дело № 2а-116 /2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 мая 2017 года поселок городского типа Максатиха
Тверская область
Максатихинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующей Молчановой С.А.,
при секретаре Кирилловой С.В.,
с участием помощника прокурора Максатихинского района Марченко А.В.,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Максатиха Тверской области административное исковое заявление прокурора Максатихинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Максатихинского района Тверской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
В Максатихинский районный суд поступило административное исковое заявление прокуратуры Максатихинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению определенных действий, в обоснование указано следующее:
Прокуратурой Максатихинского района проведена проверка соблюдения администрацией Максатихинского района Тверской области требований законодательства об осуществлении муниципального земельного контроля, которой установлено следующее.
Согласно решения Совета депутатов городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ возложено осуществление полномочий администрации городского поселения <адрес>, полномочия администрации городского поселения <адрес> прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, исполнение полномочий главы администрации городского поселения <адрес>, установленных Уставом городского поселения <адрес> возложены на администрацию Максатихинского района.
Постановлением администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГ№-па утвержден административный регламент «Осуществление муниципального земельного контроля на территории <адрес>». Вместе с тем, администрацией района надлежащим образом муниципальный земельный контроль не осуществляется, а именно последняя проверка в рамках данного контроля назначена администрацией ДД.ММ.ГГГГ. До этого распоряжения о проведении проверок были вынесены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Фактически проведена всего 1 проверка за последние 3 года, по результатам которой составлен акт ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ из администрации Максатихинского района была уволена главный специалист администрации района, осуществляющая функции по муниципальному земельному контролю. До настоящего времени должностное лицо, осуществляющее указанные полномочия в администрации района отсутствует.
Вместе с тем, прокуратурой района при проведении проверки земельного законодательства был выявлен факт самовольного занятия земельного участка в <адрес> площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №<данные изъяты> и захламления данного участка продуктами лесопиления. Период занятия данного участка длился около <данные изъяты>. Сведений о данном факте в администрации района не имелось, что также свидетельствует об отсутствии муниципального земельного контроля.
Указанные нарушения законодательства влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного округа лиц в сфере земельных правоотношений, а также препятствуют своевременному пополнению доходов государства и поселения за счет арендных и налоговых поступлений.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, прокуратура просит
- признать бездействие администрации Максатихинского района выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес>, незаконным,
- возложить на администрацию Максатихинского района обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Максатихинского района Марченко А.В. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Максатихинского района Тверской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила следующее.
Специалистами администрации был разработан план проверок муниципального земельного контроля, который был направлен в установленный срок для согласования в прокуратуру, однако ответа о его утверждении до настоящего времени не поступило. В администрации отсутствовал специалист в указанной должности, так как сложно найти человека на работу конфликтного характера. В настоящее время ФИО5 принят главным специалистом администрации Максатихинского района, на него возложены обязанности по муниципальному земельному контролю над целевым использованием земельных участков в отношении земель в пределах <адрес>. Его должностная инструкция находится в стадии утверждения. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации Максатихинского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент «Осуществление земельного контроля на территории <адрес>», который размещен на официальном сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (л.д. 12). Приложен указанный административный регламент (л.д. 13-31).
Специалистами администрации Максатихинского района проводились проверки индивидуальных предпринимателей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 на основании распоряжений администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32- 43). Представлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-46).
Приказом начальника управления по территориальному развитию администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО12 принята на должность исполняющего обязанности главного специалиста отдела архитектуры, градостроительства, контрольных функций управления по территориальному развитию администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 55).
В соответствии с должностной инструкцией ФИО12 на неё возлагалась, в том числе, обязанность по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городское поселение <адрес> (л.д. 56-64)
Распоряжением администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО12 назначена на муниципальную должность главного специалиста отдела земельных отношений администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62). В её должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, входило осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городское поселение <адрес> (л.д. 65-69).
Как следует из распоряжения администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО12 - главный специалист отдела земельных отношений администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность муниципальной службы главного специалиста управления градостроительства, земельных отношений и контрольных функций администрации Максатихинского района (л.д. 71).
ФИО12 главный специалист отдела земельных отношений администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ назначена исполняющей обязанности заместителя начальника управления градостроительства, земельных отношений и контрольных функций администрации Максатихинского района в соответствии с распоряжением администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), а затем уволена с ДД.ММ.ГГГГ, о чем принято распоряжение № (л.д. 69).
Распоряжением администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО13 принята на муниципальную должность главного специалиста администрации Максатихинского района с заключением трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).
Согласно должностной инструкции ФИО13 главного специалиста администрации Максатихинского района в её должностные обязанности, в том числе, входило:
- осуществление муниципального контроля – деятельности по организации и проведении на территории <адрес> проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
- разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении конкретных видов муниципального контроля по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции,
- осуществление муниципального земельного контроля над целевым использованием земельных участков в отношении земель в пределах <адрес> в случае предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на основании постановлений Главы администрации Максатихинского района,
- в рамках осуществления муниципального контроля, при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составление протоколов об административных правонарушениях,
- планирование контрольных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции,
- составление, согласование и представление на утверждение Главе администрации Максатихинского района ежегодных планов проведения плановых проверок,
- представление для размещения на официальном сайте администрации Максатихинского района в информационно-телекоммуникационной сети интернет информации по ежегодным планам проверок,
- представление Главе администрации Максатихинского района или по его указанию иным должностным лицам администрации Максатихинского района в письменной форме информации о выявленных нарушениях, их причинах и последствиях (л.д. 48- 53).
Распоряжением администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО13 – главный специалист администрации <адрес> – уволена с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области направлено обращение ФИО14 (л.д. 73-74) по вопросам нарушения земельного и природоохранного законодательства на территории <данные изъяты> и.о. главе администрации Максатихинского района для рассмотрения (л.д. 72).
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Максатихинского района возбуждено производство в отношении главного инженера <данные изъяты>ФИО15 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 71 КоАП РФ, которым предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе за использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный объект (л.д. 75-79).
Распоряжением администрации Максатихинского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГФИО5 принят на муниципальную должность главного специалиста администрации Максатихинского района, с заключением трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ.
В должностные обязанности ФИО5 будут входить, в том числе следующие:
- осуществление муниципального контроля – деятельности по организации и проведении на территории <адрес> проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
- разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении конкретных видов муниципального контроля по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции,
- осуществление муниципального земельного контроля над целевым использованием земельных участков в отношении земель в пределах <адрес> в случае предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на основании постановлений Главы администрации Максатихинского района,
- в рамках осуществления муниципального контроля, при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составление протоколов об административных правонарушениях,
- планирование контрольные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции,
- составление, согласование и представление на утверждение Главе администрации Максатихинского района ежегодных планов проведения плановых проверок,
- представление для размещения на официальном сайте администрации Максатихинского района в информационно-телекоммуникационной сети интернет информации по ежегодным планам проверок,
- представление Главе администрации Максатихинского района или по его указанию иным должностным лицам администрации Максатихинского района в письменной форме информации о выявленных нарушениях, их причинах и последствиях.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ, регулируются земельным законодательством.
В силу ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской федерации.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом п. 20 ч. 1 указанной статьи к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Решением Совета депутатов городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ возложено осуществление полномочий администрации городского поселения <адрес>.
В силу п. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Согласно п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Порядок осуществления муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу п. 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе, проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
Судом установлено, что к вопросам местного значения городского поселения <адрес> отнесено, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения. Согласно решения Совета депутатов городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Максатихинского района Тверской области приняла на себя полномочия городского поселения <адрес>, в том числе, и по вопросам местного значения городского поселения <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГФИО12 исполняла обязанности главного специалиста отдела архитектуры, градостроительства, контрольных функций управления по территориальному развитию администрации Максатихинского района, в её обязанности входил и муниципальный земельный контроль на территории городского поселения <адрес>. Затем эти функции были возложены на ФИО13, которая была уволена с ДД.ММ.ГГГГ.
То что функции по муниципальному земельному контролю ими исполнялись подтверждается распоряжениями о проведении проверок в отношении индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в администрации Максатихинского района Тверской области и его структурных подразделениях отсутствовали специалисты осуществляющие муниципальный земельный контроль на территории городского поселения <адрес> в связи с чем выявление нарушения законодательства в указанной сфере было произведено прокуратурой Максатихинского района Тверской области.
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, требования административного истца к администрации Максатихинского района Тверской области подлежат удовлетворению в части признании незаконным бездействия администрации Максатихинского района выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес> в период отсутствия специалиста в этой сфере в администрации Максатихинского района Тверской области, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для признания бездействия администрации Максатихинского района Тверской области в иной период времени судом не усматривается и представителем административного истца не представлено.
Суд не находит, что подлежит удовлетворению требование административного истца в части возложения на администрацию Максатихинского района обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес>, так как в настоящее время специалист по осуществлению муниципального земельного контроля на территории городского поселения <адрес> имеется, с ДД.ММ.ГГГГ эти функции возложены на ФИО5 о чем принято распоряжение администрации Максатихинского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и
руководствуясь ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Максатихинского района Тверской области выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения поселок городского типа <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальных административных требований прокуратуры Максатихинского района Тверской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Максатихинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения.
Председательствующий
полный текст решения изготовлен 26 мая 2017 года.