гр. дело № 2а-1171/2019
44RS0002-01-2019-000912-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«05» июля 2019 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Н.С. Иоффе,
при секретаре И.И. Пухтеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по ... обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления с dd/mm/yy в размере 348,20 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС прочие начисления с dd/mm/yy в размере 68,30 руб.; пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления с dd/mm/yy - 21,34 руб.; пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС прочие начисления с dd/mm/yy - 7,38 руб.; пеням начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС прочие начисления до dd/mm/yy - 1 655,71 руб.; пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy - 1623,51 руб.; пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy 48 272,85 руб., а всего сумму 51 997,29 руб.
Требования мотивированы тем, что с dd/mm/yy по dd/mm/yyФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В установленный законодательство срок уплаты взносы ФИО1 не уплачены, в связи с чем, выставлены требования об уплату № от dd/mm/yy, № от dd/mm/yy, № от dd/mm/yy, № от dd/mm/yy, которые ответчиком не исполнены. Судебный приказ от dd/mm/yy№а-2630/2018 о взыскании с ФИО1 задолженности отменен определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Костромы от dd/mm/yy.
В процессе рассмотрения дела, в связи с частичной уплатой задолженности налогоплательщиком, административный истец уточнил исковые требования и в окончательном варианте просил взыскать с ответчика задолженность по: пеням начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС прочие начисления до dd/mm/yy в размере 1 655,71 руб.; пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy - 1623,51 руб.; пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy - 48 272,85 руб., а всего сумму 51 552,07 руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по городу Костроме не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик ФИО1 также в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Изучив и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1. лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Частью 2 ст. 16 ФЗ №212-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании п. 1.1 ч. 1 ст. 14 указанного выше Закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен ст. 15 ФЗ №212-ФЗ.
В силу ч. 8 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Статья 18 Федерального закона №212-ФЗ предусматривает, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 и ч. 6 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик ФИО1, dd/mm/yy г.р., ИНН <***> прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя dd/mm/yy.
В соответствии со ст. 432 НК РФ административному ответчику начислены страховые взносы на общую сумму 416,50 руб., из них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления с dd/mm/yy в размере 348,20 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС прочие начисления с dd/mm/yy в размере 68,30 руб..
В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени в сумме 51 580,79 руб., из них:
- пени в размере 21,34 руб. за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие населения с dd/mm/yy;
- пени в размере 7,38 руб. за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с dd/mm/yy;
- пени в размере 1 655,71 руб. за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС прочие начисления до dd/mm/yy;
- пени в размере 1 623,51 руб. за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy;
- пени в размере 48 272,85 руб. за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy.
Расчет пени производится по следующей формуле: недоимка для пени*(ставка пени или 1/300*Ставка Центробанка РФ *1/100) *количество дней просрочки.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлены требования об уплату № от dd/mm/yy, № от dd/mm/yy, № от dd/mm/yy, № от dd/mm/yy.
Несмотря на истечение срока исполнения требования сумма задолженности ответчиком не погашена.
Первоначально налоговый орган обращался за взысканием указанной задолженности в порядке приказного производства, при этом судебный приказ от dd/mm/yy№а-2630/2018 отменен определением суда от dd/mm/yy.
С учетом уточнения исковых требований, до настоящего времени не уплачены пени начисленные за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС прочие начисления до dd/mm/yy в размере 1 655,71 руб.; пени, начисленные за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy в размере 1623,51 руб.; пени, начисленные за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy в размере 48 272,85 руб., а всего сумма в размере 51 552,07 руб.
Данный расчет задолженности произведён налоговым органом с учетом поступивших от ответчика платежей, оснований сомневаться в правильности данного расчета у суда не имеется. Данный расчет задолженности ответчиком не оспорен. Документов, подтверждающих оплату пени, ответчиком суду не представлено.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 12.05.2001 № 211-О, уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о взыскании с обязанного лица задолженности по страховым взносам и пени правовое значение имеет не только факт нарушения им обязательства по уплате взносов на обязательное социальное страхование, но обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование.
Доказательств существования обстоятельств исключительного характера, которые не позволили бы административному ответчику, как индивидуальному предпринимателю, зарегистрировавшему свою деятельность, обратиться в спорный период с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1. не представлено.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также то, что ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным заявлением о взыскании налогов и недоимки по налогу (пени) в установленный законом срок, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, уточненные требования о взыскании пени в сумме 51 552 руб. 07 коп. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
На основании изложенного, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1746,56 руб. в доход бюджета муниципального образования г/о ....
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по городу Костроме к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по городу Костроме задолженность по пеням начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС прочие начисления до dd/mm/yy в размере 1 655,71 руб., пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy - 1623,51 руб., пеням, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления до dd/mm/yy - 48 272,85 руб., а всего взыскать 51 552 (пятьдесят одна тысяча пятьсот пятьдесят два) рубля 07 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городского округа г. Кострома государственную пошлину в размере 1 746 (одна тысяча семьсот сорок шесть) рублей 56 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Иоффе
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2019