ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/2017 от 22.05.2017 Максатихинского районного суда (Тверская область)

дело № 2а-116 /2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 мая 2017 года поселок городского типа Максатиха

Тверская область

Максатихинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующей Молчановой С.А.,

при секретаре Кирилловой С.В.,

с участием помощника прокурора Максатихинского района Марченко А.В.,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Максатиха Тверской области административное исковое заявление прокурора Максатихинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Максатихинского района Тверской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

В Максатихинский районный суд поступило административное исковое заявление прокуратуры Максатихинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению определенных действий, в обоснование указано следующее:

Прокуратурой Максатихинского района проведена проверка соблюдения администрацией Максатихинского района Тверской области требований законодательства об осуществлении муниципального земельного контроля, которой установлено следующее.

Согласно решения Совета депутатов городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ возложено осуществление полномочий администрации городского поселения <адрес>, полномочия администрации городского поселения <адрес> прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, исполнение полномочий главы администрации городского поселения <адрес>, установленных Уставом городского поселения <адрес> возложены на администрацию Максатихинского района.

Постановлением администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГ-па утвержден административный регламент «Осуществление муниципального земельного контроля на территории <адрес>». Вместе с тем, администрацией района надлежащим образом муниципальный земельный контроль не осуществляется, а именно последняя проверка в рамках данного контроля назначена администрацией ДД.ММ.ГГГГ. До этого распоряжения о проведении проверок были вынесены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Фактически проведена всего 1 проверка за последние 3 года, по результатам которой составлен акт ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ из администрации Максатихинского района была уволена главный специалист администрации района, осуществляющая функции по муниципальному земельному контролю. До настоящего времени должностное лицо, осуществляющее указанные полномочия в администрации района отсутствует.

Вместе с тем, прокуратурой района при проведении проверки земельного законодательства был выявлен факт самовольного занятия земельного участка в <адрес> площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> и захламления данного участка продуктами лесопиления. Период занятия данного участка длился около <данные изъяты>. Сведений о данном факте в администрации района не имелось, что также свидетельствует об отсутствии муниципального земельного контроля.

Указанные нарушения законодательства влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного округа лиц в сфере земельных правоотношений, а также препятствуют своевременному пополнению доходов государства и поселения за счет арендных и налоговых поступлений.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, прокуратура просит

- признать бездействие администрации Максатихинского района выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес>, незаконным,

- возложить на администрацию Максатихинского района обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Максатихинского района Марченко А.В. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Максатихинского района Тверской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила следующее.

Специалистами администрации был разработан план проверок муниципального земельного контроля, который был направлен в установленный срок для согласования в прокуратуру, однако ответа о его утверждении до настоящего времени не поступило. В администрации отсутствовал специалист в указанной должности, так как сложно найти человека на работу конфликтного характера. В настоящее время ФИО5 принят главным специалистом администрации Максатихинского района, на него возложены обязанности по муниципальному земельному контролю над целевым использованием земельных участков в отношении земель в пределах <адрес>. Его должностная инструкция находится в стадии утверждения. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Максатихинского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент «Осуществление земельного контроля на территории <адрес>», который размещен на официальном сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (л.д. 12). Приложен указанный административный регламент (л.д. 13-31).

Специалистами администрации Максатихинского района проводились проверки индивидуальных предпринимателей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 на основании распоряжений администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32- 43). Представлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-46).

Приказом начальника управления по территориальному развитию администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГФИО12 принята на должность исполняющего обязанности главного специалиста отдела архитектуры, градостроительства, контрольных функций управления по территориальному развитию администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 55).

В соответствии с должностной инструкцией ФИО12 на неё возлагалась, в том числе, обязанность по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городское поселение <адрес> (л.д. 56-64)

Распоряжением администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГФИО12 назначена на муниципальную должность главного специалиста отдела земельных отношений администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62). В её должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, входило осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городское поселение <адрес> (л.д. 65-69).

Как следует из распоряжения администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГФИО12 - главный специалист отдела земельных отношений администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность муниципальной службы главного специалиста управления градостроительства, земельных отношений и контрольных функций администрации Максатихинского района (л.д. 71).

ФИО12 главный специалист отдела земельных отношений администрации Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ назначена исполняющей обязанности заместителя начальника управления градостроительства, земельных отношений и контрольных функций администрации Максатихинского района в соответствии с распоряжением администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), а затем уволена с ДД.ММ.ГГГГ, о чем принято распоряжение (л.д. 69).

Распоряжением администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГФИО13 принята на муниципальную должность главного специалиста администрации Максатихинского района с заключением трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

Согласно должностной инструкции ФИО13 главного специалиста администрации Максатихинского района в её должностные обязанности, в том числе, входило:

- осуществление муниципального контроля – деятельности по организации и проведении на территории <адрес> проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,

- разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении конкретных видов муниципального контроля по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции,

- осуществление муниципального земельного контроля над целевым использованием земельных участков в отношении земель в пределах <адрес> в случае предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на основании постановлений Главы администрации Максатихинского района,

- в рамках осуществления муниципального контроля, при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составление протоколов об административных правонарушениях,

- планирование контрольных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции,

- составление, согласование и представление на утверждение Главе администрации Максатихинского района ежегодных планов проведения плановых проверок,

- представление для размещения на официальном сайте администрации Максатихинского района в информационно-телекоммуникационной сети интернет информации по ежегодным планам проверок,

- представление Главе администрации Максатихинского района или по его указанию иным должностным лицам администрации Максатихинского района в письменной форме информации о выявленных нарушениях, их причинах и последствиях (л.д. 48- 53).

Распоряжением администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГФИО13 – главный специалист администрации <адрес> – уволена с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области направлено обращение ФИО14 (л.д. 73-74) по вопросам нарушения земельного и природоохранного законодательства на территории <данные изъяты> и.о. главе администрации Максатихинского района для рассмотрения (л.д. 72).

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Максатихинского района возбуждено производство в отношении главного инженера <данные изъяты>ФИО15 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 71 КоАП РФ, которым предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе за использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный объект (л.д. 75-79).

Распоряжением администрации Максатихинского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГФИО5 принят на муниципальную должность главного специалиста администрации Максатихинского района, с заключением трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ.

В должностные обязанности ФИО5 будут входить, в том числе следующие:

- осуществление муниципального контроля – деятельности по организации и проведении на территории <адрес> проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,

- разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении конкретных видов муниципального контроля по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции,

- осуществление муниципального земельного контроля над целевым использованием земельных участков в отношении земель в пределах <адрес> в случае предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на основании постановлений Главы администрации Максатихинского района,

- в рамках осуществления муниципального контроля, при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составление протоколов об административных правонарушениях,

- планирование контрольные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции,

- составление, согласование и представление на утверждение Главе администрации Максатихинского района ежегодных планов проведения плановых проверок,

- представление для размещения на официальном сайте администрации Максатихинского района в информационно-телекоммуникационной сети интернет информации по ежегодным планам проверок,

- представление Главе администрации Максатихинского района или по его указанию иным должностным лицам администрации Максатихинского района в письменной форме информации о выявленных нарушениях, их причинах и последствиях.

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ, регулируются земельным законодательством.

В силу ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской федерации.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.

Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом п. 20 ч. 1 указанной статьи к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Решением Совета депутатов городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Максатихинского района с ДД.ММ.ГГГГ возложено осуществление полномочий администрации городского поселения <адрес>.

В силу п. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

Согласно п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Порядок осуществления муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу п. 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе, проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

Судом установлено, что к вопросам местного значения городского поселения <адрес> отнесено, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения. Согласно решения Совета депутатов городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Максатихинского района Тверской области приняла на себя полномочия городского поселения <адрес>, в том числе, и по вопросам местного значения городского поселения <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГФИО12 исполняла обязанности главного специалиста отдела архитектуры, градостроительства, контрольных функций управления по территориальному развитию администрации Максатихинского района, в её обязанности входил и муниципальный земельный контроль на территории городского поселения <адрес>. Затем эти функции были возложены на ФИО13, которая была уволена с ДД.ММ.ГГГГ.

То что функции по муниципальному земельному контролю ими исполнялись подтверждается распоряжениями о проведении проверок в отношении индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в администрации Максатихинского района Тверской области и его структурных подразделениях отсутствовали специалисты осуществляющие муниципальный земельный контроль на территории городского поселения <адрес> в связи с чем выявление нарушения законодательства в указанной сфере было произведено прокуратурой Максатихинского района Тверской области.

Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах, требования административного истца к администрации Максатихинского района Тверской области подлежат удовлетворению в части признании незаконным бездействия администрации Максатихинского района выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес> в период отсутствия специалиста в этой сфере в администрации Максатихинского района Тверской области, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для признания бездействия администрации Максатихинского района Тверской области в иной период времени судом не усматривается и представителем административного истца не представлено.

Суд не находит, что подлежит удовлетворению требование административного истца в части возложения на администрацию Максатихинского района обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения <адрес>, так как в настоящее время специалист по осуществлению муниципального земельного контроля на территории городского поселения <адрес> имеется, с ДД.ММ.ГГГГ эти функции возложены на ФИО5 о чем принято распоряжение администрации Максатихинского района от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и

руководствуясь ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Максатихинского района Тверской области выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории городского поселения поселок городского типа <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных административных требований прокуратуры Максатихинского района Тверской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Максатихинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения.

Председательствующий

полный текст решения изготовлен 26 мая 2017 года.