.Е., сканирования папиллярных узоров пальцев рук (л.д. 54-69).

ДД.ММ.ГГГГ Ашихмина О.Е. обратилась в ОВМ МО МВД России «Ирбитский» с заявлением об отказе в получении государственной услуги – по оформлению и о выдаче загранпаспорта, а также в ГУ МВД России по Свердловской области о возврате государственной пошлины (л.д. 43, 45).

Таким образом, на основании заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, административные ответчики начали производство по заявлению Ашихминой О.Е. по оформлению и о выдаче загранпаспорта, по которому ДД.ММ.ГГГГ производство прекращено по причине отказа заявителя от получения государственной услуги.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России «Ирбитский» сообщено, что заявление Ашихминой О.Е. перенаправлено в ГУ МВД России по Свердловской области, которым ДД.ММ.ГГГГ в возврате государственной пошлины отказано (л.д. 51-53).

Суд находит, что административными ответчиками обоснованно отказано в возврате госпошлины, поскольку принятое ДД.ММ.ГГГГ заявление Ашихминой О.Е. о выдаче загранпаспорта подтверждает начало оказания административной процедуры.

Положения п. 4 п.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают возможность возврата госпошлины лишь в случае отказа от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

То есть, ФИО9 вправе была вернуть госпошлину лишь при условии ее уплаты, но до подачи заявления о выдаче загранпаспорта в ОВМ МО МВД России «Ирбитский».

При таких обстоятельствах, учитывая, что процедура оказания госуслуги по выдаче загранпаспорта Ашихминой О.Е. началась ДД.ММ.ГГГГ, после подачи и принятия соответствующего заявления Ашихминой О.Е. ОВМ МО МВД России «Ирбитский», что является началом совершения юридически значимых действий, доводы и требования административного истца являются необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В силу ч. 8 названной статьи пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении иска. В судебном заседании представителями административных ответчиков заявлено о пропуске административным истцом срока обращения в суд.

Как видно, административный истец оспаривает действия административных ответчиков об отказе в возврате ей государственной пошлины, о чем административному истцу стало известно в ДД.ММ.ГГГГ из письменных ответов от ДД.ММ.ГГГГ, однако, с административным иском в суд административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском, предусмотренный действующим законодательством (3 месяца).

Названные административным истцом причины пропуска в качестве уважительных таковыми не являются, а иных каких – либо уважительных причин его восстановления административным истцом в судебном заседании не приведено, и судом также не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен без уважительных причин установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в суд с требованием об оспаривании действий об отказе в возврате госпошлины, что в свою очередь также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, суд принимает решение об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 180, п. 2 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Ашихминой О.Е. к ОВМ МО МВД России «Ирбитский», ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным отказа в возврате государственной пошлины, обязании вернуть государственную пошлину, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.

Председательствующий - (подпись)