РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года город Усть-Джегута.
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи - Хачирова З.Б.,
рассмотрев в помещении Усть-Джегутинского районного суда в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к Автономной некоммерческой организации «Межрегиональная независимая судебная экспертиза» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Межрегиональная независимая судебная экспертиза» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ.
Административный истец в обоснование своих требований указал, что 15 июня 2017 года Управлением Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике принято решение (распоряжение № 222-р) о регистрации автономной некоммерческой организации «Межрегиональная независимая судебная экспертиза», 26.06.2017 сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (номер обезличен).
23 декабря 2019 года членами Правления Организации было принято решение о ликвидации Организации согласно пункту 3.21.4 устава Организации. 09 января 2020 года Организацией в Управление было подано заявление от учредителя, выражающее просьбу о ликвидации Организации в судебном порядке, в связи с прекращением деятельности Организации.
Административное дело рассмотрено по правилам ч.2 ст.140 КАС РФ без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, в связи с чем, суд не признал явку представителей административного истца и административного ответчика обязательной.
В соответствии с ч.3 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства может быть рассмотрено, если, ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Административному ответчику, в порядке ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом было направлено определение о подготовке к рассмотрению административного дела с указанием на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и установлен десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения упрощенного порядка. Возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства от административного ответчика Автономной некоммерческой организации «Межрегиональная независимая судебная экспертиза» не поступили, таким образом, суд рассматривает молчание административного ответчика как согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Кроме того, в материалах дела имеется заявления учредителя АНО «МежрегионЭксперт» Эркенова Х.А. о признании административного иска и его рассмотрении в отсутствие представителя АНО «МежрегионЭксперт».
Суд, изучив материалы дела, считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, так как условия, предусмотренные ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон №7-ФЗ) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (п.1 ст.1).
Согласно ст.2 Закона №7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.2).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п.3).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Согласно общему положению устава Автономной некоммерческой организации «Межрегиональная независимая судебная экспертиза», утверждённому Решением учредителя Автономной некоммерческой организации «Межрегиональная независимая судебная экспертиза» № 1 от «15» марта 2017 г, следует, что Автономная некоммерческая организация «Межрегиональная независимая судебная экспертиза», является не имеющей членства некоммерческой организацией, создана и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ, Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ и настоящим Уставом, учреждена на основе добровольного имущественного взноса единственного учредителя.
В соответствии с п. 2.1. основной целью Организации является оказание юридических, информационных и консультационных услуг, в том числе проведение досудебной и судебной экспертизы; взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными органами по вопросам обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций.
В соответствии с п.5.3 Устава Организации, источниками формирования имущества Организации являются: добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности Организации; другие, не запрещенные законом поступления.
Судом установлено, что положения Устава не исполняются, выявлены нарушения законодательства РФ, а именно: п.1 ст.48 ГК РФ Организация не отвечает признакам юридического лица вследствие отсутствия обособленного имущества; ст.ст.6 - 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Организация не осуществляет ведение бухгалтерского учёта; п.3.2 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организацией отчёты в СМИ об использовании своего имущества, сведения о продолжении деятельности не опубликованы, доступность ознакомления с указанными отчётами и сообщениями на Портале НКО Минюста России не обеспечена.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
- допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
- оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение требований абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, подпункта «б» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» информация о деятельности организации в уполномоченный орган не предоставлялась, ежегодный отчёт об использовании своего имущества организацией не опубликовывался.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Таким образом, факт нарушений Организацией абзацев ч.1 ст.29 Федерального закона № 82-ФЗ нашёл свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Также согласно подпункту 3 пункта 3 части 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
Кроме того, в представленных материалах имеется копия заявления учредителя АНО «МежрегионЭксперт» Эркенова Х.А. от 09.01.2020г., из содержания которого следует, что Организация не ведёт деятельности, в связи с чем, следует вывод, что деятельность данной Организации фактически прекращена.
Оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Организацией грубо и неоднократно нарушались нормы законодательства Российской Федерации, положения Устава, факты вышеуказанных нарушений нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, в связи с чем, суд признает требования Управления Министерства юстиции РФ по Карачаево-Черкесской Республики обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,293 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к Автономной некоммерческой организации «Межрегиональная независимая судебная экспертиза», удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Межрегиональная независимая судебная экспертиза» (ОГРН 1170900000215, ИНН 0916010078).
Исключить Автономную некоммерческую организацию «Межрегиональная независимая судебная экспертиза» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий – судья подпись З.Б. Хачиров
1версия для печатиДело № 2а-1166/2020 (Решение)