УИД 57RS0(номер обезличен)-68
Производство (номер обезличен)а-1166/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года (адрес обезличен)
Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен)ФИО1, действующей на основании доверенности от (дата обезличена)(номер обезличен), административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО2 о взыскании торгового сбора и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по (адрес обезличен) (далее – ИФНС России по (адрес обезличен), налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 (далее – ФИО2) о взыскании торгового сбора и пени.
В обоснование заявленных требований указала, что ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с (дата обезличена) по (дата обезличена). В период с (дата обезличена) по (дата обезличена)ФИО2 состоял на учете в ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) в качестве плательщика торгового сбора. В адрес налогоплательщика было направлено требование (номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по торговому сбору за 4 квартал 2017 года и 1-2 квартал 2018 года в размере 121 500 руб. и пени, начисленной на недоимку в размере 627,75 руб., со сроком исполнения до (дата обезличена). (дата обезличена) из ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) в ИФНС по (адрес обезличен) передана КРСБ (карточка расчетов с бюджетом) по торговому сбору в отношении ФИО2 В связи с тем, что налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в качестве плательщика торгового сбора, не обращался в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 ИФНС России по (адрес обезличен) обратилась с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о вынесении судебного приказа. Определением Мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен) от (дата обезличена) отказано в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока. Срок обращения в суд налоговым органом был пропущен по причине большого объема работы и недостатка сотрудников в штате. В связи с изложенным, административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с ФИО2 задолженность в размере 122 127,75 руб., из которых: торговый сбор за 2017-2018 годы в размере-121 500 руб.; пени по торговому сбору за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 627,75 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по (адрес обезличен)ФИО1, действующая на основании доверенности от (дата обезличена), административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с ФИО2 задолженность в размере 122 127,75 руб. из которых: торговый сбор за 2017-2018 годы в размере 121 500 руб.; пени за неуплату торгового сбора за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 627, 75 руб.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании заявил о пропуске налоговым органом срока давности по требованию о взыскании торгового сбора и пени, по существу требований налогового органа возражал против удовлетворения требований административного истца.
Суд, заслушав доводы представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статья 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ).
Как определено в пункте 1 статьи 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (пункт 1 статьи 413 НК РФ), в том числе:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подпункт 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ).
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без самостоятельно направления в налоговый орган уведомления об этом приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон (адрес обезличен) от (дата обезличена) N 62 "О торговом сборе" в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерацию устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории (адрес обезличен).
В соответствии с пунктом 1 статьи 417 НК РФ сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором, начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.
В соответствии с пунктом 2 статьи 417 Кодекса уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
С учетом положений статьи 418 НК РФ, статьи 4 Закона (адрес обезличен) от (дата обезличена) N 62 "О торговом сборе", пункта 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития (адрес обезличен), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от (дата обезличена) N 210-ПП, органом государственной власти города федерального значения Москвы, который осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором, а также контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы, является Департамент экономической политики и развития (адрес обезличен) (далее - ДЭПиР). При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии с частью 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункта 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО2 (ОГРНИП (номер обезличен)) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с (дата обезличена) по (дата обезличена), что подтверждается выпиской из ЕГРИП от (дата обезличена).
В период с (дата обезличена) по (дата обезличена)ФИО2 состоял на учете в ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) в качестве плательщика торгового сбора.
ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) в адрес ФИО2 было выставлено требование (номер обезличен) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на (дата обезличена) об уплате торгового сбора, уплачиваемого на территории городов федерального значения за 4 квартал 2017 года в размере 40 500 руб., об уплате торгового сбора, уплачиваемого на территории городов федерального значения за 1 квартал 2018 года в размере 40 500 руб., об уплате торгового сбора, уплачиваемого на территории городов федерального значения за 2 квартал 2018 года в размере 40 500 руб., а также пени, начисленной на недоимку по торговому сбору за 4 квартал 2017 года и 1-2 кварталы 2018 года за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 627,75 руб., со сроком уплаты до (дата обезличена).
Указанное уведомление было направлено по месту регистрации ФИО2(дата обезличена) по адресу: г. Орёл, (адрес обезличен), что подтверждается списком почтовой корреспонденции (номер обезличен).
(дата обезличена) определением мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен) по заявлению ИФНС России по (адрес обезличен) о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и восстановлении срока для его подачи в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 было отказано по тем основаниям, что требования заявлены с пропуском установленного статей 48 НК РФ срока, в принятии заявления ИФНС России по (адрес обезличен) о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам было отказано.
В соответствии со статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от (дата обезличена) N 439-О, от (дата обезличена) N 890-О-О, от (дата обезличена) N 823-О-О, от (дата обезличена) N 1257-О, от (дата обезличена) N 212-О и др.).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от (дата обезличена) N 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.
Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.
Признавая неуважительными причины пропуска срока ИФНС России по (адрес обезличен) на обращение в суд, указанные в административном исковом заявлении, в котором административный истец ссылался на большой объем работы и недостаток сотрудников в штате, суд приходит к выводу о том, что такие обстоятельства не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами и не имеют правового значения при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Большой объем работы и недостаток сотрудников в штате сами по себе не могут являться основанием для восстановления пропущенного срока для обращения в суд.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, не заявлено и не представлено.
ИФНС по (адрес обезличен) является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе соблюдения правил подсудности при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд, поскольку с настоящим административным иском налоговый орган обратился согласно почтовому штемпелю на конверте (дата обезличена) при том, что последний день для такого обращения приходился на (дата обезличена) при сроке исполнения требования (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) до (дата обезличена), при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО2 о взыскании торгового сбора и пени в размере 122 127,75 руб., из которых: торговый сбор за 2017-2018 годы в размере 121 500 руб.; пени по торговому сбору за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 627,75 руб. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО2 о взыскании торгового сбора и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено (дата обезличена).
Судья М.В. Перепелица