ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/2022 от 02.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-116/2022

(УИД 91OS0000-01-2022-000093-91)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2022 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Медведевой А.М.,

с участием – представителя истца ФИО1; старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Ковалевской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованное лицо на стороне административного ответчика: Администрация города Ялта Республики Крым, о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

ФИО1, действуя в интересах ФИО2, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных исковых требований, принятых к производству суда определением от 24.06.2022 г. (т.3 л.д.95-98, л.д.112-115), окончательно сформулировав свои исковые требования, просил признать недействующим, с момента принятия решение 85-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления в границах земельного участка с кадастровым общей площадью 432 м2, расположенного по адресу: <адрес>, территориальной зоны спорной градостроительной ситуации ТЗ-23-21 и зоны особо охраняемых природных территорий.

Исковые требования обоснованы тем, что решением 54-й сессии Форосского поселкового совета Автономной Республики Крым 6 созыва № 45 от 14.02.2014 года ФИО2 дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0432 га по предоставлению его бесплатно в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>. На основании решения о разработке технической документации, 03.07.2015 года, вышеуказанный земельный участок был поставлен а кадастровый учет под кадастровым . Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 03.02.2021 года № 200-п ФИО2 отказано в предоставлении земельного участка на основании ч.9 ст.85, ч.14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, испрашиваемый истцом земельный участок, располагается в территориальной зоне спорной градостроительной ситуации ТЗ-23-21, в которой установление вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код.2.1) не предусмотрено. Указывает, что включение Правилами землепользования и застройки земельного участка в территориальную зону спорной градостроительной ситуации ТЗ-23 в отсутствие нормативных актов о создании такой территории и установление ее границ в предусмотренном законом порядке, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 29.04.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Администрация города Ялта Республики Крым.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивал на удовлетворении уточненных административных исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание 02.08.2022г. не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом. Возражений на административное исковое заявление суду не представили.

Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав пояснения представителя истца и заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Ковалевской В.В., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части заявленных требований акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).

Статьей 3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Ялта наделено статусом городской округ и его административным центром определен город Ялта.

В соответствии с пунктом 29 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением 51-ой сессии Ялтинского городского совета от 22 сентября 2017 года № 1 (далее - Устав), к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки, а также утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) и пр. (т. 1 л.д.51-159).

Частью 2 статьи 70 Устава предусмотрено, что официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (т. 1 л.д.112).

Порядок созыва и проведения первой сессии Ялтинского городского совета, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Ялтинского городского совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Ялтинского городского совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Ялтинского городского совета, права и обязанности депутатов Ялтинского городского совета, порядок и формы организации депутатского контроля, порядок взаимодействия Ялтинского городского совета Республики Крым с Администрацией города Ялта Республики Крым, муниципальными предприятиями и учреждениями, иные вопросы организации работы Ялтинского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Ялтинским городским советом Республики Крым и депутатами своих полномочий, устанавливает Регламент Ялтинского городского совета Республики Крым, утверждённый решением 71-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 31.08.2018 года № 1 (т. 1 л.д.160-183).

Процедура подготовки и принятия являющихся документом градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета от 10 декабря 2018 г. № 29 «О назначении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее - Постановление № 29) назначены соответствующие общественные обсуждения (пункт 1), определен порядок их проведения; создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 4), утверждено Положение о временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 5), определен срок для приема предложений и замечаний от участников общественных обсуждений с 22.12.2018 г. по 14.02.2019 г. (включительно) (т. 2 л.д. 205-216).

Указанное Постановление № 29 было опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 46-49 (163-164) 15 декабря 2018 г. и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 14 декабря 2018 г.

Согласно протоколу заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 г. № 1, принято решение: считать общественные обсуждения по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проведенными и направить указанный проект в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым для направления на рассмотрение в Архитектурно-градостроительный совет Республики Крым (т.2 л.д. 173-176).

По результатам указанных общественных обсуждений, Временной комиссией 22 февраля 2019 г. подготовлено заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, опубликованное 24 февраля 2019 года в спецвыпуске № 3 (182) газеты «Ялтинские вести» (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/10909) (т.2 л.д.177-179; т.3 л.д. 45-60).

Согласно письму прокуратуры города Ялты от 15 июля 2019 г. № Исорг-14-2626-2019 прокуратурой города проведено дополнительное изучение проекта решения Ялтинского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», по результатам изучения которого установлено, что в текстовой части Правил установлены нарушения правил юридической техники (грамматические и стилистические ошибки). В дополнение к ранее направленному заключению по проекту (от 11.07.2019 № 31-2019) сообщено, что в случае доработки проекта с учетом ранее указанных прокуратурой города замечаний, и устранения допущенных несоответствий в карте территориальных зон проекта Правил землепользования и застройки, а также в случае недопущения нарушения требований ч. 4 ст. 30, ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект решения Ялтинского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» подлежит принятию Ялтинским городским советом Республики Крым (т.2 л.д.227).

Из протокола заседания XXI Архитектурно – градостроительного совета Республики Крым от 18 июля 2019 г. следует, что проект Правил землепользования и застройки рекомендован к утверждению Ялтинским городским советом Республики Крым (пункт 4); Министерству строительства и архитектуры Республики Крым (ФИО6) поручено направить в адрес Администрации городского округа Ялта Республики Крым согласованную редакцию проекта правил землепользования и застройки городского округа Ялта Республики Крым для утверждения на заседании Ялтинского городского совета Республики Крым (пункт 5); Ялтинскому городскому совету Республики Крым поручено обеспечить неукоснительное утверждение проекта правил землепользования и застройки Ялта Республики Крым строго в соответствии с рекомендованной редакцией такого проекта Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым с учетом замечаний и предложений, указанных в настоящем протоколе (т.2 л.д.219-226).

18 июля 2019 г. состоялось заседание временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором принято решение о направлении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, протокола заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 г. № 4, заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территорий муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22 февраля 2019 г. (т.2 л.д. 180-181).

В соответствии с заключением Управления организационно-правового обеспечения Ялтинского городского совета Республики Крым от 18 июля 2019 г. № 18 по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в представленном проекте решения Ялтинского городского совета Республики Крым коррупциогенные факторы не выявлены (т.2 л.д.217).

Письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 19 июля 2019 г. № 4396/02-15 главе Администрации города Ялта Республики Крым ФИО7 направлена для утверждения согласованная редакция проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (т.2 л.д.218).

19 июля 2019 г. постановлением Администрации города Ялта Республики Крым № 1579-п согласован и направлен проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в Ялтинский городской совет Республики Крым для принятия решения об утверждении или отклонении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, направлен протокол общественных обсуждений (протокол заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 г. №4), заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22 февраля 2019 г. в Ялтинский городской совет Республики Крым (т.2 л.д.169-170).

К проекту решения Ялтинского городского совета Республики Крым «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» приложена пояснительная записка начальника Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты ФИО3, в которой перечислены цели подготовки указанного проекта и его утверждения.

Решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 19 июля 2019 г. № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе: Порядка применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений. Том 1. Текстовая часть. (Приложение №1); Градостроительные регламенты. Том 2. Текстовая часть (Приложение № 2); Карта территориальных зон (Приложение № 3); Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение № 4) (пункт 1); решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 25.06.2015 № 21 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым» признать утратившим силу (пункт 3); настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) (т. 2 л.д. 1-85).

Указанное решение было опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 36-37 (214-215) от 27 июля 2019 г. и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 26 июля 2019 г. (т. 3 л.д. 1-35, л.д. 44).

Правомочность органа, принявшего решения от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», порядок введения в действие и опубликования рассматриваемого нормативного правового акта административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 7 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При рассмотрении и разрешении данного административного дела судом принято во внимание, что решением Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2020, с учетом апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08 октября 2021 г. по делу № 66а-1539/2021 установлено, что решение 85-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» принято компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие.

В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

В силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).

Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно выписки с Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2022 года № земельный участок с кадастровым общей площадью 432 м2, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет 22.07.2015 года (т.1 л.д.41-44).

Во исполнение запроса суда Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (т.3 л.д.129-141) представлены в Верховный Суд Республики Крым сведения из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым земельный участок с кадастровым имеет статус архивный, снят с кадастрового учета 28.03.2022 года на основании части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Представлены сведения о координатах точек границ указанного земельного участка:

- характерная точка границы – н1, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н2, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н3, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н4, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н5, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10.

Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 13.07.2022 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым , а также информация об объектах капитального строительства, расположенных в пределах данного земельного участка. В архивных материалах, переданных Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, территориальными органами Государственного агентства земельных ресурсов Украины, отсутствует техническая документация на испрашиваемый земельный участок общей площадью 432 кв.м. Земельному участку с кадастровым присвоен статус «архивный» 28.03.2022 года в связи с проведением работ по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений, носящих временный характер, в соответствии с пунктом 7 статьи 72 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (т.3, л.д.156-168). Согласно уведомлению Госкомрегистра от 21.07.2022 года № отсутствуют сведения об объектах капитального строительства, расположенных на вышеуказанном земельном участке (т.3 л.д. 202-203; т.3 л.д. 178-179).

Судом установлено, что в решение Ялтинского городского совета Республики Крым №16 от 19 июля 2019г. «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» были внесены изменения решением Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва №10 от 23 июня 2020г., согласно которым, Карта зон с особыми условиями использования территории изложена в новой редакции в соответствии с Приложением №1.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что испрашиваемый истцом в иске земельный участок, согласно действующей градостроительной документации, во всех редакциях (Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержден решением 75-й сессии первого созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 03.12.2018 г. № 3, изменения утверждены решением 13 сессии второго созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 16.06.2020 г. № 11) находится в границах территории «Зоны спорной градостроительной ситуации».

Согласно условным обозначениям к карте территориальных зон Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, во всех редакциях (утверждены решением внеочередной 85-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета № 16 от 19.07.2019 г.) испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны – «Зона спорной градостроительной ситуации ТЗ-23».

Зона спорной градостроительной ситуации ТЗ-23 сформирована в соответствии с решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 03.12.2018 г. №3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в п.4 которого сказано, что регулирование на территории земельных участков, обозначенных в генеральном плане как территории спорной градостроительной ситуации возможно правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории. По мере утверждения документации по планировке территории в границах данной зоны будут внесены изменения в настоящие Правила в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Вышеуказанный земельный участок, согласно действующей градостроительной документации, находится в границах зон с особыми условиями использования территории: архитектурно-планировочная зона; природный парк; особо охраняемые природные территории.

Согласно материалам Генерального плана 2018 г. (карата особо охраняемых природных территорий, экспликация № 50) ООПТ в районе Форосского спуска (местного значения) является рекомендуемой.

Судом принято во внимание, что при рассмотрении административного дела № 66а-1539/2021 судом было установлено, что функциональная зона спорной градостроительной ситуации Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 03.12.2018г. №3, была установлена ввиду наличия противоречия между правом собственности на земельные участки с видом разрешенного использования, предусматривающим строительство жилья, и письмом министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 1 сентября 2017 г. № 12.1.3-09/16232 об установлении в отношении спорной территории функциональной зоны городских лесов.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно части 2 статьи 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об охране окружающей среды).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 58, пунктов 1 и 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Статьей 2 данного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий предусмотрены категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (пункт 2). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4).

Согласно частям 8, 9 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования; решают предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Такие документы суду не представлены. Более того, согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта Республики Крым от 02.08.2022г. решение о создании особо охраняемой природной территории и положение о существующей территории отсутствует (т.4 л.д.2-7).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения земельного участка истца в не установленную в предусмотренном законом порядке зону особо охраняемой природной территории и зону спорной градостроительной ситуации Правил землепользования и застройки ввиду отсутствия решения о создании особо охраняемой природной территории и положения о соответствующей территории.

Включение Правилами землепользования и застройки земельного участка в территориальную зону спорной градостроительной ситуации Т3-23 и в зону особо охраняемой природной территории в отсутствие нормативных актов о создании такой территории и установлении ее границ в предусмотренном законом порядке, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административного истца.

При вышеуказанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый акт не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку он до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Ялтинского городского совета Республики Крым.

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим, суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму уплаченной при подаче административного иска государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 85-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части отнесения земельного участка общей площадью 432 м2, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего следующие координаты границ:

- характерная точка границы – н1, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н2, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н3, координаты: Х – , Y – погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н4, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10;

- характерная точка границы – н5, координаты: Х – , Y – , погрешность – 0,10,

которому ранее был присвоен кадастровый , - к территориальной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации (ТЗ-23)» и к зоне «Зона особо охраняемых природных территорий».

Взыскать с Ялтинского городского совета Республики Крым в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Ялтинского городского совета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 15.08.2022 года.