ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1173/19 от 12.11.2019 Ишимского городского суда (Тюменская область)

№ 2а-1173/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ишим 12 ноября 2019 года

Ишимский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Клишевой И.В.

с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика – ФИО2

при секретаре Карповой В.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества «Ишимское ПАТП» к Ишимской межрайонной прокуратуре, Тюменской областной прокуратуре о признании незаконными решения о проведении проверки, запроса

У С Т А Н О В И Л:

АО «Ишимское ПАТП» обратилось в суд с административным иском к Ишимской межрайонной прокуратуре о признании незаконными решения №(…) от 10 сентября 2019 года о проведении проверки. Требования мотивированы тем, что в АО «Ишимское ПАТП» из Ишимской межрайонной прокуротуры поступило решение №(…) от 10.09.2019г. о проведении проверки с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, основанием которой является поручение прокуратуры Тюменской области от 15.08.2019г. № (…) «О проверке исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности». Согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Из приведенной нормы следует, что проверка проводится только на основании полученной информации о тех или иных уже допущенных нарушениях. Пункт 6 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 определяет, что в качестве источников информации о нарушениях надлежит понимать обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п., а также другие материалы о допущенных правонарушениях, материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики. В связи с тем, что в решении № (…) от 10.09.2019г. не указано основание проведения проверки, проверка является незаконной и необоснованной.

Согласно изменению иска ( л.д. 64) административный истец также просит признать незаконным запрос прокуратуры от 10 сентября 2019 года, поскольку он вынесен на основании решении о проведении проверки, кроме того, запрос включает в себя пункт о предоставлении личных дел водителей транспортных средств, что требует раскрытие персональных данных работников, что противоречит ст.7 ФЗ от 27 июля 2006 года № 152 ФЗ «О персональных данных»

Согласно определению судьи Ишимского городского суда Тюменской области от 11 октября 2019 года по делу в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Тюменской области.

Представитель административного истца – АО «Ишимское ПАТП» ФИО1, действующий по письменной доверенности от 01 сентября 2019 года ( л.д. 62), административный иск в суде поддержал в полном объеме, не оспаривает, что АО Ишимское ПАТП является субъектом в области транспортной безопасности, считает, что прокуратура имела право запросить персональные данные работников, а предприятие, как оператор хранения персональных данных не имело право предоставлять эти персональные данные.Учитывая, что в отношении АО «Ишимское ПАТП» производятся многочисленные проверки специализированными органами в сфере транспортной безопасности, прокуратура могла воспользоваться результатами этих проверок.

Представитель административных ответчиков - Ишимской межрайонной прокуратуры, Прокуратуры Тюменской областной – ФИО2, действующая по доверенности от 11 октября 2019 года, с административным иском не согласна, как следует из пояснений в суде и письменных возражений ( л.д. 42-44), в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке органами прокуратуры. Решение от 10 сентября 2019 года о проведении проверки № (…) принято заместителем Ишимского межрайонного прокурора А.Р.Х. во исполнение поручения прокуратуры Тюменской области» о проверке исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности» № (…) от 15 августа 2019 года, а также с учетом информационного письма Генеральной прокуратуры РФ «Об активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения» от 05. 05.2016 №(…). Кроме того, запрос в части персональных данных направлен в соответствии с Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры РФ персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 ноября 2013 года.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные доказательства, суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1 статьи 21 которого предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно поручению Прокуратуры Тюменской области от 15 августа 2019 года №(…) ( л.д. 45) о проверке исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности всем межрайпрокурорам для организации проверки направлено поручение Генеральной прокуратуры РФ об изменении сроков предоставления докладных записок по заданию от 25 апреля 2012 года № (…) об организации надзора за исполнением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности федеральными органами исполнительной власти и субъектами транспортной инфраструктуры с учетом информационного письма Генеральной прокуратуры РФ «Об активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения» от 05. 05.2016 №(…).

На основании указанного поручения прокуратуры Тюменской области (л.д. 46) от 10 сентября №(…) заместитель Ишимскорго межрайонного прокурора А.Р.Х. принял решение провести проверку АО «Ишимское ПАТП», цель проверки – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, предмет проверки – исполнение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

В исполнение поручения прокуратуры Тюменской области от 15 августа 2019 года № (…) директору АО Ишимское ПАТП предложено представить сведения и надлежащим образом заверенные документы, в том числе для изучения личные дела водителей ( л.д. 47-48).

Как следует из ст.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Согласно ст.18 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

Согласно ст.19 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

Как следует из п.3.4 Устава АО «Ишимское ПАТП» общество осуществляет автобусные перевозки: городские, пригородные, междугородные, международные, то есть является субъектом исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Прокуратурой Тюменской области было направлено Ишимскому межрайонному прокурору для исполнения поручение, которое в соответствии со ст.17,18,19 Закона о прокуратуре является обязательным для исполнения.

Судом установлено, что проверка 10 сентября 2019 года Ишимским межрайонным прокурором была назначена в соответствии с указанным поручением, которое, несмотря на то, что Прокуратура Тюменской области была привлечена в качестве административного соответчика, оспорено административным истцом не было.

Из п. 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (далее - Приказ об организации надзора) следует, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.В качестве повода для прокурорских проверок рассматриваются материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В связи с возложением на прокуратуру публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечения своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законом не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.

В данном случае инициатива проверки исходит от Генеральной прокуратуры, на исполнение заданий которой указано в поручении Прокуратуры Тюменской области.

В связи с тем, что поручение Прокуратуры Тюменской области, а также задание Генеральной прокуратуры РФ не было оспорено административным истцом, при принятии решения законность указанного поручения и задания Генеральной прокуратуры РФ у суда сомнения не вызывает.

Учитывая, что запрос Ишимской межрайонной прокуратуры от 10 сентября 2019 года оспаривается на тех же основаниях, что решение о проверке, суд считает, что основания для признания незаконным указанного запроса отсутствуют.

В части признания незаконным запроса в части истребования личных дел водителей, суд считает запрос правомерным, поскольку в силу п.2.1. ст.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Учитывая изложенное, суд считает, что административный иск АО «Ишимское ПАТП» заявлен необоснованно, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.226,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного иска АО «Ишимское ПАТП» к Ишимской межрайонной прокуратуре, Тюменской областной прокуратуре о признании незаконными решения № (…) от 10 сентября 2019 года о проведении проверки, запроса от 10 сентября 2019 года о предоставлении сведений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ишимский городской суд в течение месяца с момента написания решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме составлено 20 ноября 2019 года.

Согласовано:

Судья Ишимского городского суда И.В. Клишева