ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11672/16 от 20.09.2016 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а – 11672/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2016 года г. Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Е.А. Климович

При секретаре А.И. Коротаеве

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ДМЕ к Министерству социальных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в принятии обращения с приложенными документами в электронной форме через сайт,

УСТАНОВИЛ:

ДМЕ обратился в суд с административным иском к Министерству социальных отношений <адрес>, просит признать незаконным непринятие его заявления на получение компенсации за приобретение спецсредства для ребенка-инвалида с приложенными документами через электронную приемную Министерства социальных отношений <адрес> на сайте www.gosuslugi.ru (код обращения 110190894, дата обращения ДД.ММ.ГГГГ), признать незаконным непринятие его заявления на получение компенсации за приобретение спецсредства для ребенка-инвалида с приложенными документами через электронную приемную Министерства социальных отношений <адрес> на сайте www.gosuslugi.ru (код обращения 126708590, дата обращения ДД.ММ.ГГГГ). В обоснование требований указал, что электронная форма документа является одной из форм письменного обращения, ответчик, отказав в принятии вышеуказанных заявлений в электронной форме через общедоступный государственный интернет-сервис, нарушил права административного истца.

В судебное заседание стороны, представитель ОГКУ «<адрес> реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

По определению суда дело слушалось в отсутствие не явившихся в суд лиц.

Изучив административное исковое заявление, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.

В силу ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо соблюдение одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону либо иному нормативно-правовому акту, нарушение прав и свобод административного истца.

Установлено и подтверждается письменными материалами дела, что ДМЕ является отцом ребенка-инвалида ДС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов:

- документа, удостоверяющего личность;

- индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Из искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел техническое средство реабилитации для своей дочери (инвалидную детскую коляску с ручным приводом) и, воспользовавшись электронным государственным сервисом (интернет-портал www.gosuslugi.ru), ДД.ММ.ГГГГ обратился в Фонд социального страхования РФ с заявлением о выплате соответствующей компенсации, приложив все предусмотренные вышеуказанным нормативным правовым актом документы (также в электронной форме в виде сканированных изображений). Скриншотом с указанного интернет-портала подтверждается надлежащим образом оформленное обращение истца к ответчику, подписанное квалифицированной электронно-цифровой подписью ДМЕ через его личный кабинет на этом сайте (код заявления 110190894).

ГУ ЧРО Фонда социального страхования РФ письмом от ДД.ММ.ГГГГЛ, поступившего в электронной форме в личный кабинет истца на указанном сайте, сообщил о перенаправлении указанного заявления в Министерство социальных отношений <адрес> для рассмотрения по существу, поскольку на основании Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р обязанность по исполнению полномочий в сфере социальной защиты инвалидов передана субъекту РФ – <адрес>. С 2011 года обязанность по обеспечению мер социальной защиты указанной категории граждан возложена на Министерство социальных отношений <адрес>.

В ответ на обращение истца ответчик посредством электронной связи направил в личный кабинет истца письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ОРИ-<адрес>, согласно которому для рассмотрения вопроса о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации документы истца направлены в областное государственное учреждение «<адрес> реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс».

Однако до настоящего времени выплата компенсации истцу не произведена.

Также из искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел специальную обувь, предназначенную для формирования навыков ходьбы ребенка-инвалида, которая также является техническим средством реабилитации инвалидов.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенное средство через свой личный кабинет на сайте www.gosuslugi.ru (код заявления

Однако ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ОРИ, также поступившем в электронной форме в личный кабинет истца на сайте, фактически отказал истцу в принятии заявления для рассмотрения (в том числе для рассмотрения надлежащим лицом посредством передачи документов). В письме ответчиком указано, что заявление на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалидов может быть подано только специалисту РЦ «Импульс» на личном приеме по указанному адресу.

Из материалов дела следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ОРИ ответчик сообщил истцу о том, что с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (кресло-коляску) он должен срочно обратиться непосредственно к специалисту РЦ «Импульс».

Проанализировав вышеуказанные ответы на заявления истца о выплате компенсации за приобретенные технические средства реабилитации, суд находит обоснованными доводы истца о нарушении его прав и охраняемых законом интересов, поскольку фактически ответчик лишил истца права использования информационно-коммуникационной связью с государственными органами и учреждением, выполняющим публичные функции (РЦ «Импульс»).

Ответчик отказал истцу в принятии вышеуказанных заявлений в электронной форме через общедоступный государственный интернет-сервис, тогда как функция этого государственного интернет-портала особенно важна для инвалидов, самостоятельно обращающихся в компетентные органы за получением таких выплат.

Согласно п. 2 ст. 11.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, необходимая для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, может быть представлена гражданами (физическими лицами) и организациями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.

Положения ст. 12 указанного Закона закрепляют следующие принципы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий:

- развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

- создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Согласно п. 3 ст. 11.1. вышеуказанного Закона требования к осуществлению взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и порядок такого взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Из искового заявления, материалов дела, в частности скриншота сертификата ключа проверки электронной подписи, следует, что на сайте www.gosuslugi.ru истец имеет зарегистрированную на его имя квалифицированную электронно-цифровую подпись, которой он воспользовался для направления ответчику вышеуказанных заявлений на компенсацию приобретенных спецсредств для дочери.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, статьей 9 указанного Закона установлена обязательность принятия обращения к рассмотрению, а положениями п. 3 ст. 8 данного Закона установлена повышенная ответственность органов государственной власти и/или местного самоуправления в вопросах доставки такой корреспонденции надлежащему органу. Так, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

По смыслу положений ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» у заявителя есть право, но не обязанность обращаться в органы государственной власти лично, то есть требование ответчика о необходимости составления заявления о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации исключительно на бумажном носителе и обязательное личное обращение ДМЕ с таким заявлением не основано на законе.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиком нарушены права административного истца и, принимая во внимание все установленные по делу обстоятельства, принимает решение об удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 111, 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ДМЕ к Министерству социальных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в принятии обращения с приложенными документами в электронной форме через сайт удовлетворить.

Признать незаконным заявления ДМЕ на получение компенсации за приобретение спецсредства для ребенка-инвалида с приложенными документами через электронную приемную Министерства социальных отношений <адрес> на сайте www.gosuslugi.ru (код обращения , дата обращения ДД.ММ.ГГГГ).

Признать незаконным непринятие заявления ДМЕ на получение компенсации за приобретение спецсредства для ребенка-инвалида с приложенными документами через электронную приемную Министерства социальных отношений <адрес> на сайте www.gosuslugi.ru (код обращения , дата обращения ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий: