Дело № 2а-116/2021
(УИД 91OS0000-01-2020-000242-97)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,
при секретаре Медведевой А.М.,
с участием представителя административного истца – ФИО1, представителя Администрации города Керчи Республики Крым – ФИО2, старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Ковалевской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Южное сияние» к Керченскому городскому совету Республики Крым; Администрации города Керчи Республики Крым, о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Южное сияние» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений исковых требований, просит признать недействующими с 19.12.2019г., как несоответствующие ч.1 ст.39.7 Земельного кодекса РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582:
- пункт 2.2.2 «Порядка определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым»;
- Приложение № 1 «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года № 67-2/19, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м./год Зmin (строка 111 столбец 5 вышеуказанного Приложения №1 к Порядку).
Исковые требования обоснованы тем, что на основании договора аренды земельного участка № б/н от 04.12.2017 года ООО «Южное сияние» является пользователем земельного участка, площадью 127568 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – склады (код 6.9). Согласно указанному договору, размер арендной платы составляет 3826542 руб. 48 коп. в год. Обжалуемым решением муниципалитет самостоятельно ввёл такой показатель как Минимальное значение арендной платы за кв.м. в год, что не соответствует части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582. Введение Зmin фактически привело к введению новых правил исчисления платы за землю, ухудшающих положение арендатора, что противоречит законодательству. По мнению административного истца, применение размера арендной платы с использованием показателя Зmin экономически необоснованно, приводит к уравниванию размера арендной платы для земельных участков, имеющих разную кадастровую стоимость, а также разные цели использования, что противоречит положениям федерального законодательства, регулирующего порядок установления размера платы за землю, а также, при определении размера аренды нивелирует роль такого показателя, как кадастровая стоимость конкретного земельного участка. Истец считает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность установления муниципалитетом самостоятельно твердого размера арендной платы за кв.м. Оспариваемое в части положение не соответствует принципу экономической обоснованности, приводит к уравниванию размера арендной платы для земельных участков, предоставленных для различных целей, имеющих различную кадастровую стоимость. Административный истец полагает, что применение равновесной ставки Зmin нарушает права истца, что подтверждается расчетом истца, а расчет, который производит ответчик не соответствует требованиям действующего законодательства.
Керченский городской совет Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В возражениях на административное исковое заявление ответчик указывает, что обжалуемое решение принято в пределах полномочий с соблюдением процедуры принятия, просит суд в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме. Указывает, что решение 10 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от 19.12.2019 года № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым» является законным, оснований для его отмены не имеется.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске и дополнительных пояснениях от 04.08.2021г. Пояснила, что считает, что экономическое обоснование установленных обжалуемым решением арендных ставок отсутствует, а обжалуемый в части нормативный правовой акт противоречит нормам Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.07.2009г. №582.
Представитель Администрации города Керчи Республики Крым ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в возражениях на иск от 09.07.2021г. и дополнительных возражениях на иск от 02.08.2021г. Пояснила, что оспариваемое решение принято в соответствии с законодательством Российской Федерации, было опубликовано в установленном порядке. Была проведена антикоррупционная экспертиза, получено положительное заключение прокурора. Администрацией города Керчи были подготовлены все необходимые расчеты и обоснования для того, чтобы принять оспариваемый порядок расчета арендной платы. Размер минимального значения арендной платы является обоснованным, так как получен с помощью индексации значения, установленного постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 № 450. Таким образом, Администрацией и Керченским городским советом были верно определены размеры арендной платы с учётом нагрузки на арендаторов.
Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Ковалевской В.В., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Пунктом 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 37 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, в компетенции Керченского городского совета находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (т.2 л.д.69).
На основании частей 1, 4 статьи 62 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым органы местного самоуправления от имени городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательными актами Республики Крым, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. От имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация города Керчи в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Частью 2 статьи 57 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым предусмотрено, что решения Керченского городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное (т.2 л.д.109).
Частью 8 статьи 57 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Керченским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.
В случае отсутствия в городском округе периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в городском округе, официальным опубликованием может признаваться соответствующая публикация в ином печатном издании, которое обеспечивает населению городского округа и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием (т.2 л.д.109).
Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на сайте Керченского городского совета (часть 9 статьи 57 Устава) (т.2 л.д.110).
Планирование работы Керченского городского совета и порядок подготовки его заседаний, порядок созыва заседаний (сессий) Керченского городского совета, порядок проведения заседаний Керченского городского совета и порядок принятия решений, документирования хода заседания Керченского городского совета и его итогов, порядок избрания должностных лиц Керченского городского совета, порядок проведения депутатских слушаний, права и обязанности депутатов Керченского городского совета и иные вопросы организации работы Керченского городского совета, связанные с осуществлением Керченским городским советом и депутатами Керченского городского совета своих полномочий определяется Регламентом Керченского городского совета, утвержденным решением 16 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от 19 февраля 2015 года № 222-1/15 (т.2 л.д. 124-172).
Согласно статье 14 Регламента Керченского городского совета Республики Крым проекты муниципальных правовых актов, вносимые на рассмотрение Керченского городского совета (далее Городской совет), представляются в Городской совет в виде проектов решений Городского совета. Право внесения проектов решений принадлежит Председателю городского совета, депутатам Городского совета, главе администрации города Керчи, прокурору города Керчи, органам территориального общественного самоуправления, инициативным группам граждан, Контрольно-счетной комиссии города Керчи Республики Крым, а также иным лицам в случаях, установленных действующим законодательством.
На основании ч. 1, 2 статьи 16 Регламента необходимым условием внесения проекта решения Городского совета является представление в отдел организационного обеспечения деятельности городского совета аппарата Керченского городского совета следующих документов: 1) текста проекта решения в бумажном и электронном виде; 2) наличие согласовывающих подписей (виз) на первом экземпляре проекта решения: а) при внесении проекта главой администрации города Керчи: - начальника отраслевого органа администрации города Керчи, готовившего проект решения; - руководителя юридической службы администрации города Керчи; - заместителя главы администрации города Керчи, курирующего отраслевой орган администрации города Керчи, подготовивший проект; - главы администрации города Керчи; - руководителя юридической службы аппарата Городского совета.
Судом установлено, что в связи с необходимостью разработки новых ставок арендной платы за землю на территории г. Керчи, начальником управления имущественных и земельных отношений Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Керчи Республики Крым ФИО3 составлена пояснительная записка к предлагаемым для применения ставкам арендной платы за земельные участки на 2020 г. (исх. №1577/13-27 от 21 октября 2019г.).
Управлением по правовым вопросам администрации города Керчи Республики Крым проведена антикоррупционная экспертиза проекта решения Керченского городского совета «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым. Согласно Заключению о проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта от 26.11.2019. №187/07-05 в предоставленном проекте решения коррупционные факторы не выявлены.
Согласно информации прокуратуры города Керчи от 19.11.2019 № 34-2019 об изучении проекта решения Керченского городского совета Республики Крым «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым», в представленном проекте решения коррупционные факторы не выявлены.
Из материалов дела усматривается, что 09.12.2019 года главой Администрации города Керчи Республики Крым в адрес председателя Керченского городского совета направлен согласованный в установленном регламентом порядке проект решения «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» для включения в повестку дня 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва (исх. № 02-213/3969). Разработчиком проекта решения указан начальник управления имущественных и земельных отношений администрации города Керчи Республики Крым ФИО3
К данному проекту решения прилагались заключение управления по правовым вопросам администрации города Керчи Республики Крым о проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта от 26.11.2019 г. № 187/07-05, а также информация прокуратуры города Керчи от 19.11.2019 № 34-2019 об изучении проекта решения Керченского городского совета Республики Крым «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым», согласно которым в представленном проекте решения коррупционные факторы не выявлены (т.2 л.д.193, 194).
В соответствии с пунктом «а» статьи 15 Регламента проекты решений с необходимыми приложениями и сопроводительным письмом на имя Председателя городского совета или его заместителя не менее чем за 10 дней до дня проведения очередного заседания Городского совета представляются в отдел организационного обеспечения деятельности городского совета аппарата Керченского городского совета, где регистрируются. Проекты правовых актов, представленные в нарушение сроков и порядка определенного Регламентом, рассматриваются на последующей сессии Городского совета. Зарегистрированные проекты решений в течение двух дней после их поступления в Городской совет с соответствующей резолюцией Председателя Городского совета направляются заместителю председателя городского совета, который направляет их для дальнейшей работы: а) в комиссии: - в профильную постоянную комиссию, являющуюся ответственной за проект решения, - для рассмотрения, обобщения замечаний и предложений, вынесения заключения; - во все постоянные комиссии - для предложений и замечаний, которые направляются в профильную постоянную комиссию.
Решением 18 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27.02.2020 года № 125-2/20 утверждено Положение о постоянных комиссиях Керченского городского совета в новой редакции, согласно пунктам 2.1.1, 2.1.7 и 2.1.8 которого Комиссия вносит проекты решений на заседания Керченского городского совета; изучает и обобщает замечания, предложения, рекомендации, представленные комиссиями Керченского городского совета, депутатами, специалистами, к проектам решений Керченского городского совета или по направлению деятельности Керченского городского совета, отнесенному к ведению комиссии; выносит заключение по проекта решений Керченского городского совета по вопросам, отнесенным к ведению комиссии.
Пунктами 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3 и 6.3.4 Положения о постоянных комиссиях Керченского городского совета в новой редакции, утвержденного решением 18 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27.02.2020 года № 125-2/20 установлено, что Комиссия по градостроительству, имущественным вопросам и земельным отношениям осуществляет рассмотрение проектов решений, внесенных в Керченский городской совет; разработку проектов решений по вопросам, отнесенным к ведению комиссии; рассмотрение вопросов управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым; обсуждение и внесение предложений по вопросам приватизации, продажи или аренды муниципального имущества.
В соответствии с заключением постоянной комиссии по градостроительству, имущественным вопросам и земельным отношениям от 13.12.2019 года комиссия рассмотрела вопросы, включенные в повестку 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва. Предложений и замечаний не имела (т. 2 л.д. 209).
В соответствии со статьей 4 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым Керченский городской совет состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.
Согласно статьям 58, 63, 67 Регламента решение Городского совета считается принятым, сели за него проголосовало большинство, наделенное в соответствии с Уставом городского округа, правом решающего голоса.
Согласно протоколу пленарного заседания очередной десятой сессии Керченского городского совета 2 созыва от 19.12.2019 года всего депутатских мандатов - 28, избрано депутатов - 28, присутствовали на сессии – 18, присутствовали приглашенные -17. В процессе проведения сессии депутат Керченского городского совета 2 созыва ФИО7 удалился из зала заседания по производственной необходимости (т.2 л.д. 213-221).
В повестку дня под № 11 был включен вопрос «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым». По данному вопросу докладывал председатель Керченского городского совета ФИО8 Голосовали о принятии проекта решения в целом: «за» - 17, «против» - нет, «воздержавшихся» - нет. Решение принято единогласно (т.2 л.д. 219).
Таким образом, 19 декабря 2019 года Керченским городским советом на 10-й сессии 2 созыва принято решение № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» (далее – Решение № 67-2/19), которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (приложение 1) (далее - Порядок определения размера арендной платы).
Пунктом 2 вышеуказанного решения постановлено: «Считать утратившим силу с 01 января 2020г. решение 56 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 27.10.2016г. №965-1/16 «О плате за земельные участка, расположенные на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым»».
Пункт 3 Решения № 67-2/19 устанавливает, что расчет арендной платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков производится на основании действующей кадастровой оценки земельного участка.
Размер платы, указанный в договорах аренды земельных участков, соглашениях о плате за сервитут, заключенных до вступления в силу настоящего Порядка, с 1 января 2020г. подлежат перерасчету согласно приложению №1 (Пункт 4 Решения № 67-2/19).
Согласно пункту 7 Решения № 67-2/19 настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования и применяется с 1 января 2020 года.
Приложением №1 к Порядку определения размера годовой арендной платы за земельные участки установлены «Ставки арендной платы».
Указанное решение опубликовано в спецвыпуске газеты «Керченский рабочий» от 21.12.2019 года № 40 и размещено 19.12.2019г. на сайте Керченского совета (http://xn----ctbcjb3ayargep3etd.xn--p1ai/10-%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82/) (т. 2 л.д. 222-242).
Правомочность органа, принявшего решение № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», порядок введения в действие и опубликования рассматриваемого нормативного правового акта административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Судом установлено, что спариваемое решение принято Керченским городским советом Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта, порядка его принятия, подписания и официального опубликования.
В соответствии с пунктом 34 Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 2.2 Порядка определения размера арендной платы установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, годовой размер арендной платы за 1 кв.м земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м земельного участка с учетом вида разрешенного использования рассчитывается по формуле:
ЗАП 1 кв.м = КС * САП%,
S
где:
ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы за 1 кв.м земельного участка;
КС – кадастровая стоимость земельного участка;
САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
S – площадь земельного участка.
Согласно пункту 2.2.2 Порядка определения размера арендной платы, в случае если ЗАП 1 кв.м меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м, приведенному в Приложении 1 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:
АП = Зmin * S * К, где
АП – годовой размер арендной платы,
Зmin – минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 1 к настоящему Порядку;
S – площадь земельного участка;
К - понижающий коэффициент, применяемый для отдельных категорий арендаторов, установленных разделом 7 настоящего Порядка.
Согласно строке 111 столбцу 5 Приложения № 1 «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года № 67-2/19 (далее - Приложение № 1) минимальное значение арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в отношении земельных участков с видом разрешенного использования – склады (6.9) составляет 33,93.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – склады (код 6.9), на основании договора аренды земельного участка от 04.12.2017 года, заключенного между Администрацией города Керчи и ООО «Южное сияние» в лице внешнего управляющего ФИО9 Площадь земельного участка на момент заключения договора составляла 127568 кв.м. Дата государственной регистрации права – 09.02.2018 года.
Пунктом 2.1 договора аренды от 04.12.2017 года предусмотрено, что размер арендной платы за участок составляет 3826542 руб. 48 коп. в год (т.1 л.д. 38).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.11.2020 года № КУВИ-002/2020-35908221 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлена кадастровая стоимость в размере 529177918,75 рублей (т.1 л.д. 43).
С целью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в Единый государственный реестр недвижимости 03.02.2021 года внесены сведения об изменении площади земельного участка с 127568 кв.м. на 127175 кв.м. (т.1 л.д. 45).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.06.2021 года № КУВИ-002/2020-179606400 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 127175 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость земельного участка составляет 127154652,00 рублей. Земельный участок находится в муниципальной собственности, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – склады (т.1л.д.81).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12.08.2021 года № КУВИ-002/2021-1045355 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 11.08.2021г. установлена кадастровая стоимость - дата определения 31.07.2018г. в размере 127154652,00 рублей.
Как следует из п. 4 Решения 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 № 67-2/19 размер платы, указанный в договорах аренды земельных участков, соглашениях о плате за сервитут, заключенных до вступления в силу настоящего Порядка, с 1 января 2020 года подлежит пересчету согласно Приложению 1.
Оценивая правовую заинтересованность административного истца в оспариваемом нормативном правовом акте, суд исходит из того, что письмом от 14.05.2021г. Администрация города Керчи Республики Крым уведомила представителя административного истца о том, что в связи с тем, что с 01.01.2020г. вступил в силу Порядок определения размера арендной платы, арендная плата за земельный участок за 2020г. будет составлять 4440642,08 рублей, а за 2021г. – 4486333,20 рублей, что значительно выше, чем расчет арендной платы без применения равновесной ставки Зmin.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Данное постановление Правительства Российской Федерации является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одними из таких принципов являются: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, принцип экономической обоснованности, предполагающий, что, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В подтверждение доводов о соблюдении при принятии Решения № 67-2/19 положений Постановления № 582 ответчиками не представлено в материалы дела мотивированного экономического обоснования, который должен содержать конкретные характеристики территорий, от которых зависят ставки, применяемые для исчисления арендной платы.
Экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Расчет предлагаемых для применения ставок по аренде земли на 2020 год (по состоянию на 21.10.2019г.), представленный административными ответчиками, таких данных не содержит.
Имеющаяся в материалах дела пояснительная записка к предлагаемым для применения ставкам арендной платы за земельные участки на 2020 года сама по себе выводов экономической обоснованности размеров ставок и доказательств того, что при их определении производились необходимые расчеты, не содержит, а выводы о целесообразности применения равновесных ставок, равных нормативно-денежной оценке с учетом индекса инфляции, сделаны в результате анализа одного частного случая, полагаясь на то, что арендатор платил приблизительно такую же сумму аренды до принятия обжалуемого нормативного акта. Пояснительная записка не является расчетом, показывающим доходность земельных участков и не содержит многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и не может являться надлежащим доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении равновесной ставки Зmin.
Из содержания оспариваемых административным истцом положений следует, что в них приведена формула определения размера арендной платы, раскрывающая непосредственно механизм расчета такой платы. В упомянутой формуле используются следующие составляющие: площадь земельного участка; минимальное значение арендной платы за 1 кв.м. (равное нормативно-денежной оценке с учетом индекса инфляции); понижающий коэффициент, применяемый для отдельных категорий арендаторов, установленных разделом 7 настоящего Порядка.
Судом установлено, что размер минимального значения арендной платы получен путем индексации значения, установленного Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014г. №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым».
До 01.01.2020г. арендная плата за земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию городской округ Керчь Республики Крым, рассчитывалась в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014г. №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», решением 56 сессии керченского городского совета 1 созыва от 27.10.2016г. №956-1/16 «О плате за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», исходя из нормативной цены земельных участков. Годовой размер арендной платы рассчитывался в процентах от нормативной цены земельного участка. Для земельных участков с видом разрешенного использования «склады» - код 6.9 арендная плата составляла 3 процента от нормативной цены земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого НПА), акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).
Порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости регулируется положениями статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в РФ.
Согласно абзацу первому статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в РФ в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019г. № 1492-р определено применение результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утвержденных распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. № 1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» с учетом изменений, внесенных настоящим распоряжением. Приложением к указанному распоряжению являются установленные 21 ноября 2019 г. результаты государственной кадастровой оценки по земельным участкам.
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось сторонами, что значение Зmin определено как арендная плата за 1 кв.м. земельного участка за 2019г., проиндексированная на 1,043 и составляет 33,93).
Изучив материалы дела суд приходит к выводу, что равновесное значение Зmin не может быть обосновано показателями нормативно-денежной оценки земли, утратившими силу, применение которых было обусловлено переходным периодом до установления кадастровой стоимости земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что применение положений об определении размера арендной платы с использованием показателя Зmin экономически не обосновано, нивелирует роль такого показателя при определении размера аренды, как кадастровая стоимость конкретного земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что предусмотренный пунктами 2.2.2 Порядка определения размера арендной платы механизм исчисления минимального значения не отвечает принципу правовой определенности, что размер арендной платы установлен не только по виду разрешенного использования земельных участков, но и в зависимости от минимальных значений арендной платы за 1 кв.м., определяемых Приложением 1, что противоречит приведенным нормам действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемый в части исковых требований Порядок определения размера арендной платы без какого-либо экономического обоснования, без анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и обеспечивающих справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Содержание представленных административным ответчиком доказательств не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Кроме того, включение в формулу расчета арендной платы за земельные участки такого показателя, как минимальное значение, не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений.
При этом, осуществляемое законодателем правовое регулирование в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 27 июня 2013 г. №15-П, от 23 декабря 2013 г. № 29-П и др.).
При установленных обстоятельствах, руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, поскольку указанные положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым признать недействующими пункт 2.2.2 Порядка определения размера арендной платы и Приложение № 1«Ставки арендной платы» к Порядку определения размера арендной платы в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м./год Зmin (строка 111 столбец 5 вышеуказанного Приложения №1 к Порядку).
Исходя из изложенного, а также учитывая, что целью административного иска в силу положений КАС РФ является судебная защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права или законного интереса участника публичного правоотношения, суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения административного иска.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Порядок определения размера арендной платы и Приложение № 1 в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку оно до вынесения решения суда применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оно подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Керченского городского совета Республики Крым.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Южное сияние» к Керченскому городскому совету Республики Крым; Администрации города Керчи Республики Крым, о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- пункт 2.2.2 «Порядка определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым»;
- Приложение № 1 «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года № 67-2/19, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м./год Зmin (строка 111 столбец 5 вышеуказанного Приложения №1 к Порядку).
Взыскать с Керченского городского совета Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Южное сияние» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Керченского городского совета Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме – 01 сентября 2021 года.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Е.И. Холодная