ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1168/20 от 11.08.2020 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело 2а-1168/2020

УИД: 66RS0003-01-2020-000189-18

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2020 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2020 года город Екатеринбург

Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга в составе:

в составе председательствующего судьи Гребенщиковой Н.А.,

при секретаре Санниковой Е.А.,

с участием представителя административного ситца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО4 на жилой дом, расположенный по адресу: г. ***, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.

В обоснование заявленных требований указав, что 10 августа 2018 года Железнодорожным районным судом города Екатеринбурга принято решение, которым удовлетворены исковые требования Администрации города Екатеринбурга к ФИО4, МУГИСО; признано отсутствующим право собственности ФИО4 на жилые дома, в том числе с кадастровым номером *** стр. *** по *** в г. Екатеринбурге, признаны недействительными договоры купли-продажи в отношении земельных участков, стороны возвращены в первоначальное положение, в том числе в отношения из договоров аренды земельных участков. Решение суда в части прекращения права собственности на жилой дом по ***, стр. *** было исполнено на основании заявления ФИО4, поданного 18 сентября 2019 года в Управление Росреестра по Свердловской области, право собственности на указанный жилом дом было прекращено, между тем объект с кадастровым номером *** не был исключен из ЕГРН. После административный истец предпринял меры для завершения строительства, в том числе спорного жилого дома. 16 августа 2019 года ФИО4 направил в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга уведомление об изменении параметров планируемого строительства и реконструкции объекта ИЖС или садового дома, указав в нем фактические параметры завершенного строительством дома по ***, стр. *** уменьшенные количество этажей, площадь застройки и высота по сравнению с параметрами разрешения на строительство *** от ***. *** административный истец направил Администрации города Екатеринбурга уведомление об окончании строительства, на основании которого Администрацией города Екатеринбурга подготовлено уведомление о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности от *** и направлены документы в Управление Росреестра по Свердловской области. *** Управление Росреестра по Свердловской области направило в адрес Администрации города Екатеринбурга уведомление о приостановлении регистрационных действий, которое было мотивированно тем, что к представленному на регистрацию техническому плану объекта ИЖС не были приложены уведомление застройщика о планируемых строительстве и реконструкции, а также уведомление ОМС о соответствии параметрам разрешенного строительства; в отношении земельного участка по *** стр. *** в ЕГРН имеется запись о регистрации договора купли-продажи земельного участка *** от *** года, что противоречит судебному акту по делу ***; контур заявленного на регистрацию объекта недвижимости пересекает имеющийся в ЕГРН объект с кадастровым номером ***.

Данные основания для приостановления государственной регистрации административный истец считает незаконными по следующим основаниям. Поскольку строительство жилого дома осуществлялось в соответствии с измененным разрешением на строительство, то уведомление о планируемом строительстве не подается в ОМС и не прилагается к техническому плану, подаваемому при государственной регистрации права собственности; запись о регистрации договора купли-продажи земельного участка *** от *** не является основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на жилой дом. Объект с кадастровым номером *** должен быть исключен из ЕГРН, поскольку в соответствии с решением суда по делу *** его характеристики не соответствуют требованиям к завершенным строительством индивидуальным жилым домам.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании доводы административного иска поддержала в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования, пояснила, что требование соблюдения досудебного порядка урегулирования спора путем обращение в административную комиссию на административного истца не распространяется, поскольку ФИО4 заявителем на получение услуги по государственной регистрации права не являлся.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Свердловской области ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, доводы которого поддержал в полном объеме. Кроме того, указал, что 03 февраля 2020 года Управлением было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, государственной регистрации права в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга ФИО3 в судебном заседании указал, что решение Управления Росреестра по Свердловской области о приостановлении государственной регистрации является законным.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 10 августа 2018 года признано отсутствующим право собственности ФИО4 на жилые дом, в том числе с кадастровым номером ***, расположенный по адресу ***. Признан недействительным договор купли-продажи *** от *** земельного участка с кадастровым номером ***, расположенный по адресу ***, ст. ***, заключенный между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ФИО4 Стороны возвращены в первоначальное положение, в том числе в отношения из договоров аренды, заключенных между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ФИО4

16 августа 2019 года ФИО4 направил в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга уведомление об изменении параметров планируемого строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. По результатам рассмотрения указанного уведомления Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга направил в адрес ФИО4 уведомление от 26 августа 2019 года № 21.13-20/003/5339 о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: *** (строительный ***).

16 октября 2019 года по результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в адрес ФИО4 было направлено уведомление №21.13-20/003/6351 о соответствии построенного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: *** стр. ***требованим законодательства о градостроительной деятельности.

21 октября 2019 года представитель Администрации города Екатеринбурга обратился в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственном кадастровом учете, регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: ***, строительный ***, приложив к нему документы, перечисленные в описи документов, принятых для оказания государственных услуг от ***.

Уведомлением Управления Росреестра по Свердловской области № 66/999/001/2019-371081 от 01 ноября 2019 года, направленным в адрес Администрации города Екатеринбурга, приостановлено осуществление государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома в соответствии с пунктами 5, 7, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на срок до 01 февраля 2020 года (л.д. 117-121). В решении разъяснено, что в случае неустранения в установленный срок вышеуказанных причин приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в соответствии со ст. 27 названного выше Федерального закона, в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости будет отказано.

Решение мотивировано тем, что согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества: Здание, расположенное по адресу: обл. Свердловская, *** (строительный ***) с кадастровым номером: *** поставлен на государственный кадастровый учет на основании Разрешения на строительство *** от *** Представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным в соответствии с частью 13 статьи 24 Закона о регистрации приказом Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 № 953. В составе приложения технического плана отсутствуют Уведомление от застройщика о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта Индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. При внесении в Единый государственный реестр недвижимости координат характерных точек контура здания, указанных в элементе "Entity_Spatial" (Описание пространственной составляющей данных (местоположение на ЗУ)) технического плана, контур объекта недвижимости пересекает контур объекта капитального строительства с кадастровым номером ***. Согласно сведениям ЕГРН на земельный участок имеется запись о регистрации договора купли-продажи земельного участка *** от *** между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области «Продавец» и ФИО4 «Покупатель». В соответствии с определением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга № 2-84/2018 от 31.01.2019г. признан недействительным договор купли-продажи земельного участка *** от *** земельного участка с кадастровым номером *** расположенный по адресу *** ст. ***; возвращены стороны в отношения из договоров аренды от ******-Т, от ******-Т, от ******-Т, от ******-Т, от ******-Т, от ******-Т, заключенных между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ФИО4.

03 февраля 2020 года административным ответчиком вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет и по государственной регистрации права собственности не устранены.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п.п. 5, 7, 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

В силу ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 13.07.2018 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК Российской Федерации) оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объектах индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, представленный застройщиком технический план, посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае не направления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона. В соответствии с положениями части 19 статьи 55 ГрК Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 340) до 01.09.2019 положения части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49, пункта 1 части 17 статьи 51, статьи 51.1, пункта 5 части 2.2 статьи 52, частей 16-21 статьи 55, части 6 статьи 55.31, пунктов 12.1 - 12.3 части 5 статьи 56 ГрК Российской Федерации (в редакции Закона № 340), пункта 13 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции Закона № 340), пункта 1.1 части 1 статьи 15, части 1.2 статьи 19, части 11.1 статьи 24, пунктов 58 и 59 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (в редакции Закона № 340) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках.

В соответствии ч. 3, 4 с. 16 Закона № 340-Ф3, в случае, если до дня вступления в силу Закона № 340-Ф3 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 ГрК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона № 340-Ф3) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 ГрК Российской Федерации (в редакции настоящего Закона № 340-ФЗ) не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона о регистрации (в редакции Закона № 340-Ф3) (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 ГрК Российской Федерации (в редакции Закона № 340-ФЗ). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18-21 статьи 55 ГрК Российской Федерации (в редакции Закона № 340- ФЗ). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 11.1 ст. 24 Закона о регистрации технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.

Как следует из материалов дела, в соответствии с разрешением на строительство от 14 сентября 2011 года *** уже был поставлен на государственный кадастровый учет объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, стр. ***. При этом устранение пересечения координат характерных точек контура в представленном на регистрацию техническом плане с указанным объектом недвижимого имущества в Управление представлено не было.

Кроме того, вопреки доводам административного истца, у административного ответчика отсутствовали основания для применения п. 8 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации заявленного объекта недвижимости, поскольку на момент внесения в ЕГРН сведений о праве собственности на объект капитального строительства с кадастровым номером ***, данный объект, как было установлено решением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 10 августа 2018 года, представлял собой объект незавершенного строительства, не обладающего признаком жилого дома, в то время как в ЕГРН данный объект был указан как здание с назначением «жилой дом». Таким образом, для исключения записи о регистрации объекта с кадастровым номером *** из ЕГРН в силу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» возможно путем предъявления Администрацией города Екатеринбурга иска о признании отсутствующим зарегистрированного права на объект, сведения о котором в ЕГРН не соответствует действительности.

Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, таких требований Администрацией города Екатеринбурга не заявлялось.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решения Управления Росреестра по Свердловской области является законными и обоснованными.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО4 Кроме того, суд учитывает, что 03 февраля 2020 года административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации, которое административным истцом не оспаривается.

Вместе с тем, являются необоснованными доводы административного ответчика об оставлении административного иска без рассмотрения в связи с несоблюдением ФИО4 досудебного порядка урегулирования спора, поскольку в силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования.

Поскольку административный истец не являлся заявителем государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом, соответственно у него отсутствовала возможность для обращения в административную комиссию для обжалования решения о приостановлении государственной регистрации права от 01 ноября 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга.

Судья Н.А. Гребенщикова