ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/18 от 13.09.2018 Тамбовского гарнизонного военного суда (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2018 года город Тамбов

Тамбовский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Лосева В.А., при секретаре Дрыкине И.А., с участием административного истца - военнослужащего, проходящего военную службу в <данные изъяты>, майора Тарасова Станислава Валентиновича, его представителя Яркина А.Н., административного ответчика - ВрИО начальника <данные изъяты> подполковника Баранова В.Е., представителей начальника службы - уполномоченного <данные изъяты> - Рыжикова С.А. и Хрипушиной Н.Е., председателя комиссии, созданной на основании приказа начальника <данные изъяты> от 18 июня 2018 года майора Позднякова Е.Г., представителя заинтересованного лица - ФКУ «Управления финансового обеспечения МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанским областям» - Нерсесян А.С., о признании незаконным приказа начальника <данные изъяты> от 8 августа 2018 года и акта административного расследования, утвержденного начальником службы <данные изъяты> от 9 июля 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасов обратился в Тамбовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что начальником отделения (территориальное, г. Тамбов) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации своим решением от 31 мая 2018 года обязало его возвратить компенсацию за поднаем жилья и членов его семьи за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>.

Ссылаясь на п.1 Инструкции об организации в ВС РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ № 303 от 27 мая 2016 года, указывает, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам РФ проходящим военную службу по контракту, и членам их семей не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенными в целях жилищного обеспечения специализированной организацией в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В соответствие с п. 2 вышеуказанной Инструкции выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им представлены в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты командованием <данные изъяты> истцу производились в соответствии с требованиями Инструкции об организации в ВС РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ № 303 от 27 мая 2016 года, а также на основании Представления военной прокуратуры Тамбовского гарнизона, после его обращения на нарушения его права в части выплаты ему и членам его семьи, денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в 2016 году.

Приказом начальника <данные изъяты> от 18 июня 2018 года было назначено и проведено административное расследование по выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на основании обращения начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ (далее Отделение) от 31 мая 2018 года. Комиссия в составе: председателя и членов комиссии провела административное расследование и пришла к выводу о том, что административный истец обязан произвести возврат неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>, а также рекомендовала:

1. Начальнику <данные изъяты> принять меры по возврату майором Тарасовым СВ. неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в <данные изъяты>

2. В случае добровольного отказа административным истцом произвести возврат <данные изъяты>, направить материалы данного административного расследования в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» для принятия решения по взысканию денежных средств с него в судебном порядке;

3. Привлечь административного истца к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в том, что он не доложил по команде начальнику <данные изъяты> об изменившемся у него месте жительства 16 марта 2018 года.

На основании вышеназванного акта административного расследования от 09 июля 2018 года и распоряжения начальника <данные изъяты> от 18 июня 2018 года был издан приказ ВрИО начальника <данные изъяты> от 08 августа 2018 года о разрешении административному истцу добровольно внести неправомерно полученные денежные средства в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>.

С выводами и рекомендациями акта административного расследования от 09 июля 2018 года и приказом ВрИО начальника <данные изъяты> от 08 августа 2018 года он не согласен, т.к. административное расследование проведено не добросовестно, с нарушением норм действующего законодательства и без изучения всех обстоятельств дела, в связи с чем, приказ издан не правомерно и не законно. Кроме этого оспариваемым приказом на него возложены незаконные обязанности по возврату якобы неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>.

Полагая вои права нарушенными, с учетом последующих уточненных требований, просил суд:

1. Признать акт административного расследования от 09 июля 2018 года, а также действия начальника <данные изъяты> от 18 июня 2018 года полковника ФИО1, связанные с утверждением вышеуказанного Акта и приказ ВрИО начальника <данные изъяты> от 08 августа 2018 года подполковника ФИО2 о возврате денежной компенсации за поднаем жилья майором Тарасовым СВ. за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в сумме <данные изъяты> незаконными;

2. Обязать начальника <данные изъяты> от 18 июня 2018 года полковника ФИО1 отменить акт административного расследования от 09 июля 2018 года в части возврата денежной компенсации за поднаем жилья майором Тарасовым СВ. за период с 27.04.2017 года по 28.02.2018 года в сумме <данные изъяты>;

Обязать ВрИО начальника <данные изъяты> Баранова В.Е. отменить приказ от 08 августа 2018 года, как не соответствующий нормам Инструкции об организации в ВС РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ №303 от 27 мая 2016 года о возврате денежной компенсации за поднаем жилья Тарасовым СВ. за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в сумме <данные изъяты> как не обоснованное и нарушающее требования действующего законодательства.

Уточненные требования истца военный суд принял к своему производству.

В судебном заседании административный истец Тарасов и его представитель Яркин полностью поддержали требования заявления и настаивали на их удовлетворении. При этом административный истец Таросов пояснил, что он состоял в списках на получение служебного жилого помещения, осуществлял поднаем жилого помещения и получал денежную компенсацию за поднаем жилья. В декабре 2016 года начальником Отделения ему было предложено служебное жилое помещение, во новь построенном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Сначала он согласился, однако, прибыв в апреле 2017 года в Отделение для подписания договора найма служебного жилого помещения на предложенное ему жилье он узнал, что в предлагаемом ему жилом помещении газ не подключен. Прибыв по указанному выше адресу, он обнаружил, что действительно как в предлагаемой ему квартире, так и в самом доме газоснабжение отсутствует, при этом он увидел, что газовая труба подведена к вышеуказанному дому, однако не соединена (не подключена) к газовой трубе дома. При этом, в предложенной квартире и в самом доме газовые трубы были везде проведены и на кухне были установлены газовые плиты, в которых газ отсутствовал. О данном обстоятельстве он сообщил начальнику Отделения, от которого он услышал, что ему необходимо лично обратиться в газоснабжающую организацию, где заключить договор на подключение газового оборудования и газ в квартире будет поступать. Однако в газоснабжающей организации ему сообщили, что пока в доме не будут заселены все жильцы дома, газ к квартирам подключен не будет. С учетом указанных обстоятельств, поскольку в предлагаемом жилом помещении отсутствовало газоснабжение он отказался от подписания договора найма служебного жилого помещения. В дальнейшем ему за период с апреля 2017 года по декабрь 2017 года перестали выплачивать денежную компенсацию за поднаем жилья. Однако, после того, как он обратился в военную прокуратуру Тамбовского гарнизона, за указанный промежуток времени ему вся денежная компенсация была выплачена. Уже в марте 2018 года ему вновь было предложено служебное жилое помещение, но уже по другому адресу, которое соответствовало всем требованиям, предъявляемым к предоставляемому жилому помещению и он согласился на его получение. На основании изложенного уже с марта 2018 года выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения ему была прекращена. Однако в мае 2018 года начальник Отделения обратился в адрес его руководства с письмом, в котором указал о том, что он в апреле 2017 года отказался от предложенного ему служебного жилого помещения и просил разобраться в законности получения им после указанной даты денежной компенсации за поднаем жилья. Проводилось разбирательство по указанному письму и с него брали объяснение по обстоятельствам отказа им от предложенного жилья. В ходе разбирательства он подал рапорт, в котором указал, что он готов заплатить выплаченные ему денежные средства за поднаем жилья, только в том случае, если будет установлено, что их ему выплачивали незаконно, то есть, что он незаконно отказался от предложенного ему служебного жилого помещения. Поскольку на данный момент вопрос о его законности отказа от предложенного ему служебного помещения еще в законодательном порядке не разрешен, то он считает, что на законных основаниях отказался от предложенного ему жилого помещения в связи с этим он добровольно не вернул выплаченную ему денежную компенсацию. Считает выводы комиссии, которая проводила расследование по факту его отказа от предложенного служебного помещения и которая пришла к выводу о том, что у него не было законных оснований для отказа от предложенного служебного жилого помещения являются незаконными и необоснованными и нарушают его права, как нарушает его права и изданный на основании проведенного административного расследования приказ ВрИО начальника <данные изъяты> от 08 августа 2018 года подполковника Баранова.

Представитель Яркин в судебном заседании пояснил, что выводы и рекомендации акта административного расследования от 09 июля 2018 года послужившие основанием для издания приказа ВрИО начальника <данные изъяты> от 08 августа 2018 года о возврате денежной компенсации за поднаем жилья на Тарасова и членов его семьи за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в сумме <данные изъяты> нарушает законные права Тарасова, действующее законодательство на предоставление выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в спорный период и возлагают на майора Тарасова незаконные обязанности по возврату якобы неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>. Вместе с тем, он считает, что Тарасов на законных основаниях отказался от предложенного ему служебного жилого помещения, поскольку оно не соответствовало требованиям, предъявляемым к предоставляемому жилому помещению, а именно было не газофицировано. При этом он подчеркнул, что предлагаемое Тарасову служебное жилье по вышеуказанному адресу как не было газифицировано в апреле 2017 года, так и негазифицировано на сегодняшний день.

В судебном заседании административный ответчик ВрИО начальника <данные изъяты> Баранов требования заявления не признал. При этом показал, что по результатам административного расследования установлено, что Тарасов обязан произвести возврат неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>. На основании утвержденного акта административного расследования и рекомендаций комиссии, рапорта Тарасова от 1 августа 2018 года, в котором он выразил готовность возвратить указанную сумму на расчетный счет МО РФ на законных основаниях, он своим приказом по <данные изъяты> от 8 августа 2018 году разрешил Тарасову возместить ущерб в полном объеме посредством внесения всей денежной суммы в размере <данные изъяты> в кассу ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», либо на расчетный счет организации посредством банковской операции. Указывает на то, что своим приказом от 8 августа 2018 года права, свободы и законные интересы Тарасова он не нарушал, так как не обязывал его возвратить неправомерно полученные денежные средства, а только разрешил ему добровольно возместить выплаченные ему денежные средства, поскольку последний в своем рапорте указал о его согласии на добровольную выплату указанной компенсации.

Ответчик – председатель комиссии майор Поздняков в судебном заседании требования истца не признал и при этом пояснил, что в ходе проведенного разбирательства комиссия на основании полученных документов из жилищного органа МО РФ, в которых содержались сведения о том, что дом в установленном порядке принят для его проживания, пришла к обоснованному выводу о том, что у Тарасова не было законных оснований отказываться от предложенного ему служебного помещения. Вместе с тем он добавил, что действительно, в ходе проведения административного расследования комиссия не пребывала в указанный дом и не проверяла имеется ли в нем газососнабжение, поскольку по имеющимся документам, дом был принят установленным порядком к эксплуатации.

Представители соответчика - начальника службы - <данные изъяты> - Рыжиков и Хрипушина также не признали требования искового заявления Тарасова и просили в его требованиях отказать. При этом Рыжиков пояснил, что действия начальника службы <данные изъяты>, связанные с утверждением акта административного расследования комиссии, которая была создана его приказом и которая проводила разбирательство по установлению законности отказа Тарасовым от предложенного ему служебного жилого помещения – никаким образом не нарушают права истца, поскольку само заключение носит рекомендательный характер.

Выслушав административного истца Тарасова, его представителя Яркина, административных ответчиков Баранова и Позднякова, представителей ответчика - начальник <данные изъяты> - Рыжикова и Хрипушину, исследовав материалы административного дела и оценив это все в совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со сведениями начальника «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанским областям» майор Тарасов по состоянию на 1 мая 2017 года, с составом семьи 3 человека с 25 августа 2011 года включен в списки военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения.

Как усматривается из заявления Тарасова на имя начальника Отделения от 27 апреля 2017 года, Тарасов отказывается подписывать договор найма служебного жилого помещения. Одной из причин отказа Тарасов указывает на то, что дом, в котором находится служебная квартира, не газифицирован.

Как видно из сообщения начальника Отделения от 31 мая 2018 года в адрес начальника службы <данные изъяты>, начальник Отделения сообщает, что был выявлен факт необоснованной выплаты денежной компенсации Тарасову. Указывает, что Тарасов включен в список на предоставление служебного жилого помещения 28 августа 2011 года, согласно сообщения от 7 декабря 2016 года ему было предложено служебное жилое помещение общей площадью 62,8 кв.м. на состав семьи 3 человека., с предоставлением которого военнослужащий согласился 21 декабря 2016 сода, однако 27 апреля 2017 года Тарасов отказался от подписания договора найма служебного жилого помещения. Согласно сведений полученных из Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» Тарасов с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года получал денежную компенсацию. Размер выплаты за указанный период составил <данные изъяты>. В связи с тем, что Тарасов отказался от предложенного служебного жилого помещения, которое соответствовало нормам действующего законодательства, он не имел право на получение денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года. Учитывая изложенное, просит начальника службы <данные изъяты> провести мероприятия по возврату указанным военнослужащим излишне выплаченных денежных средств за наем (поднаем) жилого помещения.

В соответствии с выпиской из приказа начальника службы - <данные изъяты> от 18 июня 2018 года для проведения административного расследования по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения майору Тарасову, в соответствии с обращением начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 31.05.2018 года, указанный руководитель приказал назначить комиссию, работу которой начать с 19 июня 2018 года, а акт работы комиссии и материалы расследования представить до 2 июля 2018 года.

Согласно акту административного расследования от 9 июля 2018 года, утвержденного начальником службы <данные изъяты> установлено, что 14 июня 2018 года в адрес начальника службы - <данные изъяты> поступило письмо начальника Отделения от 31 мая 2018 года, из которого следовало, что Тарасову было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 62.8 квадратных метров на состав семьи 3 человека, с предоставлением которого военнослужащий согласился 21 декабря 2016 года, но 27 апреля 2017 года отказался подписать договор найма служебного жилого помещения. В своем письме начальник Отделения указывает, что в нарушение требований приказа МО РФ № 303 от 27 мая 2016 года, приказа МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года Тарасову производилась выплата денежной компенсации за наем жилого помещения после отказа офицера заключить договор найма служебного жилого помещения и просит провести мероприятия по возврату излишне выплаченных Тарасову денежных средств за наем жилого помещения. В обосновании своего отказа от получения служебного жилого помещения Тарасов указал, что дом, в котором находится служебная квартира не газифицирован, общая площадь предоставленного жилья превышает норму предоставления и его дочь обучается в средней школе в другом районе города Тамбова. Начальник Отделения в своем сообщении от 25 июня 2018 года указал, что многоквартирный дом, в котором располагается служебная квартира, сдан установленным порядком, отвечает всем необходимым требованиям, полностью благоустроен и готов к заселению, что же касается обеспечения газом, то нанимателям жилых помещений дома необходимо заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, получить первичный инструктаж о пользовании внутриквартирным газовым оборудованием и заключить договор поставки газа со специализированными организациями, и в этом случае будет осуществлен первичный пуск газа и в дальнейшем подача газа будет стабильной. В своем ответе от 04 июля 2018 года главный инженер филиала АО «Газпром газораспределение Тамбов» сообщил, что нанимателям жилых помещений дома необходимо представить в специализированную организацию соответствующие документы и заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, получить первичный инструктаж о пользовании внутриквартирным газовым оборудованием и заключить договор поставки газа со специализированным организациями, и в этом случае будет осуществлен первичный пуск газа и в дальнейшем подача газа будет стабильной. Таким образом, вина в действиях должностных лиц органов и организаций МО РФ в не обеспечении ресурсом (газом) жилых помещений многоквартирного д. <адрес> отсутствует. Приходит к выводу о том, что отказ от заключения договора найма служебного жилого помещения Тарасовым является надуманным, немотивированным и необоснованным, так как военнослужащий имел возможность заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования распределенного ему жилого помещения, получить первичный инструктаж о пользовании внутриквартирным газовым оборудованием и заключить договор поставки газа со специализированным организациями, однако злоупотребил своим правом и отказался от заключения договора найма служебного жилого помещения, что явилось предпосылкой к неправомерной выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года. Опрошенный Тарасов отказывается в настоящее время добровольно произвести возврат <данные изъяты> и в своем объяснении от 05 июля 2018 года указывает, что готов добровольно произвести возврат <данные изъяты> в случае отказа Тамбовским гарнизонным военным судом в удовлетворении его требований в административном исковом заявлении по признанию письма начальника Отделения от 31 мая 2018 года неправомерным. На основании изложенного комиссия считает, что Тарасов обязан произвести возврат неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>, а также привлечь военнослужащего Тарасова к дисциплинарной ответственности за совершенный дисциплинарный проступок. На основании вышеизложенного комиссия рекомендует:

Начальнику <данные изъяты> принять меры по возврату майором Тарасовым неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>;

В случае добровольного отказа майором Тарасовым СВ. произвести возврат <данные изъяты>, направить материалы данного административного расследования в ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» для принятия решения по взысканию денежных средств с майора Тарасова в судебном порядке;

Привлечь майора Тарасова к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в том, что он не доложил по команде начальнику <данные изъяты> об изменившимся у него месте жительства 16 марта 2018 года.

Как видно из сообщения от 30 мая 2018 года начальника ФКУ «Управления финансового обеспечения МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанским областям» Тарасову за период с 27 апреля 2017 года по 28.02.2018 года выплачено <данные изъяты>.

Согласно выписки из приказа начальника <данные изъяты> от 8 августа 2018 года начальником службы <данные изъяты> назначено и проведено административное расследование. По результатам административного расследования установлено, что майор Тарасов обязан произвести возврат неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>. В целях выполнения рекомендаций комиссии по проведению административного расследования, приказывает: 1. Учитывая готовность майора Тарасова, которому произведена неположенная выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, возвратить указанную сумму, (рапорт майора Тарасова СВ. от 01.08.2018 г. вх. ), разрешает возместить ущерб в полном объеме посредством внесения всей денежной суммы в размере <данные изъяты> в кассу ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям, либо на расчетный счет организации посредством банковской операции. 2. Сумму переплаты денежных средств, в части неправомерно полученной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере <данные изъяты> майору Тарасову, занести в книгу недостач.

Как видно из сообщения АО «Газпром газораспределение Тамбов» (далее - Общество) от 12 сентября 2018 года : согласно акту приемки законченного строительством объекта газопровод низкого давления к многоквартирному 10 - этажному жилому дому <адрес> построен и принят приемочной комиссией к эксплуатации 16 октября 2016 года. 11 января 2018 между АО «Газпром газораспределение Тамбов» и Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно - коммунальное управление по западному военному округу» Министерство обороны Российской Федерации заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) с предметом: ввод в эксплуатацию сети газопотребления многоквартирного дома, и сроком действия по 31 декабря 2018 года. Вместе с тем, выполнить данный договор Общество не имеет возможности по причине отсутствия договоров на первичный пуск газа, договоров на проведение первичного инструктажа (обучения) населения, договоров на техническое обслуживание и ремонте внутриквартирного газового оборудования, договоров поставки с каждым абонентом, владельцем квартиры и оплаты стоимости работ. Таким образом, до настоящего времени по независящим от Общества причинам не осуществлен пуск газа в газоиспользующее оборудование, находящееся в квартирах 10 – этажного дома по <адрес>.

В соответствии с письмом исполняющего обязанности руководителя АО «Газпром газораспределение Тамбов» от 19 августа 2018 года, направленного в адрес начальника жилищно-эксплуатационного отдела (г. Тамбов) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Западному военному округу, в том числе сообщается, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> имеется 16 стояков, соответственно стоимость работ по вводу сетей в эксплуатацию составляет <данные изъяты>.

Как усматривается из ответа Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области от 13 сентября 2018 года на территории города Тамбова требования к жилому помещению, по которым оно признается непригодным для проживания, предъявляются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47. Согласно п.12 Положения, одним из требования, которым должно отвечать жилое помещение, является обеспечение его инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Уровень газификации жилищного фонда Тамбовской области по состоянию на 1 января 2018 года составляет 100%.

С учетом всего вышеизложенного, военный суд считает установленным, что Тарасову 7 декабря 2016 года было предложено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. От предложенного жилого помещения Тарасов 27 апреля 2017 года отказался. В обосновании своего отказа административный истец указал, что дом, в котором находится служебная квартира не газифицирован. В период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года Тарасову была выплачена денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере <данные изъяты>. В мае 2018 года начальник Отделения обратился в адрес начальника службы – <данные изъяты> с сообщением о проведении мероприятия по возврату указанным военнослужащим излишне выплаченных денежных средств за наем (поднаем) жилого помещения. 9 июля 2018 года, комиссией <данные изъяты> был составлен акт административного расследования, утвержденный начальником службы - <данные изъяты> по факту неправомерного получения компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года майором Тарасовым. Комиссия, проводившая административное расследование, пришла к выводу о незаконности действий майора Тарасова по отказу от предоставленного ему служебного жилого помещения и рекомендовала начальнику <данные изъяты> принять меры по возврату майором Тарасовым неправомерно полученных денежных средств в виде денежной компенсации за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>. В случае добровольного отказа майором Тарасовым произвести возврат <данные изъяты>, комиссия рекомендовала направить материалы данного административного расследования в ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» для принятия решения по взысканию денежных средств с майора Тарасова в судебном порядке. Приказом от 8 августа 2018 года начальник <данные изъяты> в целях выполнения рекомендаций комиссии по проведению административного расследования, учитывая готовность майора Тарасова, которому произведена неположенная выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, возвратить указанную сумму, разрешает последнему возместить ущерб в полном объеме посредством внесения всей денежной суммы в размере <данные изъяты> в кассу ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям, либо на расчетный счет организации посредством банковской операции. Как на апрель 2017 года, так и на момент рассмотрения искового заявления в суде не осуществлен пуск газа в газоиспользующее оборудование, находящееся в квартирах 10 – этажного дома по ул. <адрес>. Уровень газификации жилищного фонда Тамбовской области по состоянию на 1 января 2018 года составляет 100%.

Рассматривая требования Тарасова о признании незаконными акта административного расследования от 09 июля 2018 года, утвержденного начальником службы 106 <данные изъяты> и приказа ВрИО начальника <данные изъяты> от 08 августа 2018 года о возврате денежной компенсации за поднаем жилья майором Тарасовым за период с 27 апреля 2017 года по 28 февраля 2018 года в сумме <данные изъяты>, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В п. 3.названной статьи определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Инструкции
о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года №1280 «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений» - военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Согласно ч. 1-3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В п. 12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства от 28 января 2006 года №47 указано, что предоставляемое жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Анализируя действующее законодательство, суд приходит к выводу, что предоставляемое военнослужащему служебное жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемого к нему. В соответствии с п. 2 вышеуказанного Постановления, предоставляемое Тарасову жилье в городе Тамбове по адресу <адрес> относится к газифицированному району, должно быть обеспечено газоснобжением. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании вышеуказанное жилое помещение, которое было предоставлено Тарасову в апреле 2017 года не было обеспечено газоснабжением, как и не обеспечено на момент рассмотрения дела в суде.

Таким образом, поскольку предоставленное истцу в апреле 2017 года вышеуказанное жилое помещение не соответствовало требованиям, предъявляемое к нему, то есть не было обеспечено газоснабжением, то Тарасов на законных основаниях отказался от заключения договора найма служебного жилого помещения по указанному адресу. В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований Тарасова, связанных с признанием незаконным акта административного расследования, утвержденного начальником службы <данные изъяты> 9 июля 2018 года и соответственно признания незаконными действий начальника службы <данные изъяты> связанных с утверждением акта административного расследования от 9 июля 2018 года.

При этом заявление представителя ответчика Рыжикова о том, что если бы Тарасов в апреле 2017 году заключил договор на получение газа, то жилое помещение, предоставляемое ему, было бы оборудовано газоснабжением, не нашло в суде своего подтверждения, поскольку как уже установлено в суде, для осуществления первичного пуска газа во внутриквартирное газовое оборудование необходимо МО РФ заключить договоры на первичный пуск газа, договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, договор на поставку газа и соответственно произвести оплату по ним, что не произведено как на апрель 2017 года, так и на сентябрь 2018 года.

Заявление представителя Рыжикова о том, что вышеуказанным административным расследованием не нарушаются права истца, поскольку, по его мнению, выводы комиссии носят рекомендательный характер, военный суд также находит не обоснованным, поскольку в ходе расследования и это отражено в оспариваемом Акте, комиссия пришла к выводу о том, что отказ от заключения договора найма служебного жилого помещения майором Тарасовым является надуманным, немотивированным и необоснованным, что он злоупотребил своим правом и отказался от заключения договора найма служебного жилого помещения, что явилось предпосылкой к выплате денежной компенсации за наем жилого помещения. Данный вывод комиссии, безусловно свидетельствует о том что с принятием указанного документа и его утверждением, реально возникла угроза нарушения прав, свобод и законных интересов Тарасова.

Что же касается требования Тарасова о признании незаконным приказа ВрИО начальника <данные изъяты> от 8 августа 2018 года суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, обратившийся в суд, не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан указать, каким нормативно-правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие). Подтвердить сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения. Подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Как усматривается из текста оспариваемого приказа начальник <данные изъяты>, в нем должностным лицом указано, что, учитывая готовность Тарасова, возвратить неположенную выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере <данные изъяты>, руководитель разрешает последнему возместить ущерб в полном объеме посредством внесения всей денежной суммы в кассу ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», либо на расчетный счет организации посредством банковской операции. При этом право военнослужащего, привлекаемого к материальной ответственности добровольно возместить причиненный им материальный ущерб в денежной форме закреплено в п.6 ст. 8 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Таким образом, оспариваемый приказ ВрИО начальника <данные изъяты> не возлагает на Тарасова обязанности по выплате денежных средств и не носит обязывающий характер, и тем самым не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что оспариваемый приказ ВрИО начальника <данные изъяты> от 8 августа 2018 года, прав административного истца Тарасова не нарушил, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца об оспаривании вышеуказанного приказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление военнослужащего, проходящего военную службу в <данные изъяты>, майора Тарасова Станислава Валентиновича о признании незаконным приказа ВрИО начальника <данные изъяты> от 8 августа 2018 года и акта административного расследования, утвержденного начальником службы - <данные изъяты> от 9 июля 2018 года - удовлетворить частично.

Признать действия начальника службы - <данные изъяты> связанные с утверждением акта административного расследования от 9 июля 2018 года и сам вышеуказанный акт - незаконными.

Обязать начальника службы - <данные изъяты> отменить утвержденный им Акт административного расследования, а комиссию, созданную на основании приказа вышеуказанного должностного лица, повторно провести расследование по факту отказа майора Тарасова С.В. от предложенного ему для проживания служебного жилого помещения.

В требовании административного истца Тарасова С.В. о признании незаконным приказа начальника <данные изъяты> от 8 августа 2018 года -отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тамбовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Заместитель председателя Тамбовского

гарнизонного военного суда В.А. Лосев