Дело №2а-116/2021 УИД 22RS0051-01-2020-001177-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусевой Л.В.,
при секретаре Абросимовой С.В.,
с участием процессуального истца прокурора Поляковой Е.Н.,
представителей административных ответчиков ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тальменского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тальменского района Алтайского края и Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным бездействия в организации мест для сбора твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тальменского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Тальменского района Алтайского края и Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным бездействия в организации мест для сбора твердых коммунальных отходов.
В обоснование исковых требований, с учетом их последующих уточнений, ссылается на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района проведена проверка органов местного самоуправления района и поссовета в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО), в результате которой установлено, что Администрацией Тальменского района и Администрацией Тальменского поссовета в должной мере не реализуются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, а именно, не приняты меры по созданию в соответствии с требованиями законодательства мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, т.е. не произведено строительство контейнерных площадок согласно утвержденным реестрам.
Для сбора ТКО на территории Тальменского района необходимо установить 576 контейнеров объемом 0,75 куб.м. и 96 контейнеров объемом 7,6 куб.м., а для их установки необходимо построить 342 контейнерных площадки и 96 площадок под кузова.
На территории Тальменского поссовета необходимо установить дополнительно 108 контейнеров, и построить 316 контейнерных площадок.
В адрес главы Тальменского района 23.08.2019 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО.
Однако до настоящего времени места (площадки) накопления ТКО не построены, поэтому контейнеры для сбора ТКО в полном объеме не установлены, сбор ТКО в населенных пунктах района не организован, до настоящего времени осуществляется бестарным способом.
Просит: Признать незаконным бездействие Администрации Тальменского района Алтайского края в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений муниципального района «Тальменский район»; обязать в срок до 01.07.2021 года принять меры по созданию в соответствии с требованиями законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и произвести строительство контейнерных площадок согласно утвержденному реестру.
Признать незаконным бездействие Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории рабочего поселка Тальменка муниципального района «Тальменский район»; обязать в срок до 01.07.2021 года принять меры по созданию в соответствии с требованиями законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и произвести строительство контейнерных площадок согласно утвержденному реестру.
В судебном заседании административный истец в лице помощника прокурора Тальменского района Полякова Е.Н. поддержала уточенные исковые требования, дав пояснения, аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что срок исполнения решения суда считает разумным, так как представление было внесено еще в 2019 году, однако за два года ничего не было сделано, расходы на строительство контейнерных площадок не включены в бюджет. Соглашения о передаче полномочий, заключенные между Администрацией района и сельскими поселениями, на которые ссылается представитель Администрации района, действовали до 31.12.2020 года, т.е. на момент рассмотрения дела, они утратили силу.
Представитель административного ответчика Администрации Тальменского района Алтайского края ФИО1 в судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что действующее законодательство предусматривает конкретные полномочия органов местного самоуправления в области обращения с ТКО: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО. Соответственно, Администрацию Тальменского района можно обязать только участвовать в деятельности по обращению с ТКО, но возлагать обязанность по организации деятельности по обращению с ТКО нельзя, поскольку в полномочия Администрации района не входит приобретение и установка мусорных контейнеров, тем более, что с марта 2021 года санитарно-эпидемиологическим законодательством разрешен бестарный способ сбора ТКО, поэтому реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО будет уточняться, но возможность применения бестарного (мешкового) способа накопления отходов с региональным оператором еще не согласовывалась, а если будет согласована, то Реестр мест (площадок) накопления ТКО будет изменяться. Примерные затраты на каждую площадку под размещение мусорных контейнеров составляют 150000 рублей. В расходную часть бюджета на 2021 год не включены затраты на строительство площадок, поэтому в указанный в иске срок исполнить решение суда будет невозможно. Вопрос об отводе земельных участков под строительство площадок тоже не решен. В 2019 году из краевого бюджета были выделены средства в размере 2385500 рублей на покупку контейнеров для сбора ТКО, но этих средств не хватило для полного обеспечения поселений и р.п.Тальменка. Однако приобретение контейнеров не входит в полномочия органов местного самоуправления, это право, а не обязанность. Кроме того, с сельскими поселениями Администрацией района заключены соглашения о передачи полномочий в области обращения с ТКО – об изготовлении и установке коробов для сбора ТКО и установке мусорных контейнеров.
Представитель административного ответчика Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, но просила увеличить срок их исполнения, пояснив, что в расходную часть бюджета на 2021 год не заложены необходимые для строительства площадок средства. На каждую площадку на территории р.п.Тальменка необходимо минимум 50000 рублей. Просила увеличить срок исполнения судебного решения.
Представитель заинтересованного лица регионального оператора АО Эко-Комплекс» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, и, оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.1-2 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии со ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона Алтайского края от 11.02.2008 года №11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.2, 3 ст.7 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено настоящим Законом, а также на межселенной территории.
В соответствии с ч.1, 2 ст.8 указанного закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст.9.1 указанного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные: о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным Правительством Алтайского края.
Установлено, что 23.08.2019 года прокурором Тальменского района Алтайского края главе Тальменского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (л.д.6-9).
Ответом главы Тальменского района от 26.09.2019 года подтверждается, что представление прокурора признано обоснованным. Сообщается, что сбор и вывоз ТКО с 01.01.2019 года на территории Тальменского района осуществляет региональный оператор АО «Эко-Комплекс», при этом сбор осуществляется только в р.п.Тальменка, с.Наумово, с.Луговое, с.Забродино, с.Среднесибирский,, с.Озерки, ст.Озерки. В других населенных пунктах сбор и вывоз ТКО не производится. Для сбора ТКО на территории района необходимо установить 576 контейнеров объемом 0,75 куб.м. и 96 контейнеров объемом 7,6 куб.м. стоимостью 990700 рублей. Для установки этих контейнеров требуется строительство 433 контейнерных площадок на сумму 13034000 рублей. Итого расходы составят 22941000 рублей. Однако бюджет района является дефицитным, поэтому средств на приобретение контейнеров и строительство площадок не имеется. Администрация района обратилась в Министерство Алтайского края с просьбой об оказании финансовой помощи из краевого бюджета, вопрос решен положительно, решено выделить из краевого бюджета 2 500 000 рублей, которые будут израсходованы на приобретение контейнеров объемом 0,75 куб.м. в р.п.Тальменка.
В материалы дела административными ответчиками представлены утвержденные Перечни (Реестры) мест (площадок) накопления ТКО (л.д.107-131; 176-208).
Представленные Администрацией Тальменского района соглашения, заключенные с муниципальными образованиями сельских поселений о передаче части полномочий в сфере обращения с ТКО, действовали в период с 01.11.2020 года по 31.12.2020 года, соответственно, на момент вынесения решения, утратили силу (л.д.57-106).
Представленное в материалы дела Администрацией Тальменского поссовета решение Совета депутатов Тальменского поссовета от 24.12.2020 года №175 «О рассмотрении бюджета Тальменского поссовета на 2021 год» с соответствующими приложениями, подтверждает, что в расходной части бюджета на 2021 год не запланированы расходы на обращение с ТКО.
Административный ответчик Администрация Тальменского района бюджет на 2021 год в материалы дела не представила, в судебном заседании представитель подтвердил отсутствие в расходной части бюджета района средств на строительство контейнерных площадок, не уточнен реестр размещения мест накопления ТКО с учетом бестарного способа сбора ТКО, не согласован с региональным оператором мешковой способ накопления отходов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности административного иска прокурора, так как с 2019 года вопрос со строительством контейнерных площадок (мест) размещения ТКО не решен, в бюджетах района и поселка расходы на строительство не запланированы, не согласован с региональным оператором мешковой способ накопления отходов.
Между тем, срок исполнения полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов не может быть установлен судом до 01.07.2021 года, поскольку в случае обжалования судебного решения указанный прокурором срок будет поглощен периодом апелляционного производства, поэтому суд считает необходимым установить срок для реализации полномочий административных ответчиков – три месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Тальменского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тальменского района Алтайского края и Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным бездействия в организации мест для сбора твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Тальменского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений муниципального района «Тальменский район»; возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений муниципального района «Тальменский район» в виде создания (строительства) соответствующих требованиям законодательства мест (площадок) временного накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, согласно утвержденному Перечню (реестру) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тальменского района Алтайского края.
Признать незаконным бездействие Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории рабочего поселка Тальменка муниципального района «Тальменский район»; возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории рабочего поселка Тальменка муниципального района «Тальменский район» в виде создания (строительства) соответствующих требованиям законодательства мест (площадок) временного накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, согласно утвержденному Перечню (реестру) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории р.п.Тальменка Тальменского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021 года.
Судья Л.В.Гусева