ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/2016 от 21.03.2016 Севастопольского гарнизонного военного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Севастопольский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Опанасенко В.С.,

при секретаре судебного заседания Редневой К.С.,

с участием представителя административного истца – Герасимова А.П., представителя ФКУ «Управление Черноморского флота» и командующего Черноморским флотом – Максименко Д.А., представителя войсковой части (номер) и командира той же воинской части – Бабекиной С.И., представителя начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» – «Центр финансово-экономического обеспечения» – Панкратова М.В., представителя филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» – «(номер) финансово-экономическая служба» и начальника того же филиала – Беляевой Е.С., представителя военного прокурора – войсковая часть (номер) – Годыны Д.А., рассмотрел административное дело № 2а-116/2016 по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части (номер)(изъято)Токовенко С. В. об оспаривании действий командующего Черноморским флотом, командира войсковой части (номер), начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения» и начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «(номер) финансово-экономическая служба», связанных с порядком расчета выслуги лет, исключения из списков личного состава воинской части, а также обеспечения денежным довольствием и иными выплатами,

установил:

Токовенко обратился в суд с заявлением, в котором с учетом последующего увеличения требований и их уточнения просил:

- признать незаконным приказ командующего Черноморским флотом от (дата)(номер) в части, касающейся указания его выслуги лет в Вооруженных Силах, и возложения обязанности на это должностное лицо внести изменения в данный приказ в этой части, включив в выслугу лет период с (дата) по (дата);

- возложить на начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения» (далее – ЦФО) обязанность:

произвести перерасчет выслуги лет на пенсию с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата),

произвести перерасчет и выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 40 процентов за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата),

выплатить за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части ежемесячную надбавку за классную квалификацию и премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а также материальную помощь за (дата) и (дата);

- возложить на начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «(номер) финансово-экономическая служба» (далее – (номер) ФЭС) обязанность выплатить:

ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере 40 процентов за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата),

премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за (дата), (дата) и (дата) и с (дата) по дату увольнения с военной службы,

денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества личного пользования согласно справке от (дата)(номер);

- признать незаконным приказ командира войсковой части (номер) от (дата)(номер) в части исключения его с (дата) из списков личного состава воинской части и снятия со всех видов обеспечения, и возложить на это должностное лицо обязанность восстановить его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета.

В обоснование своих требований Токовенко в поданном заявлении отметил, что проходил военную службу по контракту в войсковой части (номер). Приказом командующего Черноморским флотом от (дата)(номер) он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Ознакомившись с этим приказом, он выяснил, что в его выслугу лет не зачтен период обучения в Киевском суворовском военном училище с (дата) по (дата) Однако во исполнение постановления Окружного административного суда Автономной Республики Крым от 17 ноября 2009 г. командир войсковой части (номер) издал соответствующие приказы о зачете ему данного периода в выслугу лет. Поэтому на основании ст. 9 и 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ и Указов Президента РФ от 20 марта 2014 г. № 164 и от 31 марта 2014 г. № 194 командующий Черноморским флотом при издании приказа об увольнении с военной службы должен был засчитать период его обучения в суворовском военном училище в выслугу лет. С учетом вышеизложенного, а также положений п. 22 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350 начальник ЦФО обязан произвести перерасчет его выслуги лет на пенсию. Также с учетом периода обучения в суворовском училище он с (дата) имеет право и на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 40 процентов. Также командованием войсковой части (номер) с (дата) он был необоснованно лишен ежемесячной надбавки за классную квалификацию и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а также материальной помощи. Приказом командира войсковой части (номер) от (дата)(номер) он был исключен из списков личного состава воинской части с (дата) Однако на момент исключения из списков части он не был в полном объеме обеспечен всеми положенными видами довольствия. В частности, ему не выплатили денежную компенсацию взамен положенного к выдаче вещевого имущества, денежное довольствие и единовременное пособие при увольнении с военной службы. Такие действия командира воинской части противоречат требованиям п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и с учетом разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9, свидетельствуют о необходимости отмены приказа об его исключении из списков личного состава воинской части и восстановлении в таких списках до производства с ним окончательного расчета.

В судебном заседании представитель административного истца – Герасимов, поддержав вышеизложенные доводы, просил требования Токовенко удовлетворить.

Представитель ФКУ «Управление Черноморского флота» и командующего Черноморским флотом - Максименко требования административного истца не признала и просила отказать в их удовлетворении. При этом в представленных в суд письменных возражениях представитель тех же административных ответчиков Аксютин указал, что действующее законодательство не содержит оснований для засчитывания в срок действительной военной службы и, следовательно, в выслугу лет военнослужащего, периода обучения в суворовском училище. При этом подсчет выслуги лет Токовенко по состоянию на (дата) был произведен начальником ЦФО и обоснованно указан командующим Черноморским флотом в приказе об увольнении истца с военной службы.

Представитель начальника ЦФО – Панкратов, не признав требования истца, в представленных в суд возражениях отметил, что действующее законодательство не предусматривает возможности включения периода обучения в суворовском военном училище в выслугу лет военнослужащего. Исходя из этого, зачет в выслугу лет Токовенко времени его обучения в суворовском военном училище, поставит истца в неравное по отношению к другим военнослужащим положение, что противоречит содержащимся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовым положениям, запрещающим вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.

Представитель войсковой части (номер) и командира той же воинской части – Бабекина требования не признала. В представленных в суд возражениях она указала, что денежным довольствием Токовенко обеспечен в полном объеме по момент исключения из списков личного состава воинской части. Денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования положена истцу только за последние (изъято) месяцев и выплачена тому в соответствующем размере.

Представитель (номер) ФЭС и начальника того же учреждения – Беляева требования истца не признала и в представленном в суд отзыве на административное исковое заявление указала, что выплата денежного довольствия, в том числе различных надбавок и премий, производится на основании приказов соответствующих командиров. При этом все установленные Токовенко надбавки и премии выплачены ему в полном объеме, так же как и материальная помощь за (дата) Денежное довольствие за (дата) и (дата) по момент исключения из списков личного состава воинской части, а также единовременного пособия при увольнении с военной службы, выплачены Токовенко (дата) Денежная компенсация вместо положенных предметов вещевого имущества была выплачена Токовенко после поступления из воинской части соответствующей справки-расчета.

Выслушав доводы сторон, заключение представителя военного прокурора и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что с (дата) по (дата) Токовенко обучался в Киевском суворовском военном училище. С (дата) административный истец являлся курсантом Киевского высшего военного инженерного училища связи, преобразованного в период обучения истца в Киевский военный институт управления и связи, по окончании которого в (дата) он поступил на военную службу в состав Вооруженных Сил Украины и проходил ее непрерывно, в том числе с указанного года и вплоть до (дата) в воинских частях, дислоцированных в (адрес).

Во исполнение положений Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 164 «О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы» при принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации издал приказ от (дата)(номер) о включении Токовенко в списки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и назначении его на должность (изъято) Черноморского флота. С этого времени истец полагался проходящим военную службу по контракту. При этом в данном приказе указано, что истец на военной службе с (дата)

Приказом командующего Черноморским флотом от (дата)(номер) Токовенко полагается принявшим дела и должность, и ему установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 30 процентов к окладу денежного содержания, с учетом выслуги лет по состоянию на (дата)(изъято).

При последующих служебных перемещениях Токовенко размер надбавки за выслугу лет ему устанавливался и выплачивался в том же размере вплоть до исключения из списков личного состава воинской части.

(дата) Токовенко обратился с рапортом к командиру войсковой части (номер), в которой на тот момент истец проходил военную службу, с просьбой о зачете ему в выслугу лет периода обучения в Киевском суворовском военном училище с (дата) по (дата) В удовлетворении этого рапорта командиром воинской части было отказано, но приложенная истцом к рапорту копия постановления Окружного административного суда Автономной Республики Крым от 17 ноября 2009 г. была приобщена к его личному делу.

В связи с предстоящим увольнением Токовенко с военной службы начальником ЦФО (дата), то есть при наличии в личном деле истца копии постановления Окружного административного суда Автономной Республики Крым от 17 ноября 2009 г., был составлен расчет выслуги лет. В данном расчете указано на прохождение Токовенко военной службы с (дата), и что его общая выслуга на военной службе составляет (изъято).

(дата) Токовенко был ознакомлен с данным расчетом, но выразил свое несогласие с ним, поскольку в нем не учтен период обучения в Киевском суворовском военном училище с (дата) по (дата)

Приказом командующего Черноморского флота от (дата)(номер) Токовенко уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В этом же приказе указано, что общая продолжительность выслуги лет Токовенко на военной службе составляет (изъято).

Анализируя данные обстоятельства, суд учитывает следующее.

Исходя из положений п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Согласно подп. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В то же время ст. 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. В рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями, к числу которых относится «суворовское военное училище».

Таким образом, суворовские военные училища являются общеобразовательными организациями основного общего и среднего общего образования и не обладают статусом средних специальных учебных заведений.

При этом анализируя положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» суд приходит к выводу, что в выслугу лет для назначения пенсий период обучения в общеобразовательных организациях основного общего и среднего общего образования, в том числе в суворовских военных училищах не включается.

Кроме того, в п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. № 328 «Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», действовавшего до 1 сентября 2014 г., и Положении о суворовских, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 г. № 150, действовавшего во время обучения истца в Киевском суворовском военном училище, указано, что период обучения в суворовском военном училище в срок военной службы не засчитывается.

Аналогичные положения содержатся и в законодательстве Украины.

Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 г. № 393 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы, лицами руководящего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей» установлен перечень периодов службы, который засчитывается в выслугу лет. При этом время обучения в суворовском военном училище не относится к таким периодам.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что ни действовавшим на момент и по месту прохождения обучения истцом в суворовском военном училище, ни действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено включение в срок действительной военной службы периода обучения в суворовском военном училище.

Согласно подп. 14 и 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.

В соответствии с подп. 21 и 22 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях упорядочения работы по увольнению военнослужащих, практической реализации единого порядка увольнения соблюдается следующее требование: направление личного дела военнослужащего в соответствующий финансово-экономический орган для исчисления выслуги лет на пенсию.

Работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится непосредственными командирами (начальниками) при активном участии кадровых, военно-медицинских и финансово-экономических органов с привлечением аттестационных комиссий и начальников родов войск и служб. Командир (начальник) воинской части обязан, в том числе в случае увольнения направить личное дело военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию.

Таким образом, подсчет выслуги лет для назначения пенсии военнослужащему производится финансово-экономическим органом по направлению командира (начальника) личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, непосредственно перед увольнением в запас, который производится один раз за всю службу.

В связи с изложенным, представленные истцом данные (копия постановления об окончании исполнительного производства) о том, что в период прохождения истцом военной службы в составе Вооруженных Сил Украины командир войсковой части (номер) произвел в порядке исполнения постановления Окружного административного суда Автономной Республики Крым от 17 ноября 2009 г. перерасчет выслуги лет Токовенко, засчитав в него период обучения в Киевском суворовском военном училище с (дата) по (дата), не может свидетельствовать о прохождении истцом военной службы с этого периода для целей определения его выслуги лет в Вооруженных Силах Российской Федерации, подлежащей подсчету при увольнении его с военной службы в приведенных выше целях.

Приходя к такому выводу, суд также исходит из необходимости соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости, гарантирующих защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, что означает, помимо прочего, и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), а также правовой определенности и связанную с ней предсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, выраженных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 7-П, 3 июня 2004 г. № 11-П и 23 декабря 2004 г. № 19-П.

Таким образом, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение в срок действительной военной службы и, следовательно, в выслугу лет военнослужащих периода их обучения в общеобразовательных организациях основного общего и среднего общего образования, к числу которых относятся суворовские военные училища, то включение в выслугу лет истца периода его обучения в Киевском суворовском военном училище с (дата) по (дата) ставило бы его в неравное положение по отношению к остальным лицам, относящимся к той же категории, что противоречит как вышеприведенным положениям законодательства, так и конституционным принципам.

С учетом изложенного суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца:

- о признании незаконным приказа командующего Черноморским флотом от (дата)(номер) в части, касающейся указания выслуги лет Токовенко в Вооруженных Силах, и возложения обязанности на это должностное лицо внести изменения в данный приказ в этой части, включив в выслугу лет период с (дата) по (дата);

- о возложении на начальника ЦФО обязанности:

произвести перерасчет выслуги лет на пенсию с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата),

произвести перерасчет и выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 40 процентов за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата);

- о возложении на начальника 3 ФЭС обязанности выплатить ему ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере 40 процентов за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата).

Отказывая в удовлетворении указанных требований Токовенко, суд также принимает во внимание установленные из материалов дела сведения о том, что в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ истец не находился на финансовом обеспечении в ЦФО. Наряду с этим суд учитывает, что за время прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивалась Токовенко различными финансовыми органами, в том числе и (номер) ФЭС, в размерах, установленных приказами соответствующих командиров (начальников), то есть в полном соответствии с п. 40 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ (далее – Порядок), утвержденного приказом Минобороны России от 30 декабря 2011 г. № 2700.

Как установлено п. 77-79 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей ежемесячно на основании приказа соответствующего командира, который устанавливает конкретный размер премии. Премия выплачивается ежемесячно. Выплата премии производится одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем, за который выплачивается премия, и в декабре - за декабрь.

Кроме того, п. 43 Порядка предусмотрена выплата ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация (квалификационная категория).

Согласно выпискам из приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от (дата)(номер) и командующего Черноморским флотом от (дата)(номер) Токовенко назначен на должность (изъято) Черноморского флота и полагается принявшим дела и должность с (дата)

Рапортом от (дата), поданным на имя командира войсковой части (номер), Токовенко выразил согласие с назначением на равнозначную или вышестоящую воинскую должность, указав, что занимаемая им воинская должность сокращена.

Приказом командующего Черноморским флотом от (дата)(номер) Токовенко освобожден от вышеуказанной воинской должности и назначен на должность (изъято) войсковой части (номер).

Рапортом от (дата) Токовенко доложил командиру войсковой части (номер) о принятии дел и должности (изъято).

Приказом командира войсковой части (номер) от (дата)(номер) Токовенко полагается принявшим дела и должность и вступившим в исполнение служебных обязанностей (изъято) с (дата)

Как следует из выписки из приказа командующего Черноморским флотом от (дата)(номер), Токовенко освобожден от воинской должности (изъято) и зачислен в распоряжение командира войсковой части (номер).

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части (номер) от (дата)(номер) и от (дата)(номер) Токовенко с (дата) полагается сдавшим дела и должность (изъято) и с (дата) зачисленным в распоряжение указанного командира воинской части.

С учетом положений п. 152 Порядка суд приходит к выводу, что предполагаемое нарушение прав Токовенко на получение с (дата) ежемесячной надбавки за классную квалификацию и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей прекращено с (дата)

При этом суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что воинская часть, в которой истец проходил военную службу с (дата), была переформирована в структурное подразделение войсковой части (номер), где Токовенко продолжил военную службу вплоть до увольнения с нее.

Как следует из рапорта Токовенко от (дата), на эту дату истец знал о своем нахождении в распоряжении, предполагающем изменение порядка его обеспечения денежным довольствием, включая испрашиваемые надбавку и премию.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о предполагаемом нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Между тем, с учетом вышеприведенных обстоятельств, суд находит установленным, что о предполагаемом нарушении права на выплату ежемесячной надбавки за классную квалификацию и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с (дата) по (дата) истец узнал, во всяком случае, не позднее (дата)

В суд с настоящим административным исковым заявлением Токовенко обратился (дата)

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В административном исковом заявлении Токовенко не привел каких-либо обстоятельств, которые могли бы быть расценены судом как уважительные, объективно препятствовавшие своевременному обращению в суд, а незнание положений действующего законодательства относительно порядка обеспечения денежным довольствием, на которое обращал внимание представитель истца, к таким причинам отнесено быть не может. Поэтому суд не находит оснований для восстановления указанного процессуального срока.

Таким образом, в удовлетворении требований Токовенко в части возложения обязанности: на начальника ЦФО выплатить ему за период с (дата) по (дата) ежемесячную надбавку за классную квалификацию, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; на начальника (номер) ФЭС выплатить ему премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за (дата), (дата) и (дата) и за период с (дата) по (дата) – отказать в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, – надлежит отказать в связи с пропуском истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Согласно п. 84 и 85 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь. Военнослужащим, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за (дата) текущего года.

С учетом положений п. 4 Порядка суд приходит к выводу, что о предполагаемом нарушении права на получение материальной помощи за (дата) Токовенко узнал не позднее (дата)

При этом каких-либо обстоятельств, которые могли бы быть расценены судом как уважительные и объективно препятствовавшие своевременному обращению в суд истцом в иске не приведено, а вышеприведенный довод представителя истца, к таким причинам отнесен быть не может, о чем судом также отмечено выше.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства и выводы, суд отказывает в удовлетворении требований Токовенко в части возложения на начальника ЦФО обязанности выплатить ему материальную помощь за (дата), в связи с пропуском истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

В то же время суд полагает необходимым отметить, что за время прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ классная квалификация Токовенко не присваивалась, а материальная помощь за (дата), так же как и премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за (дата), (дата), (дата), (дата) и (дата) – выплачены.

Из материалов дела следует, что с (дата) и до исключения из списков личного состава воинской части Токовенко проходил военную службу в распоряжении.

Поэтому, исходя из требований п. 152 Порядка, требования истца о возложении на начальников ЦФО и 3 ФЭС обязанности по выплате ему ежемесячной надбавки за классную квалификацию и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представленная истцом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству копия приказа командира войсковой части (номер) от (дата)(номер) о назначении Токовенко в состав суточного наряда на приведенный вывод суда не влияет. Так, положения Порядка не предусматривают возможности выплаты военнослужащим денежного довольствия, как проходящим военную службу на воинской должности, лишь вследствие исполнения ими при определенных условиях специальных обязанностей в период нахождения в распоряжении.

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части (номер) от (дата)(номер), Токовенко на основании его рапорта установлена к выплате материальная помощь за (дата).

Согласно карточке лицевого счета Токовенко, представленной (номер) ФЭС, вместе с денежным довольствием за (дата) истцу выплачена материальная помощь.

При таких обстоятельствах требование истца о возложении на начальника ЦФО обязанности по выплате ему материальной помощи за (дата) суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части (номер) от (дата)(номер), Токовенко с (дата) исключен из списков личного состава воинской части и снят со всех видов обеспечения. Тем же приказом истцу установлены к выплате единовременное пособие при увольнении с военной службы и денежная компенсация за вещевое имущество.

Как следует из представленных в суд карточки лицевого счета Токовенко, копий расчетных ведомостей (номер) и (номер) платежного поручения от (дата)(номер) и реестра к нему, а также отчета об обработке реестра на зачисление денежных средств (номер) денежное довольствие за (дата) и (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы, перечислены Токовенко (дата)

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» п. 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время (далее – Правила получения денежной компенсации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390, право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, увольняемые с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» - «г» и «к» пункта 1, подпунктами «а», «б» и «ж» пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, - за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части.

Согласно справке от (дата)(номер) размер денежной компенсации за вещевое имущество, право на получение которого возникло у Токовенко в течение последних (изъято) месяцев, составил (изъято) рубля.

Проверяя произведенный воинской частью расчет денежной компенсации за вещевое имущество личного пользования, полагающейся Токовенко за последние (изъято) месяцев военной службы, суд, с учетом данных, отраженных в карточке учета имущества личного пользования (номер), находит его правильным и соответствующим требованиям Правил получения денежной компенсации.

Вопреки мнению истца и его представителя, денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества, перечисленных в справке от (дата)(номер), не может быть выплачена Токовенко, поскольку право на получение этого имущества возникло у него ранее (изъято) месяцев, предшествующих моменту исключения из списков личного состава воинской части. К категории же военнослужащих, имеющих право на получение денежной компенсации в ином порядке, чем предусмотрен подпунктом «г» п. 1 Правил получения денежной компенсации, Токовенко не относится.

Однако ввиду наличия описки в вышеуказанной справке от (дата)(номер) начальником (номер) ФЭС она была возвращена командиру войсковой части (номер) для ее пересоставления.

Как пояснил в суде представитель истца, денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования перечислена его доверителю в вышеуказанном размере только (дата) Данное обстоятельство не оспаривала в суде и представитель (номер) ФЭС и начальника данного учреждения – Беляева.

В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Таким образом, действующее законодательство не предполагает возможности исключения военнослужащего, вопреки его согласию, из списков личного состава воинской части при наличии перед ним задолженности по денежному и иным видам довольствия, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение права такого военнослужащего на установленный порядок прохождения им военной службы.

Вместе с тем, решение о восстановлении военнослужащего в списках личного состава воинской части должно приниматься судом в случае, если выявленное нарушение является столь существенным, что нарушение прав этого лица не может быть устранено без восстановления его в списках личного состава воинской части. Данная правовая позиция полностью согласуется с разъяснениями, содержащимися п. 49 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Поэтому суд установив, что при исключении из списков личного состава воинской части Токовенко несвоевременно выплачена денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества в размере, которой составил менее (изъято) рублей, приходит к выводу, что такое нарушение права Токовенко на своевременное получение указанной компенсации не соразмерно объему прав, на которые претендует истец путем восстановления в списках личного состава воинской части.

Не влияет на этот вывод суда и утверждение представителя истца о получении его доверителем единовременного пособия при увольнении с военной службы (дата), а денежного довольствия за (дата) и (дата)(дата)

Напротив, такой вывод состоит в полном соответствии с содержанием рапорта Токовенко от (дата) на имя командира войсковой части (номер), где истец указал, что (дата) сам не смог прибыть в воинскую часть для получения документов по его увольнению, в связи с чем претензий к Минобороны России не имеет.

К тому же, исходя из положений ч. 2 ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременное пособие при увольнении с военной службы в состав денежного довольствия не входит, является отдельной выплатой, а потому несвоевременная его выплата не может быть расценена, как неполное обеспечение заявителя денежным довольствием.

Поэтому оценивая вышеприведенное обстоятельство, суд отвергает в качестве основания для отмены оспариваемого приказа, как несостоятельное, указание о получении Токовенко денежного довольствия за ноябрь и декабрь 2015 г. через четыре дня после исключения из списков личного состава воинской части.

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Из карточки учета имущества личного пользования (номер) усматривается, что за время прохождения военной службы Токовенко получил право на получение ряда предметов вещевого имущества, которое, как следует из пояснений сторон и представленных в суд доказательств, не выдано истцу до настоящего времени.

Согласно п. 37 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 14 августа 2013 г. № 555, военнослужащие по контракту обязаны своевременно получать положенное вещевое имущество на складе воинской части.

Как пояснил в суде представитель административного истца, Токовенко неоднократно обращался на склад за получением положенного вещевого имущества, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимых предметов обмундирования.

Данное обстоятельство представитель войсковой части (номер) и командира той же воинской части – Бабекина в ходе судебного заседания не отрицала, однако в последующем указала, что Токовенко за получением вещевого имущества не прибывал.

Как видно из копии обращения Токовенко от (дата) на имя командира войсковой части (номер), истец обратился с просьбой о выдаче документов по вещевому обеспечению, сдаче ранее полученного вещевого имущества и выплате денежной компенсации за неполученное вещевое имущество. В этом же обращении Токовенко указал, что с аналогичной просьбой еще до исключения из списков личного состава воинской части он обращался к начальнику БХМ и ТС войсковой части (номер).

В ответе на данное обращение командир воинской части разъяснил Токовенко порядок выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества, а также отсутствие оснований для сдачи на склад ранее полученного вещевого имущества.

Однако и при обращении, обратившись в суд истец настаивал на получении именно денежной компенсации вместо положенных к выдаче предметов вещевого имущества, право на получение которого возникло у него ранее (изъято) месяцев, предшествующих моменту исключения из списков личного состава воинской части.

Анализируя изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что необеспечение Токовенко вещевым имуществом личного пользования обусловлено не только бездействием командования, не принявшего решения об обеспечении истца таким имуществом при исключении из списков личного состава воинской части, в отсутствие письменного отказа от этого имущества, но и позицией самого истца, настаивавшего на получении денежной компенсации вместо имущества, за которое она не могла быть выплачена.

Поскольку в качестве одного из доводов незаконности приказа об исключении из списков личного состава воинской части истец ссылался на невыплату денежной компенсации вместо положенных к выдаче предметов вещевого имущества, за которые такая компенсация ему не может быть выплачена, то для восстановления нарушенного права Токовенко на обеспечение вещевым имуществом в натуре, суд полагает необходимым возложить соответствующую обязанность на командира войсковой части (номер).

В то же время с учетом позиции и действий самого истца и, исходя из вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что право Токовенко на получение вещевого имущества может быть восстановлено без отмены приказа о его исключении из списков личного состава воинской части.

Таким образом, требования истца о признании незаконным приказа командира войсковой части (номер) от (дата)(номер) в части исключения его с (дата) из списков личного состава воинской части и снятия со всех видов обеспечения, и возложения обязанности на это должностное лицо восстановить его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета, суд находит необоснованным и неподлежащим удовлетрению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ с (номер) ФЭС, в которой управление войсковой части (номер) находится на финансовом обеспечении, надлежит взыскать в пользу истца уплаченную им государственную пошлину в размере (изъято) руб.

Руководствуясь ст. 103, 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

заявление Токовенко С. В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия командира войсковой части (номер), связанные с необеспечением Токовенко С.В. вещевым имуществом личного пользования, обязав данное должностное лицо в течение 10 дней со дня получения копии решения суда с отметкой о его вступлении в законную силу обеспечить Токовенко С.В. положенными по нормам снабжения предметами вещевого имущества личного пользования, неполученного им за период военной службы, о чем сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца.

В удовлетворении требований Токовенко С.В.: о возложении на начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения» обязанности выплатить ему за период с (дата) по (дата) ежемесячную надбавку за классную квалификацию, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальную помощь за (дата); о возложении на начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «(номер) финансово-экономическая служба» обязанности выплатить ему премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за (дата), (дата) и (дата) и с (дата) по (дата) – отказать в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

В удовлетворении требований Токовенко С.В.:

о признании незаконным приказа командующего Черноморским флотом от (дата)(номер) в части, касающейся указания его выслуги лет в Вооруженных Силах, и возложения обязанности на это должностное лицо внести изменения в данный приказ в этой части, включив в выслугу лет период с (дата) по (дата);

о возложении на начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения» обязанности: произвести перерасчет выслуги лет на пенсию с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата); произвести перерасчет и выплату ежемесячной надбавки в размере 40 процентов за выслугу лет за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата); выплатить за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части ежемесячную надбавку за классную квалификацию, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальную помощь за (дата);

о возложении на начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «(номер) финансово-экономическая служба» обязанности выплатить: ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере 40 процентов за период с (дата) по день исключения из списков личного состава воинской части с учетом периода прохождения военной службы с (дата) по (дата); премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с (дата) по дату увольнения с военной службы; денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества личного пользования согласно справке от (дата)(номер);

о признании незаконным приказа командира войсковой части (номер) от (дата)(номер) в части исключения его с (дата) из списков личного состава воинской части и снятия со всех видов обеспечения, и возложения обязанности на это должностное лицо восстановить его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета;

– отказать.

Взыскать с филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» – «(номер) финансово-экономическая служба» в пользу Токовенко С. В. судебные расходы по делу в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления в суд, в размере (изъято) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.С. Опанасенко