ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/2022 от 09.02.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 09.02.2022 г. Дело № 2а-116/2022

УИД 76RS0021-01-2021-002390-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года г. Тутаев, Ярославская область

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бодрова Д. М.,

при секретаре Караваевой А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании нормативного правового акта частично недействующим,

у с т а н о в и л:

Тутаевский межрайонный прокурор Ярославской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, в котором просит признать недействующими абзацы 14, 20 и 21 п. 3.3, а также абзац 5 п. 3.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, за исключением предоставления в собственность отдельным категориям гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков», утвержденного Постановлением Главы Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района от 10.12.2020 №251.

В обоснование заявленных требований указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления земельного законодательства на территории Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района, в ходе которой установлено, что постановлением Главы Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района от 10.12.2020 №251 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, за исключением предоставления в собственность отдельным категориям гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков» (далее - Административный регламент №251). Административный регламент №251 обнародован 14.12.2020. Абзацы 14, 20 и 21 п. 3.3, а также абзац 5 п. 3.2 Административного регламента не соответствуют положениям Земельного кодекса РФ, что создает реальную угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Такая угроза выражается в возможности необоснованного отказа в предоставлении заявителю земельного участка.

В судебном заседании старший помощник Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области Серенко Е.А. заявленные требования поддержала лишь в части признания недействующим абзацев 14, 20 и 21 п. 3.3 Административного регламента. Пояснила, что в части абзаца 5 п. 3.2 Административного регламента его незаконность не подтверждена. Несоответствие абзаца 14 заключается в том, что использована ранее действующая редакция. Данный абзац подлежит исключению. Абзацы 20 и 21 должны быть приведены в соответствие с действующей редакцией ст. 39.16 ЗК РФ.

Представитель административного ответчика Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что внесение изменений в Административный регламент было включено в план нормотворческой деятельности Администрации Артемьевского сельского поселения на январь 2022 года, однако до настоящего времени не рассматривался, и будет рассмотрен в случае признания судом отдельных пунктов указанного регламента недействующим.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 г. N 2202-1 и ст.39 КАС РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Постановлением Главы Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района от 10.12.2020 №251 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, за исключением предоставления в собственность отдельным категориям гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков» (далее - Административный регламент № 251). Указанный Регламент вступил в силу с момента обнародования, то есть с 14.12.2020 года.

Тутаевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления земельного законодательства на территории Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района, в ходе которой установлено несоответствие абзацев 14, 20 и 21 п. 3.3 Административного регламента Земельному кодексу РФ и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абз. 14 п. 3.3 Административного регламента №251, решение об отказе в предоставлении земельного участка в форме постановления Администрации принимается в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации.

Однако п. 3.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, которым предусмотрено указанное основание для отказа утратил силу с принятием Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий». Начало действия данного Федерального закона - 30.12.2020.

Также в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ), уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований:

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов (п. 9);

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов (п. 10).

Вместе с тем п. 3.3. Административного регламента № 251 в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка предусматривает следующие:

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов (абз. 20);

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением, случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов (абз. 21).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что абзацы 14, 20, 21 пункта 3.3 Административного регламента не соответствуют ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей с 30.12.2020 года, что создает реальную угрозу нарушению прав, свобод и законных интересов граждан. Такая угроза выражается в возможности необоснованного отказа в предоставлении заявителю земельного участка.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основания этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

По мнению суда, оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При решении данного вопроса суд исходит из необходимости реализации принципа обеспечения стабильности гражданских правоотношений, поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании Тутаевского муниципального района Ярославской области, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Тутаевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда абзацы 14, 20, 21 пункта 3.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, за исключением предоставления в собственность отдельным категориям гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков», утвержденного постановлением администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области от 10.12.2020 года № 251.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Тутаевского муниципального района Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Д. М. Бодров