ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1167/18 от 19.12.2018 Левобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Административное дело № 2а-1167/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года город Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе судьи Богачевой Е.Л.

при секретаре Прушинской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МИФНС № 1 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по имущественному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Липецкой области с учетом уточнения обратилась в суд иском к ФИО1 в котором просила взыскать с ответчика недоимку по имущественному налогу за 2016 год в размере 10 639 руб. 09 коп, пени за просрочку уплату имущественного налога за период с 02.12.2017 года по 06.02.2018 года в сумме 186 руб. 85 коп., а всего 10 818 руб. 94 коп.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Липецкой области по доверенности ФИО2 уточненный административный иск поддержал по доводам, изложенным в нем.

Административный ответчик ФИО1, его представитель ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, ссылаясь на то, что согласно копии технического паспорта спорного домовладения по состоянию на 21.12.2016 года его инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора составляет 323 635 руб., следовательно, налог исчислен истцом и заявлен ко взысканию неверно, и ответчик задолженности оп налогу не имеет.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 3, 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч.1 ст.399 НК РФ РФ налог на имущество физических лиц (устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Как следует из ч.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в том числе и жилой дом.

Из положения о налоге на имущество физических лиц сельского поселения Казинского сельсовета Грязинского муниципального района, утв. решением Совета депутатов сельского поселения Казинского сельсовета Грязинского муниципального района Липецкой области от 17 октября 2014 г. № 186, действующего в спорный период, следует, что налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования.

В силу ч.2 ст.402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения установлен ст.404 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.

Пунктом 5.3. Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04 августа 1998 года № 37 предусмотрено, что действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с "Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", утвержденным Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.92 N 87.

В силу ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Положениями ст. 70 НК РФ предусмотрены сроки направления требования об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма

Положениями ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», а также с учетом разъяснений, данных в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 года N 71, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В связи с указанным при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

В п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при применении ст. 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налогов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Судом установлено, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером 48:02:0940161:27, расположенный по адресу: <адрес>

Таким образом, ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» филиала Грязинского БТИ уполномочено и именно его функцией является осуществлять расчет инвентаризационной стоимости в отношении принадлежащего административному ответчику жилого помещения.

Действительная инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц в ценах 1969 г. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с данными технического паспорта на период обследования 14.12.1999 г. составляет 15794 рубля, что следует из технического паспорта на спорный жилой дом по состоянию на 14.12.1999 г.

Индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991г. постановлению Госстроя СССР от 11 мая 1983 года №94 и письму Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года № 14-Д равен 1,889.

Инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц по состоянию на 01.01.2013 г. спорного жилого помещения равна: 5794*1,889*14,63= 436546 руб.; где 1,889 - индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991 г. согласно вышеуказанным письмам Госстроя РФ; 14,63 - коэффициент пересчета из уровня цен 1991 г. в цены 2012 г. согласно постановлению администрации Липецкой области от 19.07.2011 г. №256;

Инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц жилого дома по состоянию на 01.01.2016 г. составляет: 436546*1,329 = 580170 руб. с учетом коэффициента - дефлятора - 1,329 в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.10.2015 г. № 772 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2016г.»;

Действительная инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц в ценах 1969 г. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с данными технического паспорта на период последнего обследования 21.12.2016 г. составляет 14737 рублей.

Индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991г. согласно вышеуказанным постановлению и письму Госстроя равен 1,889.

Инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц по состоянию на 01.01.2013 г. равна: 14737*1,889*14,63= 407331 руб.; где 1,889 - индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991 г. согласно вышеуказанным письмам Госстроя РФ; 14,63 - коэффициент пересчета из уровня цен 1991 г. в цены 2012 г. согласно постановлению администрации Липецкой области от 19.07.2011 г. №256;

Инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц жилого дома по состоянию на 21.12.2016 г. составляет: 407331*1,329 = 541343 руб. с учетом коэффициента - дефлятора - 1,329 в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.10.2015 г. № 772 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2016г.»

Таким образом, инвентаризационная стоимость жилого дома ответчика определена в соответствии с регламентирующими порядок ее определения нормативными актами и в отдельного производства в судебном порядке не признана недействительной.

Из материалов также следует, что административному ответчику был начислен налог на имущество в размере 11 603 руб. 00 коп., который уплачен им не был.

В соответствии с ч. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. в данном случае – не позднее 01.12.2017 года.

На сумму неуплаченного в срок, установленный законом, налога в соответствии со ст. 75 НК РФ была начислена пеня в размере 203 руб. 92 коп. Однако она административным ответчиком также уплачена не была.

Налоговым уведомлением от 20.07.2017 года ФИО1 извещался об обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год в срок до 01.12.2017 года.

Административному ответчику своевременно было направлено заказным письмом требование об уплате налогов и пени по состоянию на 07.02.2018 года со сроком исполнения до 20.03.2018 года.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

23.07.2018 года определением и.о.мирового судьи судебного участка № 24 Левобережного судебного района города Липецка судебный приказ, вынесенный по заявлению Межрайонной ИФНС №1 по Липецкой области о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, отменен.

21.09.2018 года административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу па имущество физических лиц и пени поступило в Левобережный районный суд города Липецка.

Согласно копии конверта данный административный иск был направлен в суд инспекцией 19.09.2018 года.

Таким образом, административное исковое заявление подано в суд в установленный ст. 48 НК РФ срок, и подлежит удовлетворению.

Довод административного ответчика о том, что инвентаризационная стоимость спорного домовладения с учетом коэффициента-дефлятора составляет 323 635, суд находит несостоятельным, поскольку представленная административным истцом копия технического паспорта на спорный жилой дом по состоянию на 21.12.2016 года противоречит по своему содержанию оригиналу технического паспорта, содержащегося в инвентаризационном деле, предоставленном по запросу суда ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» филиал Грязинское БТИ.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в доход бюджета в сумме 433 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 в пользу МИФНС № 6 России по Липецкой области недоимку по имущественному налогу за 2016 год в размере 10 632, 09 руб., пени в размере 186, 65 руб., а всего 10 818, 94 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета города Липецка госпошлину в размере 433 руб.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме, то есть 24 декабря 2018 года.

Судья Е.Л. Богачева