К делу № 2а- 1167/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 17 июня 2016 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - Бочко И.А.,
при секретаре - Чеботаревой В.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, доверенность № от 14 июня 2016 года,
представителя административного ответчика – ФИО3 по доверенности от 30 декабря 2015 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском и просит обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в соответствии со следующими его характеристиками: кадастровый номер земельного участка, пределах которого расположено здание №; номер кадастрового квартала, в пределах которого расположено здание №; адрес (описание местоположения) здания <адрес>, вид объекта недвижимости - здание, назначение здания - жилой дом, количество этажей здания - 1, в том числе подземных - 0, материал наружных стен здания - кирпич, площадь здания- 47,7 кв.м.
Свои требования обосновала тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом литер АА1, общей площадью 36,9 кв.м, жилой площадью 28,8 кв.м, по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Гирейского поселкового округа Гулькевичского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ей было разрешено строительство пристройки к жилому дому, капремонт бани с облицовкой кирпичом. Отделом Архитектуры и Градостроительства Администрации Гулькевичского района был подготовлен строительный паспорт на застройку земельного участка, согласно которому проведена реконструкция жилого дома, изменена общая площадь жилого дома. В целях внесения изменений о площади жилого дома и дальнейшей регистрации права на реконструированный жилой дом истец обратилась в Филиал - ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району, в результате чего был подготовлен и выдан технический паспорт на реконструированный жилой дом с отметкой, что реконструированный жилой дом построен в 2012 году без разрешения. Кадастровый инженер ФИО4 подготовил технический план, истец обратилась к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Ответчиком принято решение о приостановлении кадастрового учета в связи с тем, что выявлено несоответствие представленного технического плана здания в форме электронного документа Требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития от 29.11.2010 года № 403, а именно: представленный технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, однако объект недвижимости внесен в государственный кадастр недвижимости на основании Акта о включении в ГКН сведений о ранее учтенные объектах технического учета, содержащихся в ЕГРП на основании технического паспорта от 19.11.1999 года, в связи с чем необходимо подготовить технический план на основании технического паспорта от 19.11.1999 года, а не на основании Декларации. В разделе «Заключение кадастрового инженера» указано: «В результате строительства пристройки к дому, общая площадь домовладения составила 47.7 кв.м», при этом в нарушение пункта 45 Требований №403 не приведены расчеты и результаты необходимых измерений, обосновывающие изменение площади здания. В представленном заявлении содержится просьба осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с уточнением местоположения на земельном участке, изменением площади, этажности, материала наружных стен, года завершения строительства здания. По сведениям Государственного кадастра недвижимости у здания с кадастровым номером № содержатся сведения о наименовании объекта - «жилой дом, литер АА1, общая площадь 36,9 кв.м, жилая площадь 28,8 кв.м». По сведениям представленного технического плана общая площадь здания составляет 47,7 кв.м, в связи с чем необходимо указать сведения о наименовании объекта недвижимости в соответствии с документом, на основании которого подготовлен технический план, указать в заявлении о государственном кадастровом учете изменений все позиции, подлежащие изменению. Необходимо исключить из элемента «OldNumbers» кадастровый №. В элементе «Note» технического плана здания в форме электронного документа (раздел «Характеристики здания») указаны сведения oб адресе здания, противоречащие сведениям об адресе, указанным в декларации об объекте недвижимости, необходимо привести в соответствие с установленными требованиями оформления раздела «Характеристики здания» технического плана в форме электронного документа. В случае изменения адреса необходимо приложить адресную справку, подтверждающую изменения адреса. Поскольку устранить замечания в техническом плане возможно только при предоставлении технического паспорта от 19.11.1999 года, она обратилась с заявлением (запросом) в Филиал - ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району о выдаче технического паспорта жилого дома от 19.11.1999 года. Ей было отказано, поскольку в инвентарном деле технический паспорт по состоянию на 19.11.1999 года отсутствует. Согласно сообщению ответчика, сведения о запрашиваемых документах в государственном кадастре недвижимости на бумажном носителе отсутствуют, содержатся только в виде электронных документов. Обратилась в прокуратуру Гулькевичского района с обращением о несогласии с действиями директора Филиала - ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району. Согласно проведенной прокуратурой проверке действия директора БТИ согласуются с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37, в материалах инвентарного дела имеются даты обследования и описания объекта по состоянию на 07.08.1967, 25.01.1976, 17.01.1980, 10.06.1986, 14.08,1993, 17.04.2003, 21.012014. По состоянию на 19.09.1999 обследование и описание объекта не осуществлялось, технический паспорт не изготавливался. В связи с тем, что необходимый для продолжения кадастровых работ технический паспорт по состоянию на 19.11.1999 года заявителем не был предоставлен и по истечению трехмесячного срока не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, ответчиком было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости. У истца отсутствует технический паспорт, подготовленный до 1 января 2013 года; органом технической инвентаризации было отказано в выдаче информации в связи с тем, что технический паспорт по состоянию на 19.11.1999 года отсутствует, так как такой технический паспорт не изготавливался, в ГКН сведения о запрашиваемых документах на бумажном носителе отсутствуют, кадастровым инженером был подготовлен новый технический план от 20.10.2015 года на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем здания от 05.03.2015 года, с которым истец вновь обратилась к ответчику. Проведение учета изменений приостановлено, поскольку выявлено несоответствие представленного технического плана здания в форме электронного документа Требованиям к подготовке технического плана здания: представленный технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, а объект внесен по материалам технической инвентаризации архивов ОТИ, в распоряжении органа кадастрового учета имеются материалы архивов органа технической инвентаризации - технический паспорт здания, на основании которого может быть подготовлен технический план здания. Данное решение о приостановлении считает неправомерным, нарушающим ее права. Она как заказчик кадастровых работ не располагает на сегодняшний день материалами архивов ОТИ, а орган кадастрового учета, в распоряжении которого имеются данные материалы, не может их выдать в том виде, в котором они могли бы использоваться для подготовки технического плана. Законодательством в области градостроительной деятельности не требуется изготовление или принятие указанных документов, поэтому в связи с отсутствием возможности предоставить проектную документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленный до 1 января 2013 года технический паспорт здания, ею было принято решение о подготовке Декларации об объекте недвижимости, в точном соответствии с которой кадастровым инженером в техническом плане были внесены сведения о здании, декларация включена в состав приложения и является неотъемлемой частью технического плана. Указанная филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю причина приостановки кадастрового учета противоречит требованиям ст. 21 Закона о кадастре, согласно которой орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 – ФИО4 поддержал требования об обязании административного ответчика внести изменения в кадастровый учет на основании подготовленного кадастровым инженером ФИО4 технического плана.
Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признал, принятое решение считает законным и обоснованным.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка с объектами недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом №, общей площадью 36,9 кв.м, жилой – 28,8 кв.м, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1456 кв.м, с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы администрации Гирейского поселкового округа Гулькевичского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 было разрешено строительство пристройки к принадлежащему ей жилому дому, капремонт бани с облицовкой кирпичом.
В соответствии с указанным постановлением Отделом Архитектуры и Градостроительства Администрации Гулькевичского района подготовлен строительный паспорт на застройку земельного участка, в соответствии с которым проведена реконструкция жилого дома, изменена общая площадь жилого дома.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в связи с чем ФИО1 свое право собственности необходимо зарегистрировать в Гулькевичском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
До регистрации прав на объекты недвижимого имущества необходимо осуществление их кадастрового учета.
В целях внесения изменений о площади жилого дома и дальнейшей регистрации права на реконструированный жилой дом истец обратилась в Филиал - ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району, в результате чего был подготовлен и выдан технический паспорт на реконструированный жилой дом с отметкой, что строение литер «а» (пристройка) построена в 2012 году без разрешения.
На основании договора с истцом кадастровым инженером ФИО4 подготовлен технический план жилого дома, с которым 02 апреля 2015 года ФИО1 обратилась с заявлением в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
К заявлению были представлены свидетельство о праве собственности на жилой дом и земельный участок; технический план здания от 01 апреля 2015 года, подготовленный кадастровым инженером ФИО4
Решением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю № от 15 апреля 2015 года приостановлено осуществление кадастрового учета по основаниям, установленным пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ - «заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона».
Причиной приостановки указано, что «…В соответствии с пунктом 16 Требований № сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются е техническом плане на основании Декларации об объекте недвижимости. Представленный технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, однако объект недвижимости с кадастровым номером № внесен в государственный кадастр недвижимости в рамках реализации пункта 2 приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 №1, на основании Акта о включении в ГКН сведений о ранее учтенные объектах технического учета, содержащихся в ЕГРП. В ЕГРП сведения об объекте были внесены на основании Технического паспорта от 19.11.1999 года. В связи с чем необходимо подготовить технический план на основании технического паспорта от 19.11.1999 года, а не на основании Декларации».
ФИО1 обратилась с заявлением (запросом) в Филиал - ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району о выдаче информации из архива БТИ на объект капитального строительства: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Характер запрашиваемой информации: архивная справка об имеющихся в документах архива БТИ технического паспорта жилого от 19.11.1999 года и заверенная копия либо выписка из технического паспорта жилого дома от 19.11.1999 года на бумажном носителе.
В ответ на запрос на заявлении истца директором Филиал - ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району рукописным текстом указано, что в инвентарном деле технический паспорт по состоянию на 19.11.1999 года отсутствует.
ФИО1 обратилась в Гулькевичский территориальный отдел Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с запросом о предоставлении документов, являющихся основанием внесения в ГКН сведений о ее жилом доме. Ею было получено уведомление № от 03.08.2015 года, в котором сообщалось, что сведения о запрашиваемых документах на здание с кадастровым номером № в государственном кадастре недвижимости на бумажном носителе отсутствуют, данные сведения в ГКН содержатся только в виде электронных документов.
По вопросу соответствия действий директора БТИ закону истец обратилась в прокуратуру Гулькевичского района.
Согласно проведенной прокуратурой проверке, технические характеристики домовладения по <адрес> отражены в техническом паспорте домовладения по состоянию на 21.01.2014 года. Указанные действия директора БТИ согласуются с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 года №37. Проверкой также установлено, что в материалах инвентарного дела имеются даты обследования и описания объекта по состоянию на 07.08.1967, 25.01.1976, 17.01.1980, 10.06.1986, 14.08,1993, 17.04.2003, 21.012014. По состоянию на 19.09.1999 обследование и описание объекта не осуществлялось, технический паспорт не изготавливался.
15 марта 2016 года ФИО1 вновь обратилась в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. К заявлению были представлены свидетельство о праве собственности на жилой дом и земельный участок; технический план здания от 01 апреля 2015 года, подготовленный кадастровым инженером ФИО4
Решением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю № от 22 марта 2016 года приостановлено осуществление кадастрового учета по основаниям, установленным пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ - «заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона».
Причиной приостановки указано, что «…В соответствии с пунктом 16 Требований №403 сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании Декларации об объекте недвижимости, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларации в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав его приложений. Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения. В случае подготовки технического плана на основании проектной документации в состав приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения. Представленный технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, объект внесен по материалам технической инвентаризации архивов ОТИ, в распоряжении органа кадастрового учета имеются материалы архивов органов технической инвентаризации – технический паспорт здания, на основании которого может быть подготовлен технический план здания.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимыми для постановки на кадастровый учет здания документами являются:
- технический план здания или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
В силу ст. 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости. Сведения о здании указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод в эксплуатацию, проектной документации или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Из анализа положений статей 22 и 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» следует, что технический паспорт здания подготавливается либо на основании разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию; проектной документации объекта недвижимости; технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013; либо - при отсутствии вышеуказанных документов – на основании декларации.
Указанная Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю причина приостановки кадастрового учета противоречит требованиям ст. 21 Закона о кадастре, согласно которой орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.
У заявителя не имеется указанного в решении технического паспорта по состоянию на 19.11.1999 года, предпринятые ею меры по получению указанного паспорта выявили его отсутствие в органе технического учета, именно поэтому технический план жилого дома подготовлен на основании декларации о нем.
Предусмотрев необходимость постановки объектов на кадастровый учет, установив обязательность кадастрового учета объектов недвижимости, федеральный законодатель предусмотрел и возможность постановки на кадастровый учет объектов недвижимости при отсутствии проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию и технических паспортов, изготовленных до 01 января 2013 года, установив в пункте 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре диспозитивное требование: для кадастрового учета представляется «технический план здания или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию».
Принятое заинтересованным лицом решение о приостановке кадастрового учета лишает заявителя возможности осуществить обязательный в силу закона их кадастровый учет, а, следовательно, осуществить регистрацию своих прав в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем суд полагает необходимым в целях реализации прав заявителя обязать заинтересованное лицо произвести кадастровый учет объектов недвижимости на основании представленной декларации об объекте недвижимости.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в соответствии со следующими его характеристиками: кадастровый номер земельного участка, пределах которого расположено здание №; номер кадастрового квартала, в пределах которого расположено здание №; адрес (описание местоположения) здания <адрес>, вид объекта недвижимости - здание, назначение здания - жилой дом, количество этажей здания - 1, в том числе подземных - 0, материал наружных стен здания - кирпич, площадь здания- 47,7 кв.м, в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО4, на основании заявления ФИО1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий