№
Дело № 2а-1166/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2020 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Персидской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Банка ВТБ (публичного акционерного общества) о признании незаконным и не подлежащим применению пункта 6.1.2 Соглашения между Правительством Сахалинской области, Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов и Объединением работодателем Сахалинской области на 2018-2020 годы, заключенного 27.12.2017 года,
у с т а н о в и л:
Банк ВТБ (публичное акционерное общество) обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением, в его обоснование привел следующие обстоятельства.
27.12.2017 года в рамках социального партнерства заключено Соглашение между Правительством Сахалинской области, Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов и Объединением работодателей Сахалинской области на 2018-2020 годы, зарегистрированное в Агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области 28.12.2017 года за №. В соответствии с пунктом 6.1.2. данного Соглашения, одной из обязанностей работодателей является оплата труда с применением районного коэффициента к заработной плате в максимальном размере для города Южно-Сахалинска – 1,6, что, по мнению Банка, является неправомерным и нарушает права самостоятельных хозяйствующих субъектов, в том числе и Банка ВТБ. В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ, размер и порядок применения районного коэффициента устанавливаются Правительством РФ. При этом статья 423 ТК РФ определяет, что нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР, изданные до введения в действие Трудового кодекса, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов. Из этого следует, что поскольку соответствующего постановления Правительством РФ по этому вопросу не принято, применяется Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 года № согласно которому, районный коэффициент установлен в размере 1,4. В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ, статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работавших и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», органы государственной власти субъектов и местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований установить более высокие размеры районных коэффициентов. Также в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, принимая решение о повышении размера районного коэффициента, исполнительные органы государственной власти субъектов и местного самоуправления РФ вправе распространить действие повышенного коэффициента исключительно на работников организаций, финансируемых за счет средств бюджета субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Таким образом, законодатель установил принцип возможного повышения районного коэффициента решением соответствующего субъекта за счет его собственных средств при наличии на то финансовой возможности. Для организаций, находящихся на территории города Южно-Сахалинска, государством гарантирован размер районного коэффициента 1,4, а введение более высокого размера возможно в порядке статьи 316 Трудового кодекса РФ. С учетом изложенного Банк обоснованно применяет Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 года № определяющего районный коэффициент к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, в размере 1,4 в Сахалинской области (за исключением Курильских островов, Ногликского и Охинского районов). Между тем, пункт 6.1.2 в Соглашении между Правительством Сахалинской области, Областным объединением организаций профсоюзов и Объединением работодателей Сахалинской области на 2018-2020 годы предусматривает, что работодатели обеспечивают оплату труда с применением районного коэффициента к заработной плате в размере, максимально действующем для данной местности …город Южно-Сахалинск – 1,6. Административный истец полагает, что его права, как хозяйствующего субъекта, нарушены, тем более, что уровень заработной платы работников даже при применении коэффициента 1,4 значительно превышает минимальный размер оплаты труда и является конкурентоспособным на рынке трудовых ресурсов. При этом местный бюджет не предусматривает компенсаций дополнительных затрат работодателей, что ставит субъектов социального партнерства в неравное положение. Административный истец просит суд признать пункт 6.1.2. Соглашения между Правительством Сахалинской области, Областным объединением организаций профсоюзов и Объединением работодателей Сахалинской области на 2018-2010 годы незаконным и не подлежащим применению.
Согласно определению, занесенному в протокол судебного заседания, суд перешел на рассмотрение данного дела в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании представитель истца адвокат Малышева Е.В. поддержала заявленное требование по изложенным в исковом заявлении основаниям, полагала, что установление районного коэффициента к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере является прерогативой Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, в связи с чем, данный вопрос не может быть урегулирован в рамках социального партнерства.
Второй представитель Банка ВТБ ФИО1 поддержала мнение адвоката.
Представитель Правительства Сахалинской области ФИО2 в судебном заседании с иском Банка не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагала, что в спорном случае имеет место не установление районного коэффициента в повышенном размере, как это понимает истец, а фиксирование в Соглашении коэффициента в том размере, который ранее был установлен нормативно-правовым актом уполномоченного органа.
Представитель Сахалинского областного союза организаций профсоюзов ФИО3 возражала против удовлетворения иска Банка ВТБ.
Аналогичное мнение высказал в судебном заседании и представитель Союза промышленников и предпринимателей Сахалинской области ФИО4
Выслушав пояснения участников гражданского процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении искового заявления надлежит отказать.
Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу нормы статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 ТК РФ).
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 148 ТК РФ).
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу положений статьи 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Федеральный законодатель, включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статьи 5, 6 Кодекса), признает сочетание государственного и договорного регулирования указанной сферы отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 2 ТК РФ).
Социальное партнерство осуществляется в формах коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключений коллективных договоров, соглашений, взаимных консультаций по вопросам обеспечения гарантий трудовых прав работников. Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы, их объединения, иные профсоюзные организации. Интересы работников при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профессиональные союзы, их объединения (статьи 27, 29 - 34 Трудового кодекса РФ).
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, заключения соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
В субъектах Российской Федерации образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в такую комиссию.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (статьи 35, 35.1, 45 - 48 Кодекса).
Из материалов дела суд установил, что решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.09.2017 года № создана рабочая группа по разработке проекта Соглашения между Правительством Сахалинской области, Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов и Объединением работодателей Сахалинской области на период 2018-2020 годов.
Решением той же комиссии от 13.12.2017 года № одобрен проект Соглашения.
27 декабря 2017 года между Правительством Сахалинской области, Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов и Объединением работодателей Сахалинской области на период 2018-2020 годов подписано Соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Сахалинской области в 2018-2020 годах и совместные действия сторон по их осуществлению (документ зарегистрирован в Агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области 28.12.2017 года за №).
Из общих положений Соглашения следует, что его стороны ставят в числе приоритетных целей содействие реализации социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение уровня и качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития социально ориентированной экономики.
В пункте 6.1.2 раздела 6 «Социальные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» стороны Соглашения установили, что работодатели обеспечивают оплату труда с применением районного коэффициента к заработной плате в размере, максимально действующим для данной местности:
- Курильский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы – 2,0;
- Ногликский, Охинский районы – 1,8;
- Александровск-Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Смирныховский, Томаринский, Тымовский, Углегорский, Холмский районы, город Южно-Сахалинск – 1,6.
С данным пунктом истец не согласен, полагает, что установление районного коэффициента в повышенном размере (1,6) нарушает права Банка – оспариваемые положения Соглашения являются основанием для вменения в обязанности Банка производить доначисление заработной платы с учетом коэффициента 1,6 (при применении Банком районного коэффициента 1,4).
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что нарушение прав/законных интересов юридического лица в спорных правоотношениях не допущено.
Так, в соответствии с положениями статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Поскольку до настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами о размере районного коэффициента и порядке его применения на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации не изданы, согласно части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ подлежат применению ранее принятые нормативные правовые акты органов государственной власти бывшего СССР.
В обоснование искового заявления, сторона истца ссылалась на Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам оплаты труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 04.09.1964 года № 380/П-18, которым утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно Приложению.
Пунктом 6 Приложения установлено, что в Сахалинской области за исключением районов, указанных в пунктах 1 и 4, применяется районный коэффициент 1,4.
Таким образом, данным Постановлением установлен централизованный (минимальный) районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей ряда районов Сахалинской области и, в частности, города Южно-Сахалинска, в размере 1,4.
Возражая против иска, утверждая о правомерности включения в пункт 6.1.2 Соглашения условия о районном коэффициенте 1,6, сторона ответчика привела ссылку на пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», которым предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года № 76, в целях социальной защиты населения Сахалинской области, решением исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 24.04.1991 года № 130 было установлено, что с 01 апреля 1991 года для всех категорий рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории Сахалинской области или осуществляющих свою деятельность на ее территории независимо от форм собственности, районный коэффициент к заработной плате в размере максимального действующего для данной местности составляет:
Курильский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы - 2,0;
Ногликский, Охинский районы - 1,8;
Александровск-Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Смирныховский, Томаринский, Тымовский, Углегорский, Холмский районы, город Южно-Сахалинск - 1,6.
Затраты по введению районного коэффициента к заработной плате осуществляются по мере изыскания средств предприятиями, организациями и учреждениями, органами государственной власти и управления.
На основании Постановления Правительства РФ от 14.06.2011 года № 466, Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года № 76 признано утратившим силу. Это обстоятельство свидетельствует о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с момента утраты силы Постановления № 76 не обладают полномочиями по установлению (изменению) размера районного коэффициента. Однако это не означает автоматическую утрату нормативной силы документов, которые были законно приняты уполномоченным органом ранее, в пределах имевшихся полномочий.
Нормативный правовой акт, ранее принятый уполномоченным органом, продолжает действовать до его отмены или утраты им юридической силы по иным основаниям.
Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принято постановление, отменяющее решение исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 24.04.1991 года № 130, на территории города Южно-Сахалинска подлежит применению районный коэффициент в размере 1,6, что правомерно отражено в пункте 6.1.2 Соглашения. При этом применение оспариваемого районного коэффициента именно в этом размере (как наиболее благоприятного для работников) нашло поддержку у всех работодателей, о чем свидетельствует трехстороннее Соглашение от 27.12.2017 года.
Кроме того, пунктом 9.3 Соглашения предусмотрено право работодателя в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения обратиться в письменной форме к сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия таких положений в отношении данного работодателя.
Предоставленным правом Банк не воспользовался.
При таких обстоятельствах нет оснований ставить под сомнение правомерность оспариваемого истцом пункта 6.1.2 трехстороннего Соглашения. Иное означало бы нарушение трудовых прав работников, которые на законных основаниях приобрели право на получение заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,6 и рассчитывали на его неизменность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Банка ВТБ (публичного акционерного общества) о признании незаконным и не подлежащим применению пункта 6.1.2 Соглашения между Правительством Сахалинской области, Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов и Объединением работодателем Сахалинской области на 2018-2020 годы, заключенного 27.12.2017 года – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 10 февраля 2020 года.
Председательствующий судья Перченко Н.Л.