ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1172/2021 от 11.02.2022 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-19/2022

УИД 35RS0019-01-2021-001999-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сокол 11 февраля 2022 года

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Б.,

при секретаре Мотовой Н.В.,

с участием представителя административного истца помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А.,

представителя административного ответчика БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Гришиной В.В.,

представителя административного ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области Бучук А.П.,

представителя заинтересованного лица ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ Мосоловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сокольская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Вологодской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Сокольского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сокольская центральная районная больница» (далее – БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что межрайонной прокуратурой на основании обращения Богданкова А.С. проведена проверка исполнения БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» требований трудового законодательства и иных правовых актов при обеспечении права работников учреждения на получение специальных социальных доплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку, по результатам которой выявлены нарушения закона.

Согласно пунктам 2,4,6 Правил осуществления фондом социального страхования РФ в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган фонда социального страхования по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Реестр формируется с указанием, в том числе сведений о фактическом числе нормативных смен по каждому работнику. Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом фонда социального страхования в течение 7 рабочих дней со дня получения реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.

В соответствии с пунктом 4 приказа Министерства труда и социальной защиты РФЫ от 15 декабря 2020 года № 894н «Об утверждении Разъяснений по применению постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 года № 1762» специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления № 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России № 198н.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 приложения № 2 к приказу Минздрава России № 198н от 19 марта 2020 года «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункта 2 постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.

Проверкой установлено, что приказом главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» от 30 декабря 2020 года № 950-од медбрат отделения скорой медицинской помощи Богданков А.С. включён в состав общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонией, а также на работу с COVID-19.

Согласно сведениям, представленным БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» в ГУ – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Богданкову А.С. назначена и перечислена специальная социальная выплата по категории работника – «средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи» за период с 01 мая 2021 года по 31 мая 2021 года в общей сумме 42 057 рублей 23 копейки, в том числе: по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года, по основному месту работы в сумме 22 914 рублей 90 копеек за 16,4 нормативных смены за работу с пациентами ОРВИ и внебольничной пневмонией (платёжное поручение от 05 июля 2021 года № 415646); по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года, по внутреннему совместительству в сумме 14 671 рубль 13 копеек за 10,5 нормативных смены за работу с пациентами с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонией (платёжное поручение от 05 июля 2021 года № 415644); по электронному реестру, направленному 05 июля 2021 года, с атрибутом «перерасчёт» по основному месту работы в сумме 4 471 рубль 20 копеек за 3,2 нормативных смены за работу с COVID-19 (платёжное поручение от 07 июля 2021 года № 425244). Причиной предоставления реестра сведений на перерасчёт является увеличение количества нормативных смен. Итого количество нормативных смен, за которые Богданкову А.С. произведено назначение специальной социальной выплаты, за май 2021 года составило 19,6 нормативных смен по основному месту работы и 10,5 нормативных смен по совместительству.

Вместе с тем, установлено, что в нарушение пункта 4 Правил осуществления выплат, электронные реестры за май 2021 года в отношении Богданкова А.С. направлены в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ несвоевременно – только 29 июня 2021 года и 05 июля 2021 года вместо установленного срока 15 июня 2021 года (с учетом выходных и праздничных дней).

Кроме того, установлено, что БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» соответствующие реестры работников для получения специальной социальной выплаты за вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией за июль-август 2021 года до настоящего времени в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ не направлены. При этом сведения о количестве отработанных смен фельдшерами и медбратьями отделения скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» направлялись начальником соответствующего подразделения в адрес заместителя главного врача по экономическим вопросам Дементьевой С.А., отвечающей за формирование реестра и его направление в ГУ – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, что не оспаривается руководством БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ».

Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» учета рабочего времени подчиненных сотрудников, а также о ненадлежащей подготовке реестров работников, имеющих право на получение специальных социальных выплат, что привело к несвоевременной выплате специальной социальной доплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медбрату отделения скорой медицинской помощи Богданкову А.С.

С целью устранения выявленных нарушений закона 30 июля 2021 года заместителем межрайонного прокурора в адрес главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Коверовой М.С. внесено представление. По результатам рассмотрения представления 31 августа 2021 года главным врачом БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» со ссылкой на информационное письмо начальника Департамента здравоохранения Вологодской области от 20 июля 2021 года отказано в его удовлетворении. В данном письме содержатся разъяснения порядка выплаты специальной социальной выплаты медицинским работникам за оказание помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19.

По мнению Департамента здравоохранения Вологодской области производство указанной выплаты медицинским работникам не распространяется на факты оказания медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией.

Проанализировав ответ главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» на представление межрайонной прокуратуры, считает, что данное решение является незаконным и необоснованным, свидетельствует о бездействии уполномоченных должностных лиц. При этом указанные сведения передавались в ГУ – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за период с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года, и, соответственно, медицинские работники, оказывающие помощь пациентам рассматриваемой категории, получали специальную социальную выплату в полном объеме, в том числе и за помощь пациентам с внебольничной пневмонией. Каких-либо изменений в принятые нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок выплаты специальной социальной выплату медицинским работникам, не вносилось. Следовательно, отказ в удовлетворении требований прокурора по представлению от 30 июля 20221 года является самовольной трактовкой норм действующего законодательства, регламентирующих порядок и основания специальной социальной выплаты.

Таким образом, бездействие главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» является незаконным, нарушает права и законные интересы медицинских работников, создаёт предпосылки для социальной напряженности в обществе, препятствует реализации государственной программы по профилактике новой коронавирусной инфекции в условиях пандемии.

В силу статьи 39 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» заместитель прокурора обратился в суд с указанным административным иском в защиту прав граждан и интересов общества и государства.

Просит признать незаконным бездействие БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», выразившееся в неисполнении пунктов 1 и 2 резолютивной части представления межрайонной прокуратуры от 30 июля 2021 года; возложении обязанности на главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» незамедлительно направить в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, с моменты возникшей задолженности за июль-август 2021 года и до окончания действия нормативного правового акта, предусматривающего производство вышеуказанных специальных социальных выплат.

В дальнейшем заместитель Сокольского межрайонного прокурора исковые требования изменил, в окончательном варианте просил признать незаконным бездействие БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», выразившееся в неисполнении пунктов 1 и 2 резолютивной части представления межрайонной прокуратуры от 30 июля 2021 года; возложить обязанность на БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» незамедлительно направить в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с моменты возникшей задолженности за май-июнь 2021 года и до окончания действия нормативного правового акта, предусматривающего производство вышеуказанных специальных социальных выплат.

Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 16 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Фонд социального страхования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Протокольными определениями Сокольского районного суда Вологодской области от 15 декабря 2021 года, от 12 января 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент здравоохранения Вологодской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с исключением из числа заинтересованных лиц.

Представитель административного истца помощник Сокольского межрайонного прокурора Якушев С.А. в судебном заседании исковые требования с учетом их изменения поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.

Ранее представитель административного истца старший помощник Сокольского межрайонного прокурора Сорокина И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснила, что по результатам проверки в отношении БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» приняты меры прокурорского реагирования, внесено представление, на которое получен отрицательный ответ от БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ». Богданков А.С. работал в специализированной бригаде скорой медицинской помощи, которая выезжала на вывозы к больным с признаками заболевания COVID-19. На протяжении длительного периода времени выплата мер специальной социальной поддержки осуществлялась, реестры направлялись БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ. Однако, после получения информационного письма Департамента здравоохранения ВО реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, перестали направляться, что послужило поводом для подачи данного административного иска в суд. Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты имеют работники, которые оказывают медицинскую помощь пациентам с диагнозом: COVID-19, ОРВИ и внебольничная пневмония, поскольку бригады скорой помощи работают в особых условиях. Кроме того, пояснила, что первый пункт заявленных исковых требований БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» выполнила.

В возражениях на иск БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» просило в удовлетворении административного искового заявления отказать, указав в обоснование, что в соответствии с пунктом 1.3 пункта 1 приложения №2 к приказу Минздрава № 198н в БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» приказом главного врача № 950-ОД от 30 декабря 2020 года сформированы общевыездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией. Из разъяснений приказа Минтруда России от 15 декабря 2020 года №894н следует, что медицинские работники бригад ОРВИ, которые в соответствии с приказом Минздрава № 198н оказывают скорую, в том числе скорую медицинскую помощь, вправе претендовать на получение специальных выплат по подпункту «а» пункта 2 Постановления № 1762. Для получения выплат работники должны оказывать медицинскую помощь, участвовать в оказании медицинской помощи, обеспечивать оказание медицинской помощи по диагностике и лечению COVID-19, то есть работник вправе претендовать на выплату только в случае «контакта» с пациентом с COVID-19 (диагноз должен быть подтверждённым на момент оказания медицинской помощи или подтверждённым в будущем).

Представитель административного ответчика БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» по доверенности Гришина В.В. с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, суду пояснила, что Богданков А.С. является работником БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», он находился в составе бригад скорой медицинской помощи, оказывающих медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией или с подозрением на нее. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1762 право на получение специальной социальной выплаты имеют работники, оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекцией COVID-19, при этом данная выплата при работе с иными диагнозами не осуществляется. Богданкову А.С. производилась специальная социальная выплата за работу с COVID-19, в настоящее время он требует специальную социальную выплату за работу, не связанную с COVID-19. Постановление № 1762 четко регламентирует, за что должна производиться специальная социальная выплата, при этом, если пациентам поставлен диагноз: внебольничная пневмония и ОРВИ, то медицинский работник не может претендовать на данную выплату, выплата ему производится только при подтверждении диагноза: COVID-19, что отражено в позиции Департамента здравоохранения ВО, изложенной в письме в учреждение, в связи с чем на представление прокурора медицинским учреждением направлен ответ с отказом в удовлетворении представления. Просила в удовлетворении иска отказать.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Коверова М.С. – главный врач с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что реестры на медицинских работников скорой медицинской помощи направляются в ФСС своевременно, специальные социальные выплаты производятся данным работникам за работу с пациентами, которым диагностирован COVID-19 в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1762, при этом оплата за ОРВИ и иные виды инфекции не предусмотрена. Коронавирусная инфекция начинает развиваться как ОРВИ и пневмония, прежде, чем вносить сведения в реестр, необходимо подтверждение диагноза положительным ПЦР-тестом. Данные разъяснения им были даны Департаментом здравоохранения области. Поскольку ответственный за составление реестров работник находился в отпуске, другим работником ЦРБ были допущены ошибки в реестре, в связи с чем он был отозван из ФСС, в него были внесены корректировки. На смене работает 4 бригады скорой помощи, диспетчер при приеме вызова спрашивает о наличии у больного температуры, признаков ОРВИ, затем направляет на данный адрес бригаду, которая специально сформирована для работы с больными с признаками ОРВИ, пневмонии и COVID-19. Бригада производит забор биоматериала, проводит экспресс-тест, который заносится в реестр, на основании чего работнику производится оплата, следовательно, после получения положительного результата ПЦР-теста данный случай заносится в реестр. Просила в удовлетворении иска отказать.

В возражениях на иск Департамент здравоохранения Вологодской области указал, что медицинские работники бригад ОРВИ, которые в соответствии с приказом Минздрава № 198н определены руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и руководителями медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, вправе претендовать на получение специальных социальных выплат по подпункту «а» пункта 2 Постановления № 1762. Вместе с тем, подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1762 установлено, что ежемесячно в период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года производятся специальные социальные выплаты за нормативную смену медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Приказом Минздрава № 198н, в том числе врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездным бригадам скорой медицинской помощи – 2 430 рублей, 1 215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену. Таким образом, только в случае оказания медицинской помощи (участия в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) пациентам с COVID-19 (диагноз может быть установлен в дальнейшем) работниками бригады ОРВИ, они вправе претендовать за получение специальной социальной выплаты за нормативную смену (когда был контакт с указанным пациентом). С учетом изложенного, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Бучук А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала возражения на иск по изложенным в них основаниям, пояснила, что Богданков А.С. включен в специализированную бригаду по оказанию медицинской помощи больным с признаками COVID-19. Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства РФ № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь, участвующим в ее оказании, по диагностике и лечению COVID-19. Для получения данной выплаты необходимо быть не только включенным в состав бригады, что должно быть подтверждено приказом главного врача, но и иметь подтверждающие факты оказания медицинской помощи больным COVID-19. До ноября 2020 года действовали другие нормативно-правовые акты, которые определяли группы риска, устанавливали несколько иной порядок определения лиц, которым положены выплаты, и случаи, при которых выплаты были положены указанным лицам. Ранее выплата осуществлялась всем работникам, находившимся в группе риска. С ноября 2020 года система назначения выплат изменилась, поскольку принято постановление Правительства РФ № 1762, сузился круг лиц, имеющих право на получение специальных социальных выплат. Система оказания скорой медицинской помощи гражданам с подозрением на наличие COVID-19 уже была организована, в связи с чем Департамент в рамках реализации данного постановления занимался сбором информации о создании бригад, эпидемиологической обстановкой в районах и анализировал работу данных бригад исходя из статистики количества заболевших. Организация была разработана в рамках действия предыдущей нормативной правовой базы. В настоящее время бюджетные учреждения здравоохранения самостоятельно формируют реестры и направляют их в ФСС. В июле 2021 года после поступления обращения от июня 2021 года Департамент в адрес главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» направил информацию по вопросам применения приказа Минздрава № 198н от 19 марта 2020 года и постановления Правительства РФ № 1762, действовавшего с ноября 2020 года. Цель создания специализированных бригад такова, что необходимо их обеспечить средствами защиты, члены бригады должны быть проинструктированы таким образом, чтобы при оказании медицинской помощи они могли предотвратить распространение инфекции. Таким образом, работники скорой медицинской помощи имеют право на выплату только в случае, если они оказывали медицинскую помощь больному COVID-19, а не по факту нахождения специализированной бригады. Кроме того, указала, что противоречий подпункта 1.3 пункта 1 приложения №2 к приказу Минздрава России № 198н и постановления Правительства № 1762 не имеется, поскольку приказ № 198н устанавливает временный порядок организации работы медицинских учреждений с целью снижения риска распространения новой коронавирусной инфекции на время пандемии, не затрагивая вопросы назначения социальных выплат, тогда как постановление № 1762 регулирует осуществление специальных социальных выплат медицинским работникам, оказывающим помощь больным с COVID-19. Таким образом, два данных нормативных акта регулирует разные отношения. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований, указав в обоснование, что для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчётного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В соответствии с постановлением Правительства № 1762 специальная социальная выплата производится медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению ново коронавирусной инфекции COVID-19. Специальная социальная выплата производится территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путём перечисления на банковскую карту или счёт работника.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований, указав в обоснование, что специальные социальные выплаты в соответствии с Постановлением № 1762 работникам общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи за смены, в которые осуществлялся выезд к пациентам с симптомами ОРВИ, с неподтверждённым диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не предусмотрены. Пунктом 8 постановления № 1762 на Минтруд России возложены полномочия по согласованию с Минздравом России давать разъяснения по применению данного постановления. В целях реализации данных полномочий приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 894н были утверждены согласованные с Минздравом России Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762. Разъяснения об отнесении работников к категориям работников, имеющих право на специальные социальные выплаты, даны в пункте 4 указанных Разъяснений, согласно которому, специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России № 198н. В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 приложения № 2 к приказу Минздрава России № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункта 2 постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.

В возражениях на иск заинтересованное лицо ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ указало, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил осуществления Фондом в 2020 – 2021 годах специальной социальной выплаты (далее ССВ), ССВ производится территориальными органами Фонда работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Минздрав России временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19), в том числе среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, выездным бригадам скорой медицинской помощи. Таким образом, для получения ССВ в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил медицинские работники должны оказывать медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19. Реестры должны направляться медицинскими организациями за отработанные нормативные смены, в которые медицинские работники оказывали медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией или подозрением на такую инфекцию, подтвердившуюся в дальнейшем. Оказание медицинской помощи по диагностике и лечению ОРВИ и внебольничной пневмонии не является основанием для получения ССВ.

Представитель заинтересованного лица ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ по доверенности Мосолова Ю.А. в судебном заседании поддержала возражения на иск по изложенным в них основаниям, полагала требования истца не подлежащими удовлетворению, пояснила, что в соответствии с постановлением № 1762 право на получение специальной социальной выплаты имеют работники, оказывающие медицинскую помощь, по диагностике и лечению COVID-19, приказом № 198н определен порядок работы медицинской организации в таких ситуациях. Гарантированные выплаты предусмотрены только тем работникам, которые работают с пациентами с подтвержденным диагнозом - COVID-19. В ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ от медицинских организаций поступают реестры на оплату соответствующих денежных сумм работникам, работающим с COVID-19. Данные организации несут ответственность за предоставление недостоверных сведений или их сокрытие, поскольку денежные средства на их выплату являются бюджетными. Постановление Правительства № 1762 было принято с целью защиты медицинского персонала с особыми условиями труда при работе с пациентами с диагнозом COVID-19. Богданков А.С. был включен в данный реестр. Реестры направляются после отчетного периода, при этом перед их предоставлением сотрудники медицинской организации должны проверить наличие смен, если был установлен конкретный случай взаимодействия с COVID-19, то такой медицинский работник включается в реестр, поэтому такие реестры предоставляются по окончанию отчетного периода с целью подтверждения у конкретного работника контакта с больным COVID-19, и сколько таких контактов имелось. ФСС выделяются денежные средства на выплату социальных гарантий лицам, занимающимся лечением и диагностикой COVID-19, в связи с чем реестры включают в себя сведения о лицах, контактировавших с COVID-19, а не с иными инфекциями. Реестры формируются медицинскими организациями, направляются после отчетного периода. Перед тем, как составить реестр, сотрудники медицинской организации должны проверить наличие смен, если был установлен конкретный случай взаимодействия с COVID-19, то медицинский работник включается в реестр.

Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ по доверенности Трухова А.А. пояснила, что реестры формируются медицинскими организациями. Перед тем, как отправить реестры, сотрудники медицинских организаций должны проверить наличие смен. Если был установлен конкретный случай заболевания с COVID-19, то медицинский работник включается в реестр. Реестр за май 2021 года поступил в ФСС 29 июня 2021 года, выплаты были произведены, 05 июля 2021 года за период с 01 мая по 31 мая 2021 года был произведен перерасчет за май 2021 года. Период предоставления реестров 10 рабочих дней после окончания отчетного периода. Полагала иск необоснованным, поскольку специальные социальные выплаты должны производиться только медицинским работникам при установленном у пациентов диагнозе COVID-19.

Представитель заинтересованного лица Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве указал, что в соответствии с Правилами осуществления Фондом в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты, ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ Богданкову А.С. произведены специальные социальные выплаты по Постановлению № 1762 с ноября 2020 года по август 2021 года в полном объеме.

В судебном заседании ранее специалист Дементьева О.А. пояснила, что реестры направляются на основании данных, представленных руководителем подразделения, который предоставляет информацию, сводку, количество смен, затем данная информация обобщается и направляется в ФСС посредством специального программного обеспечения. Сроки предоставления реестров установлены до 10 числа отчетного месяца. С учетом необходимости перерасчета по информации Департамента здравоохранения ВО и Минтруда РФ произведены корректировки в реестры, которые направлены были позднее в ФСС. В июне 2021 года главным врачом издан приказ о внесении изменений в приказ от декабря 2020 года по выплате специальных социальных выплат, с июня 2021 года специальные социальные выплаты осуществляются только медицинским работникам, контактировавшим с COVID-19.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, заслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Минтруд России в соответствии с пунктами 1,7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 610, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции. Минтруд России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Министерство здравоохранения РФ в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 608, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения для медицинского применения.

В соответствии с пунктом 2 Положения Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных учреждений, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2012 года № 1286-р.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что Минздрав России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, полномочия учредителя БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010года № 458, Департамент является органом исполнительной государственной власти по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан.

Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Сокольская центральная районная больница» (далее БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ») зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной ИНФНС России № 11 по Вологодской области 22 марта 2015 года.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» осуществляет деятельность: деятельность больничных организаций (основной вид деятельности), дополнительными видами являются: общая врачебная практика, стоматологическая практика, деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы, деятельность в области медицины прочая. На осуществление медицинской деятельности у БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» имеется лицензия ЛО-35-01-000073 от 31 июля 2008 года.

Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 12 апреля 2021 года № 258 л/с Коверова М.С. принята на должность главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» с 12 апреля 2021 года на условиях срочного трудового договора.

На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно статье 91 ТКРФ под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (в редакции от 28 ноября 2020 года), утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID-19).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 (далее Правила) установлено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям работников:

а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):

врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;

фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;

водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;

члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;

б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 определено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).

Специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, ИНН, КПП, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику: категории, должность (профессия); фамилия, имя, отчество, дата рождения, СНИЛС; реквизиты для перечисления ССВ; фактическое число нормативных смен; размер районного коэффициента.

Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5 Правил).

Пунктом 7 Правил установлено, что Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового полиса индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда РФ.

Специальная социальная выплата производится территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или на счет работника (пункт 8 Правил).

В соответствии с пунктами 10, 12 Правил организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством РФ, а также возмещает возникшие в связи с этим расходы.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, установленном Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ.

Таким образом, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Временные порядки организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, утверждены приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, зарегистрированном в Минюсте России 19 марта 2020 года № 57786.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 приложения №2 Временного порядка организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее - медицинские организации, оказывающие скорую помощь), определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Таким образом, специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением №1762 работникам общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи за смены, в которые осуществлялся выезд к пациентам с симптомами ОРВИ, с неподтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не предусмотрены.

Пунктом 8 постановления №1762 на Минтруд России возложены полномочия по согласованию с Минздравом России давать разъяснения по применению данного постановления.

В целях реализации полномочий приказом Минтруда России от 15декабря 2020ода №894н утверждены согласованные с Минздравом России Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (зарегистрированы в Минюсте России 30 декабря 2020 года№ 61975).

Разъяснения об отнесении работников к категориям работников, имеющих право на специальные социальные выплаты, даны в пункте 4 указанных Разъяснений.

Согласно пункту 4 Разъяснений специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункта 2 постановления № 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России № 198н.

Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункта 2 постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи. При этом порядок осуществления специальных социальных выплат пункт 4 Разъяснений не определяет.

В судебном заседании установлено, что приказом главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» от 30 декабря 2020 года № 950-од в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н определен состав общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии – бригада №1 и бригада № 2, а также определен состав выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющей медицинскую эвакуацию пациентов с COVID-19 - бригада № 1 (далее бригады ОРВИ).

Данным приказом медбрат отделения скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Богданков А.С. включён в состав общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонией, а также на работу с COVID-19.

Приказом главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Романенко Г.И. от 22 марта 2021 года № 250-ОД постановлено заведующему ОСМП Тропину А.В. с учетом эпидемиологической обстановки сформировать бригады преимущественным оказанием медицинской помощи пациентам с COVID-19, внебольничной пневмонией, ОРВИ; заместителю главного врача по экономическим вопросам Дементьевой О.А. сведения ежемесячно передавать в Вологодское отделение ФСС для назначения специальной социальной выплаты на медицинских работников, входящих в состав данных специализированных бригад; контроль за исполнением приказа оставлен за главным врачом.

По информации ГУ – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Богданкову А.С. назначена и перечислена специальная социальная выплата по категории работника – «средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи» за период с 01 мая 2021 года по 31 мая 2021 года в общей сумме 42 057 рублей 23 копейки, в том числе: по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года, по основному месту работы в размере 22 914 рублей 90 копеек за 16,40 отработанных нормативных смен за работу с пациентами ОРВИ и внебольничной пневмонией (платёжное поручение от 05 июля 2021 года № 415646); по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года, по внутреннему совместительству за 10,5 отработанных нормативных смен в размере 14 671 рубля 13 копеек за работу с пациентами с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонией (платёжное поручение от 05 июля 2021 года № 415644); по электронному реестру, направленному 05 июля 2021 года, с атрибутом «перерасчёт» специальных социальных выплат за период с 01 мая 2021 года по 31 мая 2021 года в связи с изменением количества отработанных нормативных смен на 19,60 по основному месту работы, в связи с чем региональным отделением Богданкову А.С. произведена доплата за 3,20 нормативных смен в размере 4 471 рубля 20 копеек за работу с COVID-19 (платёжное поручение от 07 июля 2021 года № 425244). Общая сумма ССВ за указанный период по основному месту работы составила 27 986 рублей за 19,60 отработанных нормативных смен. Причиной предоставления реестра сведений на перерасчет является увеличение количества нормативных смен.

Итого количество нормативных смен, за которые Богданкову А.С. произведено назначение специальной социальной выплаты, за май 2021 года составило 19,60 нормативных смен по основному месту работы и 10,50 нормативных смен по совместительству.

Указанные факты подтверждаются табелями учета использования рабочего времени за май 2021 года, реестрами сведений специальной социальной выплаты, на Богданкова А.С. и иных работников специализированных бригад скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», контактировавших с пациентами с ОРВИ и внебольничной пневмонией, а также с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Кроме того, за ноябрь 2020 года Богданкову А.С. произведено назначение специальной социальной выплаты в размере 8 700 рублей, за декабрь 2021 года – 17 400 рублей, за январь 2021 года – 33 100 рублей, за февраль 2021 года – 1 400 рублей, за март 2021 года – 30 300 рублей, за апрель 2021 года – 34 700 рублей.

Приказом главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Коверовой М.С. от 27 мая 2021 года № 406-ОД в целях упорядочения вызовов скорой медицинской помощи к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, подтвержденным диагнозом COVID-19, до момента разъяснения Департаментом здравоохранения ВО приказа Минздрава России №894н, внесены в приказ от 22 марта 2021года № 450-ОД изменения в пункт 2, а именно: постановлено заместителю главного врача по экономическим вопросам Дементьевой О.А. сведения ежемесячно передавать в Вологодское отделение ФСС для назначения специальной социальной выплаты на медицинских работников, входящих в состав данных специализированных бригад, контактировавших с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19; контроль за исполнением приказа оставлен за главным врачом.

В соответствии с письмом Департамента здравоохранения Вологодской области от 02 июля 2021 года на запрос БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» от 21 июня 2021 года указано, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства РФ № 1762 для получения выплат работники должны оказывать медицинскую помощь (участвовать в ее оказании, обеспечивать оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем только в случае оказания медицинской помощи (участия в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) пациентам с COVID-19 (диагноз может быть установлен позднее) работниками бригады ОРВИ, они вправе претендовать на получение специальной социальной выплаты за нормативную смену, когда имелся контакт с указанным пациентом.

По информации ГУ – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ согласно представленным 08 июля 2021 года БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» реестрам сведений Богданкову А.С. за период с 01 июня 2021 года по 30 июня 2021 года за работу с COVID-19 произведены специальные социальные выплаты за 2,10 отработанных нормативных смен в размере 2 934 рублей 23 копеек (основное место работы); за 4,10 отработанных нормативных смен в размере 5 728 рублей 73 копеек (совместительство).

Кроме того, за июль 2021 года Богданкову А.С. произведено назначение специальной социальной выплаты в размере 12 900 рублей, за август 2021 года – 10700 рублей.

Указанные факты подтверждаются табелями учета использования рабочего времени за июнь 2021 года, реестрами сведений специальной социальной выплаты, на Богданкова А.С. и иных работников специализированных бригад скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», контактировавших с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19.

По информации БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» электронные реестры сведений по Богданкову А.С. за май 2021 года в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ направлены 07 июня 2021 года, в связи с ошибкой данный реестр вновь направлен 29 июня 2021 года, с корректировкой перерасчёта специальных социальных выплат – 05 июля 2021 года, что подтверждается скриншотом реестра ССВ БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ».

Согласно сведениям (скриншотам системы электронного документооборота) ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ электронные реестры за май 2021 года в отношении Богданкова А.С. направлены БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ 29 июня 2021 года и 05 июля 2021 года по сроку предоставления 15 июня 2021 года (с учетом выходных и праздничных дней), то есть с нарушением установленного срока; за июнь 2021 года – 08 июля 2021 года, то есть в установленный законодательством срок.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно статье 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Так, Сокольской межрайонной прокуратурой на основании обращения Богданкова А.С. проведена проверка исполнения БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» требований трудового законодательства и иных правовых актов при обеспечении права работников учреждения на получение специальных социальных доплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку, по результатам которой выявлены нарушения закона, а именно: в нарушение пункта 4 Правил осуществления выплат, БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» электронные реестры за май 2021 года в отношении Богданкова А.С. направлены в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ несвоевременно – только 29 июня 2021 года и 05 июля 2021 года вместо установленного срока 15 июня 2021 года (с учетом выходных и праздничных дней); соответствующие реестры работников для получения специальной социальной выплаты за вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией за июнь 2021 года до настоящего времени в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ не направлены, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» учета рабочего времени подчиненных сотрудников, а также о ненадлежащей подготовке реестров работников, имеющих право на получение специальных социальных выплат, и привело к несвоевременной выплате специальной социальной доплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медбрату отделения скорой медицинской помощи Богданкову А.С.

С целью устранения выявленных нарушений закона 30 июля 2021 года заместителем межрайонного прокурора в адрес главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Коверовой М.С. внесено представление с требованием: 1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих с участием работников Сокольской межрайонной прокуратуры. 2. По результатам рассмотрения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений и недопущению их в дальнейшем. 3. О дате и времени рассмотрения представления заблаговременно сообщить в межрайонную прокуратуру. 4. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Дементьевой О.А. 5. О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить межрайонному прокурору в письменной форме в установленный законом месячный срок.

По результатам рассмотрения представления 31 августа 2021 года с участием помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А. главным врачом БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» со ссылкой на информационное письмо начальника Департамента здравоохранения Вологодской области от 20 июля 2021 года, в котором содержатся разъяснения порядка выплаты специальной социальной выплаты за оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, отказано в его удовлетворении.

Как следует из разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на которое возложены полномочия по согласованию с Минздравом России давать разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации», специальные социальные выплаты в соответствии с Постановлением № 1762 работникам общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи за смены, в которые осуществлялся выезд к пациентам с симптомами ОРВИ, с неподтверждённым диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не предусмотрены.

В целях реализации данных полномочий приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 894н были утверждены согласованные с Минздравом России Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, согласно пункту 4 которых, специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России № 198н, подпунктом 1.3 пункта 1 приложения № 2 к которому предусмотрено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункта 2 постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи. При этом, порядок осуществления специальных социальных выплат пункт 4 Разъяснений не определяет.

Аналогичные доводы в отзывах на иск изложили Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Вологодской области, Фонд социального страхования РФ, ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ, БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», указав, что только в случае оказания медицинской помощи (участия в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) пациентам с COVID-19 (диагноз может быть установлен в дальнейшем) работниками бригады ОРВИ, они вправе претендовать за получение специальной социальной выплаты за нормативную смену (когда имел место контакт с указанным пациентом), следовательно, реестры должны направляться медицинскими организациями в ФСС за отработанные нормативные смены, в которые медицинские работники оказывали медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией или подозрением на такую инфекцию, подтвердившуюся в дальнейшем, при этом оказание медицинской помощи по диагностике и лечению ОРВИ и внебольничной пневмонии не является основанием для получения ССВ.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что пункты 1 и 2 представления и.о. межрайонного прокурора БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» выполнены: представление безотлагательно рассмотрено с участием помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А.; по результатам рассмотрения представления приняты меры по устранению допущенных нарушений и недопущению их в дальнейшем, а именно: реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, за май-июнь 2021 года БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» направлены в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ, за май 2021 года – на работников, в том числе Богданкова А.С., за оказание медицинской помощи (участие в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией и с диагнозом COVID-19, при этом за июнь 2021 года реестры направлены в установленные законодательством сроки на работников, в том числе Богданкова А.С., за оказание медицинской помощи (участие в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) пациентам с COVID-19, дальнейшего нарушения сроков направления указанных реестров не установлено, что не отрицается представителем Фонда, вместе с тем, учитывая, что работники скорой медицинской помощи имеют право на выплату специальных социальных выплат только в случае оказания ими медицинской помощи при установлении пациенту диагноза новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при этом подпунктом 1.3 пункта 1 приложения №2 к приказу Минздрава России № 198н установлен временный порядок организации работы медицинских учреждений с целью снижения риска распространения новой коронавирусной инфекции на время пандемии, не затрагивая вопросы назначения социальных выплат, тогда как постановление № 1762 регулирует осуществление специальных социальных выплат медицинским работникам, оказывающим помощь больным с COVID-19, в связи с чем оснований для направления в региональное отделение ФСС реестров сведений работников, в том числе Богданкова А.С., имеющих право на получение специальной социальной выплаты за оказание медицинской помощи по диагностике и лечению ОРВИ и внебольничной пневмонии не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска заместителя Сокольского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к БУЗ ВО «Сокольская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, в полном объеме, поскольку доказательств бездействия БУЗ ВО «Сокольская центральная районная больница» по изложенным в иске основаниям суду не представлено. Кроме того, представителем истца в суде указано, что пункт 1 исковых требований исполнен ответчиком.

В удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации также надлежит отказать в связи с отсутствием оснований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований заместителя Сокольского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сокольская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Вологодской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Б. Попова

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2022 года.