ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11743/2021 от 21.04.2022 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2022 года г. Тольятти

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Михеевой Е.Я.,

при секретаре Шошиной М.В.,

с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика – Администрации муниципального района <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное по административному иску ФИО2 к Администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселении <адрес> о признании незаконными бездействия, обязании устранения нарушений,

установил:

ФИО2 предъявил административный иск к Администрации муниципального района <адрес>, в котором просил признать незаконными бездействие Администрации Ставропольского муниципального района <адрес> в виде не обеспечения до момента выделения участка его семье для строительства жилья и проживания в нем, а также в разумные сроки уже после выделения данного участка всей инфраструктуры, необходимой для комфортного проживания на данной территории, длящееся с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении него и его семьи; обязать Администрацию Ставропольского муниципального района <адрес> в кратчайшие сроки устранить данное нарушение и обеспечить вышеназванный земельный участок, принадлежащий ему на праве долевой собственности всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе произвести привязку территории в натуре, разметив границы участка на территории, провести к участку электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, дорожное покрытие до дорог общего пользования, обеспечить регулярное движение общественного транспорта.

Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что постановлением главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему и его супруге ФИО8 предоставлен в общую совместную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок , для индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером 63:32:1702007:2655. Указанный земельный участок расположен на окраине села Подстепки с существенным удалением от всех коммуникаций. Предоставленные многодетным семьям земельные участки на указанной выше территории не в полной мере отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, при этом вопрос обеспечения инженерной инфраструктурой указанных земельных участков не разрешен по настоящее время, нет необходимой транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, водоснабжения питьевой водой, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения и других элементов инфраструктуры, присущих населенным пунктам для полноценного проживания семей. Выделенный участок не был выделен в натуре и не была осуществлена его привязка к территории, что не дает возможности даже физически определить его точное местонахождение. Отсутствие коммуникаций и необходимой инфраструктуры на предоставленном административным ответчиком его семье земельном участке и рядом с ним, нарушает его права и права его многодетной семьи в части использования его по назначению в целях индивидуального жилищного строительства. Бездействие административного ответчика по обеспечению земельных участков, выделенных многодетным семьям, объектами инфраструктуры на протяжении многих лет является незаконным. До настоящего времени органом местного самоуправления не разработан комплекс мер по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры. С момента формирования участка и предоставления его семье прошло три года. Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией муниципального образования <адрес> должных мер для обеспечения данного земельного участка, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

Решением Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования административного истца были удовлетворены частично и постановлено следующее:

«Удовлетворить частично административный иск Ш.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района <адрес> по необеспечению земельного участка, расположенного по адресу:<адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок ,инфраструктурой с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Администрацию муниципального района <адрес> в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подвести к земельному участку Ш. с кадастровым номером, расположенному по адресу:<адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок , объекты инженерной и транспортной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, дорожного покрытия до дороги местного значения. Разметить границы земельного участка на территории.

В удовлетворении остальной части иска отказать.» (л.д. 169-188).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Автозаводский районный суд <адрес>.

ФИО2 при новом рассмотрении дела просит суд признать незаконным бездействие Администрации Ставропольского муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения Подстепки муниципального района <адрес> в виде не обеспечения до момента выделения участка его семье для строительства жилья и проживания в нем, а также в разумные сроки уже после выделения данного участка всей инфраструктуры, необходимой для комфортного проживания на данной территории, длящееся с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении него и его семьи; обязать Администрацию Ставропольского муниципального района <адрес>, администрацию сельского поселения Подстепки муниципального района <адрес> в течение года устранить данное нарушение и обеспечить вышеназванный земельный участок, принадлежащий ему на праве долевой собственности всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе произвести привязку территории в натуре, разметив границы участка на территории, провести к участку электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, дорожное покрытие до дорог общего пользования, обеспечить регулярное движение общественного транспорта.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал и пояснил, что его семья с момента получения земельного участка не имеет возможности использовать его по назначению, поскольку он находится в чистом поле, туда невозможно добраться, т.к. отсутствует дорога, не подведены никакие коммуникации. У них нет возможности даже идентифицировать, где именно расположен их участок, т.к. отсутствуют какие-либо обозначения. Полагает, что административный ответчик должен был предоставить его семье участок, на котором можно было бы сразу приступить к строительству. Доводы стороны ответчика о том, что они самостоятельно могли произвести все необходимые мероприятия, после которых было бы возможно использовать земельный участок по назначению, находит не состоятельными, т.к. обязанность по обеспечению земельного участка необходимой инфраструктурой возложена законом на них. Предоставление земельного участка многодетным семьям направлено на оказание им финансовой помощи, а административный ответчик пытается возложить на многодетную семью расходы по подведению необходимой инфраструктуры к земельному участку, что полностью противоречит поставленной цели (поддержка многодетных семей).

Представитель административного ответчика – Администрации муниципального района <адрес>, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что по данному делу не являются надлежащими ответчиками, полномочиями по выделению в натуре и проведению всех коммуникаций у них не имеется, поддержала доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление и в обоснование возражений указала, что порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным гражданам на территории <адрес> регламентирован <адрес> «О земле». Указанный нормативный акт не содержит требований к предоставляемым многодетным семьям земельных участков, касающихся их обеспеченности инженерной инфраструктурой, в том числе электроснабжением, теплоснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением. Не возлагается на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению земельных участков, обеспеченных дорогами, электричеством, водоснабжению и федеральным законодательством. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

межселенная территория - территория муниципального района, находящаяся вне границ поселения.

В <адрес> межселенная территория отсутствует, так как границы сельских поселений, расположенных в границах муниципального района <адрес> совпадают и все земли с расположенными на них объектами недвижимого имущества находятся внутри поселений. При этом согласно пункту 4 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно соглашению о передаче осуществления части полномочий сельского поселения Подстепки муниципального района <адрес> на уровень муниципального района <адрес> (соглашение ) от ДД.ММ.ГГГГ передача полномочий в части организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в данных соглашениях не прописана. Вопросы местного значения муниципального района регламентированы статьей 15 вышеназванного закона. Полагает, что с учётом вышеизложенного, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность относится к полномочиям сельского поселения Подстепки муниципального района <адрес>. Данный орган местного самоуправления является самостоятельным юридическим лицом, имеет свой герб, устав, счета и т.д., а также полномочия, установленные статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ. Полагает, что административный иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Строительство объектов инфраструктуры к конкретному земельному участку не входит в полномочия муниципального района Ставропольский. Администрация муниципального района <адрес> в силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ, согласно ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставлены полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на который не разграничена. Административному истцу предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок . Следовательно нарушений прав ФИО2 со стороны административного ответчика в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не имеется. Требования ФИО2 понуждают администрацию муниципального района <адрес> выполнить действия не подведомственные ей в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, что силу статьи 10 ГК РФ является злоупотребление правом. Указала, что на момент бесплатной передачи земельного участка в собственность семья ФИО12 была уведомлена об имеющихся особенностях земельного участка в части отсутствия на предоставляемом участке и прилегающей территории инженерной и транспортной инфраструктуры. Ни Земельный кодекс РФ, ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни <адрес> «О земле» не содержат императивные нормы, обязывающие орган местного самоуправления осуществить строительство объектов инженерного и транспортного обеспечения к земельным участкам, переданных в собственность гражданам, имеющих трех и более детей. Законодательством РФ не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Порядок обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, на территории муниципального района <адрес> при предоставлении многодетным семьям также не установлен. Администрация муниципального района <адрес> действовала в рамках предоставленных полномочий, со стороны администрации муниципального района <адрес> отсутствует оспариваемое бездействие. Обязательства по обеспечению инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям исполняются в полном объеме, установленном действующим законодательством. Законодательством не ограничен срок совершения действий по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям объектами инфраструктуры, данные мероприятия реализуются в соответствии с утвержденными муниципальными программами и с учетом финансовых возможностей муниципального образования. Просила применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, поскольку в общую совместную собственность ФИО2 и ФИО5 земельный участок передан на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском ФИО2 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного ответчика – администрации сельского поселении <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Представитель административного ответчика – <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что полномочия по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения, относится к полномочиям органов местного самоуправления (л.д. 194 – 198, том 2).

Заинтересованное лицо ФИО8, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10, ФИО11 о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.

Заинтересованное лицо - министерство управления финансами <адрес> о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. В материалы дела представлены возражения на административный иск, согласно которым министерство управления финансами <адрес> не относится к органам муниципального района Ставропольский и органам местного самоуправления данного района, не является органом государственной власти <адрес>, права и обязанности министерства решение суда по данному делу не затрагивает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

Заинтересованное лицо - министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. В материалы дела представлен отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что вопрос относительного заявленных ФИО2 исковых требований оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

Заинтересованное лицо Управление строительства и ЖКХ администрации муниципального района <адрес> о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В заявлении, представленном в материалы дела, указано, что согласно п. 1.1 об управлении строительства и ЖКХ администрации муниципального района <адрес>, управление строительства и ЖКХ администрации муниципального района <адрес> является структурным подразделением администрации муниципального района <адрес>. Управление не является юридическим лицом, а является структурным подразделением администрации муниципального района <адрес>, соответственно не наделен гражданской процессуальной правоспособностью в рамках статьи 36 ГПК РФ, в связи с чем не может выступать в качестве стороны по делу. Мотивированной позиции по делу не выразило, своего представителя в судебное заседание не направило.

Заинтересованное лицо - министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в материалы дела представлен отзыв, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства (л.д. 189 – 193, том 2).

Заинтересованное лицо - министерство строительства <адрес> о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. В материалы дела представлен отзыв на административный иск, из которого следует, что полномочия по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения, относится к полномочиям органов местного самоуправления, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства (л.д. 204 – 209, том 2).

Заинтересованное лицо - министерство имущественных отношений <адрес> о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, причину неявки не сообщило.

Заинтересованное лицо – администрация г.о. Тольятти о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, причину неявки не сообщило.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, считает уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент РФ издает указы и распоряжения.

Пунктом 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации установлено, что Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Согласно п. 2 данного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В <адрес> указанные вопросы регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О земле», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Формирование земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>» на 2015 - 2021 годы».

Самарской Губернской Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О порядке постановки на учет граждан, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

ФИО2 и ФИО8 имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО6, ФИО10, ФИО11

Постановка на учет многодетных граждан осуществляется в муниципальном образовании по месту их постоянной регистрации при предоставлении соответствующего пакета документов в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Администрация муниципального района <адрес> согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставлены полномочия по распоряжению земельным участками государственная собственность на который не разграничена.

Согласно Постановлению мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-П/1 «Об утверждении в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированный земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и изданного на основании него акта о безземелье, в соответствии с ч. 10 ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О земле», прием заявлений с ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет, а также предоставление земельных участков для граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории г.о. Тольятти, осуществляется администрацией муниципального района <адрес>, в том числе и граждан, проживающих в <адрес>. Таким образом, обеспечение многодетных граждан землей осуществляется за счет земель <адрес>.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 и ФИО8 предоставлен в общую совместную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок , для индивидуальной жилой застройки (л.д. 99, том 1).

Данный земельный участок был предоставлен семье административного истца из числа земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам на территории муниципального района <адрес>.

Таким образом, земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, находится в муниципальной собственности, предназначен для индивидуального жилищного строительства. Кадастровый номер земельного участка 63:32:1702007:2655.

ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 и ФИО8 Управлением Росреестра по <адрес> зарегистрировано право общей совместной собственности на указанный выше земельный участок.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

Как следует из пояснений административного истца и не опровергается представителем административного ответчика, на сформированных земельных участках в с.<адрес>, в том числе и на предоставленном административному истцу земельном участке, отсутствуют электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и подъездные пути. До настоящего времени этот участок не обеспечен данными объектами инженерной инфраструктуры.

Согласно п. 17 приказа Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии:

1) транспортная доступность;

2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.);

3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли;

5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно п. 33 приказа Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что приусадебный земельный участок находится в границах населенного пункта, при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков рекомендуется установить требования по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры, аналогичные требованиям, рекомендуемым настоящими Методическими рекомендациями при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 39 приказа Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ «По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования возведенным жилым объектом.

Поскольку действующим законодательством напрямую не закреплена обязанность предоставления земельного участка с уже действующей (функционирующей) инфраструктурой, требования административного истца в части признания незаконным бездействия Администрации Ставропольского муниципального района <адрес>, выразившейся в не обеспечении до момента выделения его семье земельного участка для строительства жилья и проживания в нем инфраструктурой, необходимой для комфортного проживания на данной территории - подлежат отклонению.

Доводы представителя административного ответчика - Администрации Ставропольского муниципального района <адрес>, о том, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность относится к полномочиям сельского поселения Подстепки муниципального района <адрес>, поскольку соглашением о передаче осуществления части полномочий сельского поселения Подстепки муниципального района <адрес> на уровень муниципального района <адрес> (соглашение ) от ДД.ММ.ГГГГ передача полномочий в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом не прописана, суд находит обоснованными, поскольку они основаны на верном толковании нормы права.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренныепунктами 1-3,9,10,12,14,17,19(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения),20(в части принятия в соответствии с гражданскимзаконодательствомРоссийской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),21,28,30,33 части 1настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренныхчастью 1настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренногопунктом 23 части 1настоящей статьи).

На территории <адрес> полномочия сельских поселений <адрес> по вопросам местного значения закреплены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», в соответствии с которым организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт 4 части 1 статьи 14), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (подпункт 5 части 1 статьи 14) относится к перечню вопросов местного значения сельского поселения.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.

Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 13 вышеназванного закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, среди прочих, относится осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, к полномочиям администрации сельского поселении <адрес> относится организация в границах населенного пункта обеспечения его жителей инженерной инфраструктурой: электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также организация дорожной деятельности.

Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по требованиям об обеспечении земельного участка административного истца объектами инженерной и транспортной инфраструктуры является администрации сельского поселении <адрес>.

Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Доводы административного ответчика - Администрации муниципального района <адрес>, о том, что на момент бесплатной передачи земельного участка в собственность семья административного истца была осведомлена об отсутствии на предоставляемом участке и прилегающей территории инженерной и транспортной инфраструктуры, в связи с чем его требования об обязании административного ответчика в кратчайшие сроки устранить данное нарушение и обеспечить вышеназванный земельный участок всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой с учетом сложившейся финансовой ситуации свидетельствуют о злоупотреблении со стороны истца правом, не состоятельны, поскольку отсутствие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры лишают семью истца возможности использовать земельный участок по назначению.

В обоснование возражений административный ответчик также пояснил, что на территории муниципального района <адрес> действует районная муниципальная программа «Проектирование инженерной коммуникационной инфраструктуры на земельных участках, выделенных многодетным семьям на территории муниципального района <адрес>» на 2019-2021 годы (далее Программа), утвержденная постановлением администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГнпа. Основной задачей Программы является обеспечение устойчивого развития земельных участков, выделенных многодетным семьям на территории муниципального района <адрес> посредством реализации разработанной проектно-сметной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры.

В рамках муниципального контракта поставщик услуг: Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «СтройИзыскания» осуществляет вынос границ сформированных земельных участков на местности (в натуре). Согласно имеющегося гарантийного письма от подрядной организации, выполняющей работы по указанному выше контракту, вынос границ земельных участков на местности (в натуре) осуществляется по мере их предоставления гражданам.

Таким образом, после проведения процедуры выдачи земельных участков и подготовки постановления о предоставлении в собственность земельного участка, формируются списки граждан, имеющих трех и более детей и направляются подрядной организации. Сотрудники НПО «СтройИзыскания» обзванивают граждан согласно представленным спискам и назначают дату выезда на территорию сформированных и предоставленных земельных участков. В случае если граждане не успели совместно с подрядной организацией осуществить вынос границ сформированных земельных участков на местности (в натуре) до зимнего периода, они будут проинформированы повторно посредством телефонной связи в весенний период, при наличии благоприятных погодных условий.

Земельный участок с кадастровым номером 63:32:1702007:2655 внесен в региональную программу газификации <адрес> на 2020-2024 годы, финансируемую за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа обществом с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания», утвержденную приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем административный ответчик полагает, что с его стороны не имеется нарушений прав истца и его семьи.

Между тем, как следует из материалов дела, в настоящее время не предприняты достаточные меры по обеспечению возможности подключения выделенных земельных участков в с.<адрес> к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков.

Отсутствие дорожного сообщения с выделенными под индивидуальную жилищную застройку земельными участками подтверждается пояснениями истца и не оспаривается административными ответчиками.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком - администрацией сельского поселения <адрес>, уполномоченной на организацию коммунального обслуживания населения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожной деятельности, не были осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной и транспортной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд полагает требования административного истца законными и обоснованными, польку в данном случае является очевидным нарушение прав семьи истца на достойные условия проживания, учитывая, что земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов предоставлялись истцу в качестве улучшения их жилищных условий, государство в лице субъекта реализовало, таким образом, свою обязанность по оказанию гражданам мер социальной поддержки. В то же время предоставление земельного участка при невозможности подключения построенного дома к инженерным сетям и отсутствии транспортной инфраструктуры, по мнению суда, не может являться улучшением жилищных условий.

С момента предоставления семье ФИО2 названного земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ и до момента обращения истца в суд – ДД.ММ.ГГГГ прошло более полутора лет, а на момент рассмотрения почти 3 года.

Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией сельского поселения <адрес> должных мер для обеспечения данного земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

Доводы административного ответчика - Администрации муниципального района <адрес>, о том, что часть граждан самостоятельно, путем приглашения уполномоченных на то сотрудников, определяют границы принадлежащего им земельного участка, благоустраивают выделенные им земельные участки (проводят воду и электричество), не являются основанием для отказа в иске.

Суд не соглашается с доводами административного ответчика - Администрации муниципального района <адрес>, о необоснованности требований административного истца, поскольку законодательством не ограничен срок совершения действий по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям объектами инфраструктуры, т.к. данные мероприятия реализуются в соответствии с утвержденными муниципальными программами и с учетом финансовых возможностей муниципального образования. То, что законом не ограничен срок совершения действий по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям объектами инфраструктуры, не должно расцениваться ответственными лицами как возможность исполнения своих обязательств без учета принципа разумности. То обстоятельство, что порядок обеспечения сельских поселений не разработан, не должно нарушать законные права и интересы граждан.

Доводы о том, что существует очередность подведения коммуникаций и различных инфраструктур относительно сельских поселений относящихся к муниципальному району <адрес> не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении администрацией сельского поселения <адрес> вопроса организации обеспечения земельного участка необходимой инфраструктурой, в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению. С учетом установленных обстоятельств, а также того, что семья ФИО12 на протяжении почти трех лет уже была лишена возможности использовать земельный участок.

На основании ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения возложенной решением суда обязанности по подведению к земельному участку ФИО2 инженерной и транспортной инфраструктуры в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу, полагая, что указанный срок является достаточным с учетом объема необходимых работ.

Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий семье административного истца, не выделен на местности и не имеет привязки к ориентирам (закладки точек или площадок с привязкой к местности). С учетом невозможности определения границ земельного участка, содержащихся в правоустанавливающих документах, невозможно установить и смежных землепользователей, с которыми необходимо провести установленную законом процедуру согласования смежных границ земельного участка.

Таким образом, возможность однозначно выполнить привязку к местности границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:1702007:2655, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок , у административного истца отсутствует.

На основании вышеизложенного суд находит подлежащим удовлетворению требования ФИО2 в части обязания произвести привязку территории в натуре, разметить границы принадлежащего ему земельного участка на <адрес>. Суд полагает, что возложение на административного истца обязанности самостоятельно определить местонахождение принадлежащего именно ему земельного участка площадью 600 кв.м в общем массиве земель, выделенных для многодетных семей (фактически в поле) недопустимо, т.к. административный истец не обладает ни специальными знаниями, ни необходимым оборудованием. То обстоятельство, что до настоящего времени не произведена привязка территории в натуре, не размечены границы в выделенном земельном массиве, суд расценивает как нарушение прав многодетных семей, что является недопустимым. При этом указанные работы должны быть осуществлены Администрацией муниципального района <адрес>, поскольку указанным органом было осуществлено предоставление земельного участка на основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы административного ответчика - Администрации муниципального района <адрес>, относительно пропуска административным истцом срока исковой давности, поскольку с момента получения земельного участка в собственность и обращением в суд с настоящим иском прошло более трех месяцев, предусмотренный ст. 219 КАС РФ суд находит не состоятельными, поскольку постановление главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержало конкретного срока подведения к земельному участку инженерной и транспортной инфраструктуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения <адрес> о признании незаконными бездействия – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес> по необеспечению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок , инфраструктурой с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на администрацию сельского поселения <адрес> в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подвести к земельному участку ФИО2 с кадастровым номером 63:32:1702007:2655, расположенному по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, <адрес>, участок , объекты инженерной и транспортной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, дорожное покрытие до дороги местного значения.

Возложить на Администрацию муниципального района <адрес> обязанность разметить границы земельного участка на территории.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Судья Е.Я. Михеева

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Я. Михеева