Дело № 2а-1167/2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Дальнегорск 28 декабря 2017 года Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Кухта А.В., при секретаре Карлюк Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г.Дальнегорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: С административным исковым заявлением в суд обратился прокурор г.Дальнегорска, указав, что прокуратурой города Дальнегорска во исполнение поручения прокуратуры Приморского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере установления границ зон затопления и подтопления в документах территориального планирования (генеральных планах), градостроительного зонирования (правилах землепользования и застройки) и документации по планировке территории Дальнегорского городского округа, В результате проверки установлено, что администрацией Дальнегорского городского округа до настоящего времени не направлены в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления, подтопления Дальнегорского городского округа в соответствии с Правилами определении границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360. Вместе с тем, согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа является вопросом местного значения городского округа. В соответствии с ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу пунктов 3, 17 и 18 Правил определении границ зон затопления, подтопления, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 г. № 360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, а затем отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий. Несмотря на то, что территория Дальнегорского городского округа систематически подвергается затоплению, граждане, признаются пострадавшими от чрезвычайных ситуаций, связанных с обильными ливневыми дождями, получают компенсационные выплаты в связи с утратой урожая, имущества, повреждением жилья из краевого, федерального бюджетов, администрацией Дальнегорского городского округа до настоящего времени не направлены в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления, подтопления Дальнегорского городского округа. Кроме того, подготовка карт (планов) границ зон затопления, подтопления в план работ администрации Дальнегорского городского округа на 2018 год не включена. Просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации Дальнегорского городского округа, которое заключается в непринятии мер по подготовке карт (планов) зон затопления, подтопления на территории Дальнегорского городского округа и направлению в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. 2. Обязать администрацию Дальнегорского городского округа подготовить карты (планы) зон затопления, подтопления на территории Дальнегорского городского округа и направить в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморскогокрая в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании административный истец – старший помощник прокурора г.Дальнегорска Пушкеля Л.А. поддержала административное исковое заявление по доводам изложенным в иске, просила его удовлетворить. Представитель административного ответчика – Администрации Дальнегорского городского округа Игумнова Н.О., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск, где указала, что генеральным планом Дальнегорского городского округа, утверждённым решением Думы Дальнегорского городского округа от <дата>№, Правилами землепользования и застройки территории Дальнегорского городского округа, утверждёнными решением Думы Дальнегорского городского округа от <дата>№ предусмотрены зоны планировочных ограничений, на которых обозначены территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе определены границы зон катастрофического наводнения и зон 1% затопления. Генеральным планом Дальнегорского городского округа определены и оцифрованы границы указанных зон. Картографический материал Генерального плана, Правил землепользования и застройки на территории Дальнегорского городского округа размещён на главной странице сайта Дальнегорского городского округа dalnegorsk-mo.ru. Пунктом 5.15.1 Местных нормативов градостроительного проектирования Дальнегорского городского округа, утверждённых постановлением Главы Дальнегорского городского округа от <дата>. №-пг «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования» установлен регламент использования территорий, подверженных риску затопления. Администрацией Дальнегорского городского округа после утверждения Генерального плана городского округа был предпринят ряд попыток постановки границ населённых пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования (в том числе - зон затопления) на государственный кадастровый учёт. С этой целью в адрес директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю Думой Дальнегорского городского округа (органом, утвердившим генеральный план Дальнегорского городского округа - исх. от <дата>№, исх. от <дата>№) и администрацией Дальнегорского городского округа (исх. от <дата>№-АР, от <дата>№ - АР) направлялся ряд писем с приложением материалов по оцифрованным границам зон. Документы направлялись в формате XML - файлов, как требовалось на момент их предоставления. На все отправленные письма ответа от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю» ни в адрес Думы Дальнегорского городского округа, ни в адрес администрации Дальнегорского городского округа не поступило. После принятия Постановления Правительства РФ от <дата>№ «Об утверждении «Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости, а так же о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее - Правила), и, следовательно, изменения пакета документов для предоставления сведений для постановки объекта землеустройства на государственный кадастровый учёт, в адрес администрации Дальнегорского городского округа от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю» <дата>№ поступило письмо с информацией о том, что в соответствии с принятыми Правилами установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учёта документам, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства РФ карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Учитывая тот факт, что при разработке Генерального плана Дальнегорского городского округа в соответствии с действующим на момент разработки законодательством были выполнены оцифрованные границы зон в формате XML- файлов, возникла необходимость разработки карт (планов) объектов землеустройства. Протяжённость границ зон 1% затопления в соответствии с генеральным планом городского округа составляет 71,646 км, протяжённость границ зон катастрофического наводнения от разрушения гидротехнических сооружений составляет 31,775 км. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила). В соответствие с вышеуказанными Правилами, границы зон подтопления, затопления, определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органом местного самоуправления. Администрация Дальнегорского городского округа с этой целью должна подготовить карты (планы) объектов землеустройства с целью их передачи в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на сайте zakupki.gov.ru размещена документация о проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по определению границ зон затопления и подтопления на территории Приморского края (далее - документация) (закупка №). В пункт 4 Технического задания на выполнение работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории Приморского края, являющегося частью Документации, в состав выполняемых работ включена подготовка предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории г. Дальнегорска (площадью 6 146,8 га) и д. Мономахово (площадью 530,45 га). Таким образом, зоны затопления и подтопления от реки Рудной в г. Дальнегорске и д. Мономахово будут определены в рамках исполнения вышеуказанных работ по контрактам, заключенным Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Определение зон затопления и подтопления от реки Рудной в с. Сержантово, с. Рудная Пристань, реки Опричнинка в с. Каменка будет выполнено администрацией Дальнегорского городского округа. Муниципальной программой «Развитие землеустройства и землепользования на территории Дальнегорского городского округа» на 2015-2019 годы бюджетные ассигнования в 2017 г. на подготовку карт (планов) границ зон затопления, подтопления не предусмотрены. Учитывая все вышеизложенные факты, было принято решение выполнение этих видов работ перенести на 2018-2019 годы. С этой целью в план-график закупок товаров, работ, услуг Управления муниципального имущества администрации Дальнегорского городского округа на 2018 год будет внесена закупка по подготовке карт (планов) объектов землеустройства по границам зон затопления и подтопления. На выполнение работ предусмотрено 727 000 рублей. После подготовки карт (планов) объектов землеустройства по границам зон пакет документов, установленный Правилами определения границ зон затопления и подтопления, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, будет направлен в адрес департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края для рассмотрения и проведения процедур дальнейших согласований с целью постановки указанных зон на государственный кадастровый учёт. На основании изложенных доводов просила в удовлетворении иска отказать Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующих доводов и доказательств. В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Зоны затопления, подтопления в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации). Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил). В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Дальнегорска во исполнение поручения прокуратуры Приморского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере установления границ зон затопления и подтопления в документах территориального планирования (генеральных планах), градостроительного зонирования (правилах землепользования и застройки) и документации по планировке территории Дальнегорского городского округа, В результате проверки установлено, что администрацией Дальнегорского городского округа до настоящего времени не направлены в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления, подтопления Дальнегорского городского округа в соответствии с Правилами определении границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360. Таким образом, в судебном заседании установлено, что, несмотря на то, что территория Дальнегорского городского округа систематически подвергается затоплению, вызванному обильными ливневыми дождями, администрацией Дальнегорского городского округа до настоящего времени не направлены в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления, подтопления Дальнегорского городского округа. Доказательств обратного, административным ответчиком суду не представлено. Доводы административного ответчика о том, что границы зон подтопления, затопления, определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органом местного самоуправления, зоны затопления и подтопления от реки Рудной в г. Дальнегорске и д. Мономахово будут определены в рамках исполнения вышеуказанных работ по контрактам, заключенным Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, а определение зон затопления и подтопления от реки Рудной в с. Сержантово, с. Рудная Пристань, реки Опричнинка в с. Каменка будет выполнено администрацией Дальнегорского городского округа в соответствии с программой «Развитие землеустройства и землепользования на территории Дальнегорского городского округа на 2015-2019 годы» суд считает несостоятельным, поскольку органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пп. 1пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 ВК РФ). Факт того что бюджетные ассигнования в 2017 г. на подготовку карт (планов) границ зон затопления, подтопления не предусмотрены, не может служить основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей, предусмотренных законом. Исходя из установленных обстоятельств дела, суд считает, что исковые требования прокурора г. Дальнегорска подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-175, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление прокурора г.Дальнегорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Дальнегорского городского округа, которое заключается в непринятии мер по подготовке карт (планов) зон затопления, подтопления на территории Дальнегорского городского округа и направлению в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Обязать администрацию Дальнегорского городского округа подготовить карты (планы) зон затопления, подтопления на территории Дальнегорского городского округа и направить в установленном порядке в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Настоящее решение опубликовать на официальном сайте Дальнегорского районного суда. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья А.В. Кухта |