ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1170/15 от 07.12.2015 Лебедянского районного суда (Липецкая область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лебедянь Липецкая область 07 декабря 2015 года

Лебедянский районный суд Липецкой области

в составе председательствующего судьи Сутягина Е.И.,

при секретаре Киреевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление государственного учреждения ­Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ к административному ответчику прокуратуре <адрес> об отмене представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение ­Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в суд с административным иском в котором просило признать незаконным представление прокуратуры <адрес>, поступившее ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений действующего законодательства, с требованием о безотлагательном рассмотрении представления, принятии конкретных мер к устранению, допущенных региональным отделением нарушений законодательства о социальной защите инвалидов РФ в отношении ФИО2 и принятии конкретных мер по устранению отмеченных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, не допускать впредь нарушения указанного законодательства, решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности

Требования административный истец обосновывал тем, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГФИО2 получил в объеме средств федерального бюджета, выделенных региональному отделению на ДД.ММ.ГГГГ год, подгузники в количестве <данные изъяты> штук по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (акт сдачи-приемки товара от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с недостаточным объемом федеральных средств в ДД.ММ.ГГГГ году, заявление ФИО2 перешло на ДД.ММ.ГГГГ год по дате его подачи. В первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ года получали подгузники инвалиды, не обеспеченные ими в ДД.ММ.ГГГГ году, поэтому <данные изъяты> штук подгузников были предоставлены ему ДД.ММ.ГГГГ Всего ФИО2 получил подгузники в количестве <данные изъяты> штук. ФИО2 предоставлена информация о возможности получения компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Для вынесения представления не было оснований. Обязывая региональное отделение обеспечить граждан-получателей набора социальных услуг техническими средствами реабилитации без учета даты подачи ими заявления на такое обеспечение, прокуратурой <адрес> не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоявших и подавших заявление на такое обеспечение ранее, чем ФИО2 Привлечение к дисциплинарной ответственности возможно при наличии дисциплинарного проступка, то есть при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Ввиду того, что не обеспечение ФИО2 техническими средствами реабилитации произошло из-за недостаточного объема средств федерального бюджета, выделенных в ДД.ММ.ГГГГ году, региональное отделение не находит оснований для привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании:

представитель административного истца поддержал административный иск, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административной исковом заявлении и приведенные в установочной части решения;

представитель ответчика возражал против иска, ссылаясь на обстоятельства того, что законность внесенного представления прокурора района основана на том, что административный истец не может обеспечить инвалидов средствами реабилитации без учета даты подачи заявления на такое обеспечение и без принятия во внимание прав иных граждан-получателей набора социальных услуг. Оправдание несвоевременного обеспечения средствами реабилитации ФИО2 не основано на законе, поскольку несвоевременное обеспечение средствами реабилитации действующим законодательством не предусмотрено вовсе. Проведенной прокурорской проверкой установлено нарушение прав ФИО2 на обеспечение его средствами реабилитации, поскольку такими средствами в период ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 не обеспечивался. Обеспечение произошло ДД.ММ.ГГГГ только после направления запроса прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ в минимальном месячном (<данные изъяты> шт.) количестве и не снимает ответственности должностных лиц за не обеспечение средствами реабилитации до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в представлении ставился вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Отсутствие денежных средств, наличие фактов несостоявшихся торгов не являются законными основаниями для отказа в обеспечении средствами реабилитации граждан-инвалидов. Административным истцом не указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, также не указаны сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит установленным следующее.

ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в жалобе, поданной в прокуратуру <адрес>, указывал на обстоятельства того, что он обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Управление социальной защиты населения <адрес> с просьбой компенсировать сумму средств, затраченную на ремонт коляски. В Управлении социальной защиты населения <адрес> сообщили, что он получит компенсацию через 2 (два) месяца. По истечении 3 (трех) месяцев ему отказали в компенсации посредством возврата документов, без объяснения причин отказа. Кроме того, Управление социальной защиты населения <адрес> на протяжении 3,5 месяцев не компенсировало денежные средства, затраченные на ремонт коляски в размере <данные изъяты>, не предоставили технические средства реабилитации в количестве <данные изъяты> подгузников.

<адрес> внесено ДД.ММ.ГГГГ представление и направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Фонда социального страхования по <адрес> с требованием принятия конкретных мер по устранению отмеченных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, не допускать впредь нарушения указанного законодательства, решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, ссылаясь на нарушение прав ФИО2, являющегося инвалидом первой группы, выразившееся в том, что ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не имеет возможности обеспечить в полном объеме средствами реабилитации ФИО2 в связи с отсутствием соответствующего контракта. Не разъяснение ФИО2 правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», а также в неполном выполнении сотрудниками Фонда комплекса всех необходимых действий, направленных на обеспечение инвалида средствами реабилитации. Формальном отношении к нуждам инвалидов, не выполнении требования по своевременному информированию по названным вопросам.

ФИО2, являясь инвалидом <данные изъяты>, состоит на учете в ГУ Липецкое региональное отделение Фонда страхования РФ. В бессрочной индивидуальной программе реабилитации и от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом <данные изъяты> по <адрес>», рекомендованы подгузники в количестве <данные изъяты> штук в месяц/ <данные изъяты> штук в год и кресло-коляска прогулочная.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации – подгузниками(л.д. 44).

По акту сдачи-приемки товара от ДД.ММ.ГГГГФИО2 переданы подгузники в количестве <данные изъяты> штук, а также переданы подгузники ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штук и ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штук (л.д. 47, 72, 73).

В справке об обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации в ДД.ММ.ГГГГ году за обеспечением подгузниками обратилось <данные изъяты> инвалидов на получение <данные изъяты> штук подгузников и выделено <данные изъяты>, из которых на обеспечение инвалидов подгузниками - <данные изъяты>. Закуплено под­гузников на сумму <данные изъяты> (<данные изъяты> штук). Компенсация инва­лидам за самостоятельно приобретенные подгузники составила <данные изъяты> (за <данные изъяты> штук). Проходят торги на закупку подгузников на сумму <данные изъяты> (на <данные изъяты> штук) и на <данные изъяты> будет выплачена компенсация (документы на получение компенсации обработаны и под­готовлены для осуществления выплаты).

По сообщению административного истца в период с ДД.ММ.ГГГГ года региональным отделением были проведены 3 запроса котировок (извещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и 0 от ДД.ММ.ГГГГ) и 4 аукциона в электронной форме (извещения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Х0 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам указанных конкурсных процедур было приобретено <данные изъяты> подгузников размером S, М, L, ХL.

Сведения, изложенные в указанных справках не оспорены и, кроме того, аналогичная информация предоставлена в прокуратуру при проведении проверки.

ФИО2 самостоятельно приобрел покрышки (на задние и передние колеса) и подуш­ку противопролежневую для кресло-коляски комнатной и обратился в Липецкое региональное отделение с заявле­нием и необходимыми документами на возмещение понесенных расходов и согласно приказу Липецкого регио­нального отделения от ДД.ММ.ГГГГ-ТС «О возмещении расходов инвали­ду за счет средств федерального бюджета» на общую сумму <данные изъяты> рублей, перечислены ДД.ММ.ГГГГФИО2 на расчетный счет, открытый в кредитной организации.

Согласно положению о ГУ Липецкое региональное отделение Фонда страхования РФ (утвержденного приказом Фонда социального страхования РФ от 22.05.2002 г. № 90), региональное отделение, как структурное подразделение Фонда социального страхования РФ выполняет агентские функции по поручению государства, а именно - в пределах ассигнований федерального бюджета обеспечивает граждан льготных категорий техническими средствами реабилитации. В обязанности Отделения входит формирование заявки на финансирование, исходя из потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации, получение выделенных денег и закупка средств реабилитации через конкурсные процедуры по закупке технических средств реабилитации.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах, в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных административным истцом, посколькуГУ Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации приняло надлежащие меры в пределах своей полномочий по обеспечению ФИО2средствами реабилитации.

В то время, как оспоренное представление прокурора не содержит сведений о действиях ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации свидетельствующих о ненадлежащем исполнении действующего законодательства в области охраны прав инвалидов, а также о действиях, которые необходимо выполнить, а имеются лишь общие рассуждения о несоблюдении законодательства и указание на необходимость привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц, при отсутствии сведений в представлении о том, в чем выразилось совершение дисциплинарного проступка и какие лица его совершили.

Представление прокурора - это акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, следовательно, указание на привлечение к дисциплинарной ответственности кого либо, без установления конкретных лиц, виновных в совершении каких либо нарушений, нельзя признать обоснованным, следовательно, законным.

Факт не предоставления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 подгузников, при отсутствии надлежащего финансирования (как это указано в представлении прокурора), при том, что административным истцом проводились аукционы по закупке средств реабилитации, не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей административным истцом.

Напротив, ДД.ММ.ГГГГФИО2 переданы подгузники в количестве <данные изъяты> шт. (на срок до ДД.ММ.ГГГГ), то есть на момент вынесения представления (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 был обеспечен, его право на обеспечение указанными изделиями не нарушено и, кроме того, согласно программе реабилитации годовая потребность ФИО2 в подгузниках составила <данные изъяты> штук, следовательно, имеется срок, в течение которого истец имеет возможность исполнить рекомендации индивидуальной программы реабилитации.

Утверждение административного истца о том, что расходование средств федерального бюджета осуществляется в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 г. № 86-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» Бюджетные ассигнования поступают поэтапно, а обеспече­ние инвалидов необходимыми изделиями осуществляется в порядке оче­редности, по дате подачи заявлений, представителем прокуратуры не оспорены, следовательно, отсутствуют данные о нарушении законодательства со стороны административного истца, с учетом ранее изложенных обстоятельств, повлекшие нарушение права ФИО2 по обеспечению подгузниками.

Доводы о нарушении административным истцом требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части не указания сведений о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, надуманы.

Так, оспариваемое представление содержит вывод о нарушении ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требований действующего законодательства, регулирующего порядок обеспечения ФИО2 необходимыми средствами реабилитации, формальном отношении сотрудников Фонда к исполнению служебных обязанностей, требование о привлечении к дисциплинарной ответственности, что нарушает интересы юридического лица, так и неопределенного круга лиц, из числа сотрудников Фонда, о необходимости привлечения которых к дисциплинарной ответственности указано в представлении.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отменить представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.И.Сутягин