Дело № 2а-116/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года с. Нижний Цасучей
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Булгакова А.В., при секретаре Середкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ононского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и жителей села Кубухай сельского поселения «Большевистское» к администрации сельского поселения «Большевистское» о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ононского района в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что 13 марта 2018 года прокуратурой района с привлечением специалиста - начальника территориального подразделения надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому и Ононскому районам УНД и ПЧ МЧС России по Забайкальскому краю К.К.А. , проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия населения в сельском поселении «Большевистское». Проверкой установлено, что на территории с. Кубухай, а именно в северо- восточной части села на расстоянии около 500 метром от бывшего здания сельхозтехники (в районе бывшей автозаправочной станции) размещена стихийная свалка горючих материалов (отходы строительного мусора, вторичные древесные ресурсы, производственные отходы, отходы потребления, навоз и т.д.), размерами около 500 х 500 метров. Результаты проверки свидетельствуют, что администрацией сельского поселения «Большевистское» не выполняются обязанности по очистке от отходов территории муниципального образования села Кубухай, не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при природных пожарах на территории села Кубухай, входящего в состав сельского поселения «Большевистское», тем самым не исполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, в связи с чем велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие распространения природных пожаров на территории населенного пункта муниципального образования, увеличения времени ликвидации пожаров, причинения вреда жизни, здоровью людей, а также причинения им материального ущерба вследствие уничтожения и (или) повреждения их имущества в случае возникновения пожаров. Разрешение специально уполномоченного органа на создание объекта размещения отходов в северо- восточной части села Кубухай сельского поселения «Большевистское» не имеется. Также отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на размещение отходов в указанном месте. В ходе проверки установлен факт бездействия администрации сельского поселения «Большевистское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах села Кубухай, а именно в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, содержащих горючие материалы и отходы деревообработки. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Большевистское» муниципального района «Ононский район», выразившегося в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах села Кубухай сельского поселения «Большевистское»; возложить на администрацию сельского поселения «Большевистское» муниципального района «Ононский район» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в северо- восточной части села Кубухай на расстоянии около 500 метров от бывшего здания сельхозтехники (в районе бывшей автозаправочной станции); указанные требования исполнить в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу. В последующем прокурор района требования дополнил, просил обязать администрацию муниципального района «Ононский район» принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на свалке в северо- восточной части села Кубухай на расстоянии около 500 метров от бывшего здания сельхозтехники (в районе бывшей автозаправочной станции).
Определением Ононского районного суда от 27 апреля 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального района «Ононский район».
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Ононского района Аюров С.Д. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, обратить к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения «Большевистское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Неявка представителя административного ответчика не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Ононский район» ФИО1, действующий на основании доверенности, иск признал.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно п.19 указанных правил, запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
В соответствии с пунктами 77 и 78 указанных Правил, руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Устава сельского поселения «Большевистское» муниципального района «Ононский район» Забайкальского края, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения «Большевистское» лежит на указанном прокурором административном ответчике.
Их акта проверки от 13 марта 2018 года следует, что заместителем прокурора района Аюровым С.Д., с участием начальника территориального подразделения надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому и Ононскому районам УНД и ПЧ ГУ МЧС России по Забайкальскому краю К.К.А. , проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия населения администрацией сельского поселения «Большевистское» на территории села Кубухай, ходящего в состав сельского поселения. Проверкой установлено, что на территории села Кубухай, а именно в северо- восточной части села на расстоянии около 500 метром от бывшего здания сельхозтехники (в районе бывшей автозаправочной станции) размещена стихийная свалка горючих материалов (отходы строительного мусора, вторичные древесные ресурсы, производственные отходы, отходы потребления, навоз и т.д.), размерами около 500 х 500 метров. Указанная свалка размещена стихийно, вне территории для размещения полигона твердых бытовых отходов. Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией сельского поселения «Большевистское» не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при природных пожарах на территории села Кубухай, тема самым не исполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, следует в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Следовательно, если лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности - лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.
Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, состоящей из горючих материалов, прокурор обоснованно просит возложить на административного ответчика - администрацию сельского поселения «Большевистское», поскольку указанные горючие отходы расположены на земельном участке в границах сельского поселения «Большевистское», в непосредственной близости от населенного пункта - с. Кубухай.
Данное обстоятельство подтверждено истцом в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, в силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, установлено, что при обследовании на территории сельского поселения «Большевистское» в 500 м. от села Кубухай в нарушение п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, не обеспечена очистка территории от горючих отходов и мусора. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 13.03.2018.
Вышеуказанное свидетельствует, что администрация сельского поселения «Большевистское», уклоняясь от решения отмеченных вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах с. Кубухай, которое законным признать нельзя.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, определенной в постановлении от 26.04.2016 N 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район», федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 1 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Анализ отнесенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению муниципальных районов вопросов в сфере обращения с отходами в их сопоставлении с вопросами в той же сфере, закрепленными за городскими округами, свидетельствует - во взаимосвязи с федеральными законами "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 7) и "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 статьи 8) - о том, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория "организация" (в прежней редакции) и, соответственно, на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Это тем более относится к действующей редакции рассматриваемых законоположений, где говорится об "участии в организации".
Поскольку к вопросам местного значения муниципального района «Ононский район» относится участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, следовательно, на администрацию МР «Ононский район» необходимо возложить обязанность участия в организации по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на свалке в северо- восточной части села Кубухай на расстоянии около 500 метров от бывшего здания сельхозтехники (в районе бывшей автозаправочной станции).
Учитывая, что бездействием ответчика нарушаются права граждан, временно, либо постоянно проживающих на территории с. Кубухай сельского поселения «Большевистское», определить состав которых невозможно и с учетом обстоятельств дела нецелесообразно, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований, поскольку согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в соответствии с процессуальным законодательством является защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства.
Неисполнение администрацией сельского поселения «Большевистское» требований пожарной безопасности в связи с наступлением пожароопасного периода создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, причинению вреда имуществу граждан, проживающих в с. Кубухай, нарушают право граждан на благоприятную среду обитания, в связи с чем суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению. (ст.188 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Срок обращений с административным исковым заявлением в суд необходимо исчислять с 13 марта 2018 года, то есть с момента обнаружения нарушений требований пожарной безопасности, зафиксированных актом проверки 13 марта 2018 года.
Из изложенного следует, что административный иск прокурора Ононского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора Ононского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Большевистское» муниципального района «Ононский район», выразившегося в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах села Кубухай сельского поселения «Большевистское».
Возложить на администрацию сельского поселения «Большевистское» муниципального района «Ононский район» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в северо- восточной части села Кубухай на расстоянии около 500 метров от бывшего здания сельхозтехники (в районе бывшей автозаправочной станции). Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
Возложить на администрацию муниципального района «Ононский район» обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на свалке в северо- восточной части села Кубухай на расстоянии около 500 метров от бывшего здания сельхозтехники (в районе бывшей автозаправочной станции).
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ононский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья А.В. Булгаков
Решение принято в окончательной форме 15 мая 2018 года