ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/2018 от 23.05.2018 Плавского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2018 года город Плавск, Тульская область

Плавский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Малинина Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харламовой К.М.,

с участием

представителя административного истца по доверенности Пятковой М.А.,

административного ответчика Гуляева В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Плавского районного суда Тульской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области к Гуляеву Владимиру Борисовичу о взыскании недоимки и пени по налогам на недвижимое имущество физического лица и транспортному налогу,

установил:

Межрайонная ИФНС России №5 по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гуляеву В.Б. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 года в размере 1875 руб. 00 коп. и пени в размере 127 руб. 17 коп., недоимки по налогу на недвижимое имущество физических лиц за 2015 год в размере 51658 руб. 00 коп. и пени в размере 327 руб. 17 коп., недоимки по транспортному налогу за 2015 года в размере 1875 руб. 00 коп. и пени в размере 11 руб. 87 коп. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Гуляев В.Б. в 2014 году и в 2015 году являлся собственником грузового автомобиля ... с двигателем мощностью 75 лошадиных сил. В 2015 году он являлся собственником объекта недвижимости – здания в <адрес>. В этой связи в соответствии с действующим налоговым законодательством ответчик обязан уплатить транспортный налог за 2014 и 2015 года и за 2015 год налог на имущество физических лиц. Административному ответчику направлялось заказным письмом уведомление от 10.10.2016 по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год. В связи с неуплатой налога Административному ответчику направлялось заказным письмом требование от 23.10.2015, от 21.12.2016 об уплате указанных выше налогов за 2014 и 2015 год и пеней по ним, которые также не исполнены. 15.06.2017 административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который вынесен 08.08.2017, а 25.08.2017 отменен в связи с поступившими возражениями от административного ответчика. До настоящего времени указанные налоги и пени административным ответчиком не уплачены. В этой связи административный истец просит взыскать с Гуляева В.Б. недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 1875 руб. 00 коп. и пени в размере 127 руб. 17 коп., недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 1875 руб. 00 коп. и пени в размере 11 руб. 87 коп., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 года в размере 51658 руб. 00 коп. и пени в размере 327 руб. 17 коп.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области по доверенности Пяткова М.А. поддержала административные исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме. Пояснила, что административный ответчик в 2015 году имел в собственности грузовое транспортное средство и коммерческое здание, которые являются объектами налогообложения; сумма налога и пени рассчитаны в соответствии с требованиями налогового законодательства, исходя из установленных ставок, периода владения, мощности и типа (грузового) автомобиля, кадастровой стоимости объекта недвижимости. Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты заявленных недоимок и пеней по налогам не имеется. Указала на то, что доводы административного ответчика не основаны на действующем законодательстве. Просила удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд.

В судебном заседании административный ответчик Гуляев В.Б. не признал административные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что согласно паспорту транспортного средства находившееся у него в собственности транспортное средство ... отнесен к грузовым. Просил к налогу за 2014 год применить положения Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Пояснил следующее. Налоговое уведомление получил лишь в июле 2017 года. Оплату налогов не производил. Он не отказывается платить, но у него не имеется для этого денежных средств, поскольку <данные изъяты> и не имеет возможности полноценно заниматься коммерческой деятельностью и платить налоги. Считал несправедливым требования о направлении уведомлений и требований заказным письмом без уведомлений. Считал несправедливым, что Правительство Тульской области в 2015 году разделило транспортные средства на легковые и грузовые. Считал, что с учетом того, что он является <данные изъяты> и кроме как небольшого размера получаемой им пенсии <данные изъяты> и отсутствия иного дохода, взыскание с него заявленного налога на недвижимое имущество – коммерческое здание, является несправедливым и неконституционным. Пояснил, что он не в состоянии уплатить заявленную сумму налогов. Не выразил каких-либо возражений по ходатайству представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд.

Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с действующим законодательством, в том числе Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) административный истец наделен полномочиями на взыскание обязательных платежей и санкций.

Согласно пунктам 1-3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.1 ст.123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.123.2 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом.

Согласно ст.123.3 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье.

Согласно ч.3 ст.123.5 КАС РФ копия судебного приказа в течение трех дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение двадцати дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа.

В соответствии со ст.123.7 КАС РФ судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный ч.3 ст.23.5 настоящего Кодекса срок поступят возражения относительно его исполнения.

Согласно ч.3 ст.92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ч.ч.1, 3 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

Таким образом, действующим законодательством установлены следующие сроки и порядок обращения взыскателя с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций: 1) в течение шести месяцев на обращение с заявлением к мировом у судье о вынесении судебного приказа со дня истечения срока, указанного для исполнения в требовании об уплате обязательных платежей и санкций; 2) не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

По настоящему делу срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций установлен до 13 февраля 2017 года.

В этой связи, последним днем обращения административного истца с заявлением к мировому судье являлся – 13 августа 2018 года. Данный срок административным истцом не пропущен, судебный приказ вынесен 08 августа 2018 года.

25 августа 2017 года судебный приказ отменен.

В этой связи последним днем обращения административного истца с административным исковым заявлением в районный суд являлся – 25 февраля 2018 года.

Административное исковое заявление датировано 22 февраля 2018 года и поступило в суд на личном приеме 01 марта 2018 года.

Таким образом, административным истцом пропущен установленный срок на обращение в суд и этот срок с учетом приведенных выше норм может быть восстановлен судом по заявлению (ходатайству) административного истца.

Представителем административного истца Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области по доверенности Пятковой М.А. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным исковым заявлением в районный суд, указав на значительный объем налоговой задолженности граждан в подведомственном районе и в этой связи значительный объем исковых заявлений, направляемых в суды Тульской области и занятость в этом одного сотрудника налоговой службы. Просит учесть, что срок пропущен незначительно, и восстановить его.

Учитывая аргументы административного истца, указанные в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, исходя из характера спорных правоотношений, обеспечения доступа к правосудию в условиях принципа равноправия сторон, разумный срок пропуска, суд признает их уважительными причинами, а потому полагает, что имеются основания для восстановления срока для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением по настоящему делу.

Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные требования закреплены в п.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.

Согласно п.п.3 п.1, п.2.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Согласно п.5 ст.23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии со ст.119 НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В п.2 ст.11 НК РФ указано, что физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В силу п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ (п.6 ст.45 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, органы осуществляющие учет или регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогооблажения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней.

Статья 14 НК РФ относит транспортный налог к категории региональных налогов, за счет которого формируется доходная часть бюджета Тульской области согласно статьи 56 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п.п.1, 2 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) 8,5 рублей (за одну лошадиную силу мощности двигателя). Данная налоговая ставка может быть увеличена (уменьшена) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В соответствии со ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.п.1, 3 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст.5 Закон Тульской области от 28.11.2002 №343-ЗТО «О транспортном налоге» установлена налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВТ) по 25 рублей с каждой лошадиной силы.

Согласно ст.15 НК РФ, одним из местных налогов является налог на имущество физических лиц.

Согласно ст.399 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 №284-ФЗ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно ст.403 налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст.405 НК налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 5 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса (особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания), а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 ст.378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с Решением Собрания депутатов муниципального образования г.Плавск Плавского района от 27.112014 №14/57 «Об установлении на территории муниципального образования г.Плавск Плавского района налога на имущество физических лиц» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.10.2014 №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» и главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, на основании статьи 44 Устава муниципального образования город Плавск Плавского района Собрание депутатов муниципального образования город Плавск Плавского района решило (пункты 1, 2 подпункт 4.7 пункта 4): установить и ввести в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования город Плавск Плавского района налог на имущество физических лиц; установить, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости; установить налоговую ставку по налогу в размере 1,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

Согласно ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, за Гуляевым В.Б. за полный 2014 год и 2015 год зарегистрировано в собственности грузовое транспортное средство ... с государственным регистрационным знаком мощностью 75 лошадиных сил; за полный 2015 год зарегистрировано в собственности ... доли нежилого здания коммерческого назначения по <адрес>, с кадастровым , с кадастровой стоимостью на отчетный период - 6887729 руб. 00 коп., которое использовалось им в коммерческих целях.

При установленных данных Гуляев В.Б. в 2014 году и 2015 году являлся налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в соответствии с указанными выше положениями Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

На основании этого имеющаяся у административного ответчика Гуляева В.Б., недоимка и пеня по транспортному налогу за 2014 год в настоящее время не может быть взыскана с него в силу принятого Федерального закона, в связи с чем, в этой части исковых требований суд находит необходимым отказать административному истцу, а в остальной части приходит к следующему.

Согласно п.п.2-4 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (налогоплательщику) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с абз.4 п.4 ст.69 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (налогоплательщику) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области в адрес Гуляева В.Б. направлено заказным письмом налоговое уведомление от 10.10.2016 об уплате транспортного налога за налоговый период 2015 года по находящемуся в собственности налогоплательщика указанному выше транспортному грузовому средству – ... в размере 1875 руб. 00 коп., и налога за налоговый период 2015 года на указанное выше имущество – здание с учетом доли в праве ... в размере 51658 руб. 00 коп.. Срок уплаты установлен до 01.12.2016.

В связи с неуплатой в установленный в уведомлении срок сумм налогов в адрес Гуляева В.Б. направлено заказной почтой требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа процентов по состоянию на 21.12.2016, в котором Гуляеву В.Б. предложено уплатить задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество за 2015 год, а именно: по транспортному налогу в размере 1875 руб. 00 коп. и пени 11 руб. 87 коп., по налогу на имущество – нежилое здание, в размере 51658 руб. 00 коп. и пени 327 руб. 17 коп.. Установлен срок уплаты налогов и пени до 13.02.2017.

До настоящего времени указанное уведомление и требование административным ответчиком не выполнены, что последний подтвердил в судебном заседании. Также административный ответчик пояснил, что согласно паспорту транспортного средства находившееся у него в собственности транспортное средство ... отнесен к грузовым.

ИФНС №5 России по Тульской области начислен к уплате налог на имущество за 2015 год исходя из кадастровой стоимости здания с учетом налоговой ставки – 1,5%, фактического периода собственности объектом налогообложения – коммерческим зданием, в течение 12 месяцев, и, исходя из ? доли собственности административного ответчика на указанное здание.

Применение налоговой ставки в размере 1,5% является верным и основано на действующем на момент образования недоимки законодательстве - базовых ставок, установленных Решением Собрания депутатов муниципального образования г.Плавск Плавского района от 27.112014 №14/57, и в соответствии с положениями ст.ст.378.2, 405, 406 НК РФ, исходя из 1,5 % от кадастровой стоимости 6887729 руб. и ? доли административного ответчика (6887729 х 1,5 % : 2 = 51658).

Размер задолженности по транспортному налогу установлен с учетом существующих базовых ставок согласно Закону Тульской области от 28.11.2002 №343-ЗТО «О транспортном налоге» и положений п.п.1, 2 ст.361 НК РФ, исходя из 25 рублей за каждую из 75 лошадиных сил мощности двигателя грузового автомобиля административного ответчика (75 х 25 = 1875).

Факт получения уведомления и требования об уплате налога и пени, с учетом положений п.4 ст.52, п.6 ст.69 НК РФ, подтверждается имеющимися в деле выписками из списка исходящей заказной почтовой корреспонденции.

В соответствии со ст.8 Закон Тульской области от 28.11.2002 №343-ЗТО «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются: инвалиды всех категорий в отношении легковых автомобилей; категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с пунктами 1 - 6 и 9 - 12 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в отношении также легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.

В соответствии с п.1, 2, 4 ст.407 НК РФ право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: инвалиды I и II групп инвалидности; лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира или комната; жилой дом; помещение или сооружение специально оборудованные и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования; хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; гараж или машино-место.

То есть лицо, являющееся инвалидом I группы, лицо, проживающее на территории зоны с льготным социальным статусом в соответствии с указанным Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1, освобождается от уплаты транспортного налога только в отношении легковых автомобилей и не освобождается от уплаты налога на имущество в отношении нежилого коммерческого здания или сооружения.

Поскольку находящиеся в собственности Гуляева В.Б. транспортное средство отнесено к грузовым, а объект недвижимого имущества – является нежилым коммерческим зданием, он не наделен в соответствии со ст.407 НК РФ, ст.361.1 НК РФ и Законом Тульской области от 28.11.2002 №343-ЗТО льготой для освобождения от уплаты указанных налогов и пений в связи с тем, что он является инвалидом I группы и проживает на территории зоны с льготным социальным статусом в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания суммы транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год с административного ответчика подтверждается указанными выше налоговым уведомлением и требованием, а требование налогового органа о взыскании с административного ответчика суммы налогов и пени является обоснованным, поскольку заявлено в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст.75 НК РФ в случае не уплаты налога в установленные законодательством срок с должника взыскиваются пени, процентная ставка которой принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора

Согласно позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 17.12.1996 №20-П и Определении от 04.07.2002 №202-0, пеня не является мерой ответственности, а представляет собой, дополнительный платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в случае задержки уплаты налога.

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 №381-О-П дополнительно отмечено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Таким образом, уплата пени в случае просрочки платежа по налогам является обязанностью налогоплательщика, установленной государством, и не является мерой налоговой ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Из указанного следует, что пеня (обязанность по ее уплате) установлена нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующие отношения, основанные на административном подчинении и не имеет гражданско-правового характера, придаваемого ей в смысле статьи 333 ГК РФ, в частности на указанную пеню не распространяются требования статьи 331 ГК РФ об обязательности письменной формы неустойки.

В силу изложенного, применение по аналогии статьи 333 ГК РФ и уменьшение размера подлежащей уплате пени невозможно.

Период задолженности по уплате административным ответчиком налога и пени налоговым органом определен верно, с учетом периода нахождения в собственности административного ответчика транспортного средства и его типа, периода нахождения в собственности объекта недвижимости – нежилого коммерческого здания, доли в праве на него (1/2).

Судом проверен представленный административным истцом расчет задолженности административного ответчика и признан верным. Размеры налога и пени рассчитаны правильно в соответствии со ст.ст.75, 362, 408 НК РФ, с учетом действовавшей ставки рефинансирования.

Налоговые ставки установлены правильно в соответствии со ст.361, 378.2, 406 НК РФ, Закона Тульской области от 28.11.2002 №343-ЗТО «О транспортном налоге» и Решения Собрания депутатов муниципального образования г.Плавск Плавского района от 27.112014 №14/57.

Представленный в деле расчет недоимок и пени административный ответчик не оспаривал.

Объективных данных для признания представленных доказательств судом не достоверными не установлено, сторонами таковых не названо.

На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, а также в соответствии со ст.84 КАС РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что заявленные административные исковые требования в части взыскания с административного ответчика недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2015 год нашли свое обоснование, подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Административное исковое заявление судом удовлетворено частично.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по административным делам в качестве административных истцов или административных ответчиков.

Статья 104 КАС РФ предусматривает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины также устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений п.3 настоящей статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.

Таким образом, согласно данным положениям от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобождаются истцы, а Гуляев В.Б. по настоящему делу является ответчиком.

Не имеется оснований для освобождения административного ответчика в соответствии со ст.333.35 НК РФ.

С учетом изложенного в силу ст.ст.103, 114 КАС РФ, исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и цены административного иска, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за подачу рассмотренного судом административного искового заявления в доход федерального бюджета в размере 1816 рублей 16 копеек.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 286, 290 КАС РФ, суд

решил:

восстановить Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области срок для подачи административного искового заявления.

Частично удовлетворить исковые требования Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области к Гуляеву Владимиру Борисовичу о взыскании недоимки и пени по налогам на имущество физического лица и транспортному налогу.

Взыскать с Гуляева Владимира Борисовича, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области с дальнейшим перечислением в соответствующий бюджет недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 51658 рублей 00 копеек и пени в размере 327 рублей 17 копеек, недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 1875 рублей 00 копеек и пени в размере 11 рублей 87 копеек.

В административных исковых требованиях Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области к Гуляеву Владимиру Борисовичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 год отказать.

Взыскать с Гуляева Владимира Борисовича, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1816 рублей 16 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Плавский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2018 года.

Председательствующий Д.А. Малинин