ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1170/19 от 21.01.2019 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре Пономаревой Т.А., с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, указав, что в комиссию по градостроительному зонированию, им было подано заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденные решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-ШГД, а именно в раздел III «Карта градостроительного зонирования» изменить границы территориальных зон Р.2 в результате уменьшения, СХ.З в результате увеличения для включения земельных участков А, 1Б, 1Г в границы потребительского дачного кооператива «Сосновый бор» с целью последующей реализации права на приватизацию данных земельных участков.

Выпиской из протокола заседания комиссии по градостроительному зонированию учитывая заключение комиссии по градостроительному зонированию от ДД.ММ.ГГГГ, было отклонено предложение ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденные решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-Ш ГД, а именно: в разделе III «Карта градостроительного зонирования» изменить границы территориальных зон Р.2 в результате уменьшения, СХ.З в результате увеличения для включения земельных участков А, 1Б, 1Г в границы потребительского дачного кооператива «Сосновый бор» с целью последующей реализации права на приватизацию данных земельных участков.

Постановлением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ, было отклонено предложение ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории РФ.

С указанным отказом истец не согласен, так как порядок разработки, утверждения и изменения правил землепользования и застройки установлен ст. ст. 30 - 33 Градостроительного кодекса РФ.

В силу ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений (обязательные основания); поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (необязательные основания).

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 4, 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ).

Глава местной администрации может принять или отклонить с указанием причин отказа предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки по необязательным основаниям.

Системный анализ приведенных выше норм действующего законодательства, в том числе положений Генерального плана г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ и Правил землепользования и застройки г. Сургута, позволяет сделать вывод о том, что положения Правил землепользования и застройки, как документа, принимаемого в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и содержащего карту градостроительного зонирования, в любом случае должны соответствовать положениям Генерального плана муниципального образования, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 2 статьи 3 Правил землепользования и застройки г. Сургута также предусмотрено, что к полномочиям Администрации г. Сургута относится разработка правил землепользования и застройки на территории городского округа.

П. 7. ст. 5 Правил землепользования и застройки г. Сургута устанавливает, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании генерального плана муниципального образования городской округ город Сургут, настоящих Правил в соответствии с требованиями технических регламентов, местных нормативов градостроительного проектирования, с учётом границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учётом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры.

Следовательно, проект планировки территории (карта градостроительного зонирования) должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования. При этом предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану как основному документу территориального планирования городского округа или городского поселения.

Генеральным планом г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ в отношении территории Западного промрайона, включающей в себя земельный участок в границах кадастрового квартала , установлен вид территориальной зоны - зона для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества (зона СХ. 3 в правилах землепользования).

В то же время Правилами землепользования и застройки города г. Сургут и картой градостроительного зонирования, соответствующая территория в нарушение положений Генерального плана г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ отнесена к зоне городской рекреации Р.2.

В соответствии со статьей 72 Правил землепользования и застройки города Сургута (раздел II Градостроительные регламенты) зона садоводства (СХ.З) выделена для ведения садоводства.

В то же время рекреационные зоны (Р.2) в соответствии со статьей 62 Правил землепользования и застройки города Сургута зона озеленённых территорий общего пользования Р.2 предназначена для отдыха (рекреация) и размещения земельных участков (территории) общего пользования.

Иными словами, зона СХ.З и Р.2 предполагают различные способы использования таких зон и различные виды деятельности, осуществление которых разрешено в границах соответствующих зон.

Таким образом, наличие в Правилах землепользования и застройки города Сургута положения об отнесении спорной территории к зоне Р.2, при том, что Генеральным планом г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ такая территория отнесена к зоне СХ.З, противоречит процитированным выше требованиям об обязательном соответствии положений правил землепользования и застройки нормам Генерального плана муниципального образования и в силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Сургута в части изменения границ территориальной зоны Р.1 путем уменьшения, заявлявшееся в письменной обращении, направленного в адрес Комиссии по градостроительному зонированию, полностью основано на положениях ГрК РФ и Генерального плана г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ, является законным и направлено на обеспечение права ФИО1 на законное использование земельного участка в кадастровом квартале , расположенного в границах указанной зоны, в соответствии с видом разрешенного использования.

Основание для отклонения соответствующего требования, указанное в выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, в связи с тем, что указанный земельный участок относится к рекреационной территории, так как основным видом использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Р.2 является отдых, противоречит установленной действующим законодательством иерархии нормативных актов в области территориального планирования (поскольку правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану муниципального образования), а, значит, не может быть признано законным.

Указанными действиями административного ответчика, у административного истца возникает препятствия для приобретения права собственности на земельный участок, тем самым административный истец полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Таким образом административный истец, просит суд признать действия Администрации г. Сургута в части отклонения предложения ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденные решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-Ш ГД, а именно: в разделе III «Карта градостроительного зонирования» изменить границы территориальных зон Р.2 в результате уменьшения, СХ.З в результате увеличения для включения земельных участков А, 1Б, 1Г в границы потребительского дачного кооператива «Сосновый бор» с целью последующей реализации права на приватизацию данных земельных участков незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы истца; обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца или препятствия к их осуществлению и повторно рассмотреть представленный истцом в комиссию по градостроительному зонированию при Администрации г. Сургута пакет документов, с принятием законного решения.

Административный истец будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.

Представитель административного истца в судебном заседании настоял на заявленных требованиях в полном объеме, основываясь на доводах изложенных в исковом заявлении. Так же представитель пояснил, что требования основаны на обязанности главы местного самоуправления принять меры к приведению в соответствие генерального плана правилам землепользования и застройки, как это изложено в положениях ст. 33 Градостроительного кодекса РФ.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал по существу заявленных требований, указав, что ранее Сургутским городским судом уже было рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Сургута содержащее аналогичные требования, в удовлетворении требований было отказано по причине истечения процессуальных сроков. Кроме того представитель указал, что положения ст. 34 Градостроительного кодекса РФ не содержат императивного требования о безусловном сочетании в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и об установлении территориальных зон исключительно по границам указанным в п. 2 ст. 34. Перечень возможного установления границ территориальных зон носит открытый характер.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.

Как изложено административным истцом, действия административного ответчика, являются препятствием для включения земельных участков А, 1Б, 1Г в границы потребительского дачного кооператива «Сосновый бор» с целью последующей реализации права на приватизацию и при данных земельных участков.

Доводы административного ответчика, о необходимости оставления без рассмотрения настоящего иска в связи с рассмотрением ранее Сургутским городским судом административного дела по иску ФИО1 к администрации города Сургута содержащее аналогичные требования, несостоятельны, так как предметом по настоящему делу является постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных суду материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сургута издано постановление «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута».

Как изложено в оспариваемом постановлении – отклонить предложение гражданина ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденные решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ III ГД. А именно в раздел III «Карта градостроительного зонирования» в части изменения границ территориальных зон: Р.2 в результате уменьшения СХ.3 в результате увеличения для включения земельных участков А, 1Б, 1Г в границы потребительского дачного кооператива «Сосновый бор» с целью последующей реализации прав на приватизацию данных земельных участков.

Из заключения комиссии по градостроительному зонированию, следует, что комиссия рекомендует отклонить предложение, так как основным видом использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Р.2 «Зона озелененных территорий общего пользования» является отдых, (рекреация) следовательно размещение земельных участков для ведения садоводства недопустимо, а так же испрашиваемая территория находится за границами территории, предоставленной ПДК «Сосновый бор».

Отношения связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории и иные связанные с ними отношения регламентированы положениями Градостроительного кодекса РФ.

В части 1 статьи 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 1, 36 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительными регламентами соответствующих территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-IIIГД утверждены Правила землепользования и застройки на территории города Сургута.

В силу части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ).

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).

Применительно к рассматриваемому спору порядок вынесения оспариваемого постановления и действия администрации города Сургута по его принятию соблюдены.

Положения статьи 33 ГрК РФ не содержат обязанности главы местной администрации в любом случае принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Правилами испрашиваемые ФИО1 земельные участки, послужившие основанием к обращению с предложением в орган местного самоуправления расположены в территориальной зоне Р.2 «Зона озелененных территорий общего пользований».

Обосновывая необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части смены разрешенного использования испрашиваемых земельных участков, сторона истца указывает на последующее включение их в границы ПДК «Сосновый бор» с целью реализации прав на приватизацию.

Вместе с тем, по мнению суда само по себе намерение заявителя получить испрашиваемые участки, находящиеся вне границ ПДК «Сосновый бор» в законное пользование не может являться основанием для смены вида разрешенного использования земельного участка.

Каких-либо других, надлежащих и мотивированных пояснений относительно того, по каким причинам и основаниям администрация города Сургута обязана принять иное решение, в частности о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, с учетом возможности использования спорных земельных участков в соответствии с тем разрешенным использованием, которое установлено в настоящее время, стороной истца не приведено.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельных участков не может быть осуществлено произвольно и немотивированно, поскольку иное противоречило бы смыслу статьи 30 ГрК РФ и установленным в ней целям, в соответствии с которыми названные правила разрабатываются.

Сама по себе возможность направления предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в инициативном порядке не порождает безусловную обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение о внесении таких изменений, что следует из положений части 5 статьи 30 ГрК РФ.

При данных обстоятельствах действия администрации города Сургута в части рассмотрения заявления ФИО1 и как следствие вынесение оспариваемого постановления основаны на законе, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки та территории города Сургута, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца, через суд принявший решение.

Судья О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА «____» ____________20___г.

Подлинный документ находится в деле №___________

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_______________________________________

Судебный акт не вступил в законную силу

Секретарь с/заседания____________________