ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/2022 от 24.08.2022 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

г. Смоленск Дело № 2а-116/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2022 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Журавлевой В.В.,

при секретаре Рашитовой Е.В.,

с участием прокурора Ганина А.В.,

представителя административного ответчика Мишуренковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах Силачевой Л.А. к Администрации г. Смоленска о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заднепровского района г. Смоленска, действуя в интересах Силачевой Л.А., уточнив требования, обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации г. Смоленска по обеспечению условий беспрепятственного доступа инвалида в жилое помещение - квартиру в , обязать Администрацию г. Смоленска установить подъемную платформу с наклонной траекторией движения с дистанционным управлением в подъезде , на лестничной клетке между цокольным и первым этажом, обеспечивающую безопасное перемещение на ней инвалида - колясочника, обязать Администрацию г. Смоленска установить на крыльце подъезда двухмаршевый пандус вдоль фасадной стены с уклоном не более 5 %, с длиной наклонной плоскости 7 метров для каждого марша, шириной не менее 1,05 метра, соответствующий требованиям "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (л.д.2-4, 95, 200).

В обоснование требований административный истец указал, что Силачева Л.А. является инвалидом 1 группы, по состоянию здоровья не может самостоятельно передвигаться, в том числе, в инвалидной коляске. Крыльцо подъезда, в котором расположена квартира Силачевой Л.А., обустроено лестничным пролетом, не оборудованным пандусом. От входной двери в подъезд на первый этаж здания, где расположена лифтовая кабина, ведет второй лестничный пролет, который также не имеет приспособлений для свободного перемещения по нему инвалидов. При обследовании прокуратурой района общего имущества указанного жилого дома ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие возможности установки стационарного пандуса вдоль жилого дома и вертикального подъемника на первом этаже в подъезде дома.Силачев А.Н. обращался в Администрацию г. Смоленска в интересах Силачевой ДД.ММ.ГГГГ Однако, комиссионное обследование общего имущества в многоквартирном доме в указанных целях не проводилось, вопрос по обустройству жилого года приспособлениями для инвалидов не решен. Бездействие Администрации г. Смоленска нарушает права Силачевой Л.А. на государственную поддержку. В период рассмотрения дела на крыльце и в подъезде дома были установлены пандусы, однако они не соответствуют предъявляемым требованиям.

В судебное заседание Силачева Л.А. не явилась.

Прокурор Ганин А.В. административный иск поддержал и пояснил, что по заключению эксперта имеется техническая возможность установки пандуса вдоль жилого дома, где проживает Силачева Л.А., и подъемной платформы в подъезде дома. По сообщению АО «Спецавтохозяйство» установка пандуса не будет препятствовать вывозу твердых коммунальных отходов.

Представитель Администрации г. Смоленска Мишуренкова Е.П. административный иск в части признания незаконным бездействия Администрации г. Смоленска не признала и пояснила, что после обращения Силачева комиссионное обследование жилого дома не проводилось, однако Администрацией г. Смоленска запрашивались денежные средства, силами ОАО «Жилищник» были установлены пандусы, при этом проекта не имелось. Возражений относительно обустройства жилого дома указанными в исковом заявлении приспособлениями нет, так как техническая возможность для этого имеется.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Жилищник», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, сведений об уважительной причине неявки суду не представил.

Заинтересованное лицо Силачев А.Н. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что пандус установлен, однако необходимо, чтобы он был более пологим и закрепленным с правой стороны (л.д.68).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заключение эксперта, выслушав эксперта, суд приходит к следующему.

Силачева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 1 группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, с года проживает в (л.д.26,27). Указанная квартира принадлежит на праве собственности Силачеву А.Н. и ФИО7 (л.д.24, 25).

Многоквартирный жилой дом находится в управлении ОАО «Жилищник» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).

ДД.ММ.ГГГГ Силачев А.Н. обращался к Губернатору Смоленской области с заявлением об установлении пандусов (л.д.18), на которое и.о. начальника Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что принятие решений по вопросам реконструкции многоквартирного дома, в том числе установки пандусов, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников, работы по установке пандусов в подъезде и при входе в подъезд указанного жилого дома планируется выполнить в 3 квартале 2019г. в случае технической возможности их устройства (л.д.28).

Аналогичный ответ был направлен в адрес Силачева А.Н. и ОАО «Жилищник» (л.д.29).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. по инициативе ОАО «Жилищник» проводилось общее собрание, в том числе, по вопросу установки пандусов на крыльце подъезда и на первом лестничном пролете подъезда . Собрание не состоялось по причине отсутствия кворума (л.д.6,7).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному старшим помощником прокурора Ганиным А.В., крыльцо подъезда, в котором расположена квартира Силачевой Л.А., обустроено лестничным пролетом, не оборудованным пандусом. От входной двери в подъезд на первый этаж здания, где расположена лифтовая кабина, ведет второй лестничный пролет, который также не имеет приспособлений для свободного перемещения по нему инвалидов. Данное обстоятельство подтверждается фототаблицей (л.д.37-40).

По сообщению председателя Смоленской областной общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ на входном крыльце есть возможность установки стационарного пандуса из железной конструкции длиной 6м вдоль жилого дома; на 1-м этаже в подъезде справа от лестничного пролета есть возможность установки вертикального подъемника (л.д.16).

В период судебного разбирательства административным ответчиком представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ об установке пандусов на крыльце и в подъезде (л.д.56), что было подтверждено прокурором ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70, 72, 73).

Однако, по сообщению председателя Смоленской областной общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ установленные приспособления не отвечают требованиям СП 59.13330.2016, имеют недопустимый уклон, завершающие части поручней не выступают за пределы пандусов, устройство пандуса в подъезде с соблюдением требований невозможно (л.д.88).

По заключению эксперта ФИО8 пандусы на крыльце и в подъезде жилого дома не соответствуют требованиям СП 59.13330, на крыльце необходимо установить новый двухмаршевый пандус вдоль фасадной стены с уклоном не более 5 %, с длиной наклонной плоскости 7 метров для каждого марша, шириной не менее 1 метра, с поручнями с двух сторон высотой 0,85-0,92 м; в подъезде возможна установка вертикальной подъемной электрической платформы при условии демонтажа существующего пандуса; также возможна установка подъемной платформы с наклонной траекторией движения с дистанционным управлением рядом с лестничным маршем, совместно с существующим пандусом (л.д.127-149, 163-175).

В судебном заседании эксперт выводы, изложенные в уточненном заключении, подтвердил, пояснил, что в случае установки двухмаршевого пандуса обеспечивается оптимальный уклон для безопасного перемещения инвалида - колясочника, при этом существующий пандус необходимо демонтировать. В случае необходимости обслуживания мусоропровода возможно устройство пандуса со съемной секцией. Наклонная платформа более устойчивая по сравнению с вертикальной и может быть установлена в подъезде с сохранением существующего пандуса, при этом лестница не затрагивается, пожарная безопасность не нарушается.

Заключение составлено экспертом, имеющим соответствующее образование, стаж работы, не заинтересованным в исходе дела, и сторонами не оспаривалось.

С учетом изложенных обстоятельств, не доверять заключению эксперта не имеется оснований.

По сообщению АО «Спецавтохозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ установка пандуса в подъезде МКД по не будет препятствовать вывозу твердых коммунальных отходов от контейнерной площадки (л.д.203).

Согласно п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.11.2021) (далее Федеральный закон) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам работы указанной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил), которое для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил).

Из приведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, пользования общим имуществом жилого дома, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Согласно толкованию, данному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством.

В силу ч.4.1. ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Исследованные доказательства подтверждают, что многоквартирный дом, в котором проживает инвалид Силачева Л.А., с 2019 года не был оборудован приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалида в занимаемое жилое помещение.

На обращение Силачева Администрация г. Смоленска мер, направленных на создание необходимых условий для инвалида, не предприняла, обследование мест общего пользования жилого дома муниципальной комиссией не производилось, решение о возможности (невозможности) приспособления общего имущества в многоквартирном доме не принималось, соответствующие работы в план мероприятий муниципального образования включены не были.

После обращения прокурора с административным иском по поручению Администрации г. Смоленска ОАО «Жилищник» в нарушение установленной процедуры были установлены пандусы, однако они не соответствуют предъявляемым требованиям.

Таким образом, на момент рассмотрения дела жилой дом не оборудован надлежащими устройствами для перемещения инвалида.

При таких обстоятельствах, судом установлено незаконное бездействие Администрации г. Смоленска по обеспечению условий беспрепятственного доступа инвалида в жилое помещение, нарушающее права и законные интересы Силачевой.

Поскольку по заключению эксперта имеется техническая возможность устройства пандуса и подъемной платформы, которые обеспечат беспрепятственный доступ инвалида в жилое помещение, суд возлагает на Администрацию г. Смоленска обязанность установить подъемную платформу с наклонной траекторией движения с дистанционным управлением в подъезде , рядом с лестничным маршем между цокольным и первым этажом, обеспечивающую безопасное перемещение на ней инвалида - колясочника, а также установить на крыльце подъезда двухмаршевый пандус вдоль фасадной стены с уклоном не более 5 %, с длиной наклонной плоскости 7 метров для каждого марша, шириной не менее 1 метра, с поручнями с двух сторон высотой 0,85-0,92 м, соответствующий действующим требованиям "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001".

«СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утратил силу полностью с ДД.ММ.ГГГГ в связи в связи с изданием Приказа Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, утвердившего новый Свод правил СП 59.13330.2020, признанием утратившим силу Постановления Правительства РФ от 04.07.2020 N 985.

По инициативе суда на основании ч.2 ст. 77 КАС РФ по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза, оплата которой произведена не была.

ООО «Центр оценок и экспертиз» просит возместить расходы на проведение экспертизы в размере 20157 рублей 20 копеек, представив расчет стоимости работ по производству экспертизы (л. д. 123-126).

На основании ч.2 ст. 109 КАС РФ соответствующие расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах Силачевой Л.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Смоленска по обеспечению условий беспрепятственного доступа инвалида в жилое помещение, расположенное по адресу: .

Обязать Администрацию г. Смоленска установить подъемную платформу с наклонной траекторией движения с дистанционным управлением в подъезде , рядом с лестничным маршем между цокольным и первым этажом, обеспечивающую безопасное перемещение на ней инвалида - колясочника.

Обязать Администрацию г. Смоленска установить на крыльце подъезда двухмаршевый пандус вдоль фасадной стены с уклоном не более 5 %, с длиной наклонной плоскости 7 метров для каждого марша, шириной не менее 1 метра, с поручнями с двух сторон высотой 0,85-0,92 м, соответствующий требованиям "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001".

Об исполнении решения сообщить в суд и административному истцу в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Возместить ООО «Центр оценок и экспертиз» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходы на проведение экспертизы в размере 20157 рублей 20 копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 31.08.2022 г.