Дело № 2а-1174/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2016 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре судебного заседания Е.П. Москаленко, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ШАГ к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области о признании незаконным решения,
В судебном заседании принимали участие:
от административного истца – ЩЕЮ (по доверенности, л.д. 13), Шашев Александр Анатольевич (по доверенности, л.д. 192, т.1),
от административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области – ПТВ (по доверенности, л.д. ____),
У С Т А Н О В И Л:
ШАГ первоначально обратилась в суд с ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с административным исковым заявлением об оспаривании решений. В обоснование указала, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №; разрешенное использование: для жилищных нужд под строительство индивидуального жилого дома усадебного типа, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: установлено в 153 м на юго-восток относительно жилого строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>.
Постановлением Администрации г. Омска от 07.07.2015 № 826-п «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования принадлежащего ШАГ. земельного участка с кадастровым номером № – для размещения многоквартирного жилого дома малой этажности (2-4 этажа) (пункт 81 постановления № 826-п).
01.10.2015 она обратилась к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с КН № в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории, с приложением постановления администрации г. Омска № 826-п от 07.07.2015.
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 14.10.2015 № 55/15-45633 осуществление кадастрового учета изменений земельного участка на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре приостановлено.
ШАГ полагала решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ не законным и нарушающим ее права и законные интересы.
Также указала, что она является собственником жилого дома, назначение жилое, площадь <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Они обратилась в ООО «СпецПроектСервис», которое подготовило проект перепланировки данного жилого дома и согласовало его с главным архитектором ЦАО г. Омска. Административным истцом была произведена перепланировка и переустройство 3-х этажного жилого дома с цокольным и мансардным этажами путем устройства дополнительных входов в помещения второго и первого этажа с устройством тамбура, перепланировки помещений. Перепланировка помещений не затрагивает несущих конструкций здания. В результате работ по перепланировке помещений индивидуального жилого дома получилось три обособленные квартиры.
Распоряжением Администрации ЦАО г. Омска от 18.12.2013 № 979 ШАГ. дано согласие на перепланировку и переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (литер А) в соответствии с представленным проектом. Переустроенные и перепланированные жилые помещения были введены в эксплуатацию.
Отсюда административный истец полагает, что принадлежащий ей объект недвижимого имущества в результате согласованных в установленном порядке работ по перепланировке и переустройству отвечает признакам многоквартирного жилого дома.
Постановлением Администрации г. Омска от 07.07.2015 № 826-п «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с КН 55:36:07 04 01:245, местоположение установлено ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое строение. Участок находится примерно в 153 м от ориентира по направлению юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, - многоквартирный жилой дом малой этажности (2-4 этажа) (п. 80 постановления).
ДД.ММ.ГГГГШАГ обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с заявлением (регистрационный номер №) об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с №№ в связи с уточнением местоположения расположенного на земельном участке с кадастровым номером здания и изменением назначения здания, с приложением постановления администрации г. Омска № 826-п от 07.07.2015, свидетельств о государственной регистрации права от 09.06.2007, от 21.01.2013, технического плана здания (пункт 4 заявления).
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>, на основании п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона о кадастре отказано.
По мнению Ш, решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ является не законным и нарушающим права и законные интересы истца по следующим основаниям.
Так, ей не осуществлялось, вопреки мнению административного ответчика работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства.
С 2012 года параметры спорного объекта не изменялись.
ШАГ. в 2013 году в установленном законом порядке произведены работы по перепланировке и переустройству принадлежащего последней жилого дома, законность которых подтверждается распорядительными актами уполномоченного структурного подразделения ОМСУ – администрации ЦАО г. Омска.
Помещения, названные квартирами, изначально возводились в существующем виде, ранее лишь соединялись между собой вертикально через сквозные лестницы, а в настоящее время являются горизонтально обособленными помещениями с входом через общую лестницу.
Таким образом, фактическое изменение назначения спорного здания в привязке к критериям, содержащимся в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, с индивидуального жилого дома на многоквартирный жилой дом произошло не в результате реконструкции.
В связи с изложенным просила суд в первоначально заявленных требованиях признать незаконным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области принять решение о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №; категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: установлено в <данные изъяты> м на юго-восток относительно жилого строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, на для размещения многоквартирного жилого дома малой этажности (2-4 этажа). Признать незаконным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области принять решение о государственном кадастровом учете изменения назначения объекта недвижимости, назначение: жилое, площадь: общая 589,2 кв.м, инвентарный №, литер А, этажность: 2, мансарда; подземная этажность: 1, местоположение: <адрес>, на многоквартирный жилой дом малой этажности (2-4 этажа) (л.д. 6-12, т.1).
В ходе рассмотрения дела требования уточнила, заявила лишь требования о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 15.10.2015 № 55/15-45794 и обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области принять решение о государственном кадастровом учете изменения назначения объекта недвижимости, назначение: жилое, площадь: общая <данные изъяты> кв.м, инвентарный №, литер А, этажность: 2, мансарда; подземная этажность: 1, местоположение: <адрес>, на многоквартирный жилой дом малой этажности (2-4 этажа) (л.д. 175-181, т. 1, 190-191, т. 1).
В судебном заседании представители административного истца ЩЕЮ., ШАА. требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснили суду, что проекты перепланировки на квартиры они административному ответчику не сдавали.
Представитель административного ответчика ПТВ. требования не признала. Поддержала доводы письменных возражений (л.д. 185-189, т.1). Полагала, что принятое административным ответчиком решение полностью соответствует требованиям закона.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание.
Согласно подпункту 8 пункта 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 (далее — Порядок № 42), в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о назначении здания - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении) - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 23.06.2014 14-исх/07086-ГЕ/14 «О реконструкции объектов недвижимости» образование многоквартирного дома может сопровождаться созданием или образованием новых помещений в таком доме, сведения о которых должны быть воспроизведены в соответствующем разделе технического плана здания (многоквартирного дома).
Исходя из части 4.1 статьи 25 Закона о кадастре при постановке на учет многоквартирного дома орган кадастрового учета осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений.
Технический план многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме (ч. 11 ст. 41 Закона о кадастре).
В орган кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет образованного многоквартирного дома, а так же расположенных в нем помещений с соответствующим заявлением должен быть представлен технический план многоквартирного дома, содержащий, в том числе, разделы в отношении всех расположенных в многоквартирном доме помещений.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития от 19.07.2012 Д23и-2098 изменение соответствующего назначения здания, может происходить в результате реконструкции объекта капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства. Таким образом, государственный кадастровый учет изменения здания, в связи с изменением назначения здания может быть осуществлен на основании разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Судом установлено, что ШАГ является собственником индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., литер А, расположенного по адресу: <адрес> и расположенного по тому же адресу земельного участка (л.д. 14, 27).
Постановлением Администрации г. Омска от 07.07.2015 № 826-п «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с №, местоположение установлено ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое строение. Участок находится примерно в 153 м от ориентира по направлению юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, - многоквартирный жилой дом малой этажности (2-4 этажа) (п. 80 постановления).
В 2013 году, как следует из объяснений административного истца и материалов дела, ШАГ. были произведены работы, в результате которых в доме по указанному выше адресу были организованы три самостоятельных жилых помещения (квартиры), по одной на каждом этаже.
Распоряжением Администрации ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ШАГ. дано согласие на перепланировку и переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (литер А) в соответствии с представленным проектом (л.д. 131, т.1).
Актом № приемки в эксплуатацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>), утвержденным заместителем главы администрации ЦАО г. Омска 14.01.2014, перепланированное и переустроенное жилое помещение принято в эксплуатацию (л.д. 132, т.1).
Актом № приемки в эксплуатацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>), утвержденным заместителем главы администрации ЦАО г. Омска 14.01.2014, перепланированное и переустроенное жилое помещение принято в эксплуатацию (л.д. 133, т.1).
Актом № приемки в эксплуатацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>), утвержденным заместителем главы администрации ЦАО г. Омска 14.01.2014, перепланированное и переустроенное жилое помещение принято в эксплуатацию (л.д. 134, т.2).
01.10.2015 ШАГ. обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с заявлением (регистрационный №) об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с № в связи с уточнением местоположения расположенного на земельном участке с кадастровым номером здания и изменением назначения здания, с приложением постановления администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, технического плана здания в виде файла в формате ХМL от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Омским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в лице кадастрового инженера ЯГВ.
Иных документов к заявлению приложено не было.
Сторонами не оспаривалось, что спорный дом возводился именно как индивидуальный жилой (не многоквартирный дом).
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 15.10.2015 № в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>, на основании п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона о кадастре отказано (л.д. 16-18).
Сторонами по делу не оспаривалось, что объект капитального строительства, о государственном кадастровом учете изменений которого заявились, определяется в границах территориальной зоны № – зона индивидуальной жилой застройки. Основным видом в данной зоне являются – индивидуальные жилые дома. «Многоквартирный жилой дом малой этажности (2-4 этажа)» является условно-разрешенным видом использования данной территориальной зоне.
Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п собственнику участка с кадастровым номером № и спорного объекта капитального строительства, расположенном на этом земельном участке, предоставлено разрешение использовать данные объекты в соответствии с условно-разрешенным видом использования в данной территориальной зоне.
Информации об изменения назначения здания постановление не содержит.
Определение многоквартирного дома содержится в абзаце первом пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. В указанной норме многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Получение разрешения на строительство многоквартирного дома осуществляется в иной законодательно установленной процедуре и является обязательным.
Такое разрешение ШАГ. не получала.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в порядке межведомственного взаимодействия, органом кадастрового учета был сделан запрос 48679-МЭВ от 01.10.2015 г. в Департамент строительства Администрации города Омска о предоставлении заверенной копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На запрос в Департамент строительства Администрации г. Омска о предоставлении заверенной копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию 48679-МЭВ от 01.10.2015 г. пришел ответ о том, что разрешение на ввод в эксплуатацию Департаментом строительства не выдавалось, что в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 27 Закона о кадастре послужило основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
Из объяснений сторон и приведенных выше норм закона суд первой инстанции заключает, что административным истцом путем обращения в суд с настоящим иском предпринимается попытка преодолеть установленную законом процедуру получения разрешительных документов на строительство многоквартирного жилого дома, что недопустимо.
По мнению суда, соответствие многоквартирного дома как объекта, подлежащего обязательной строительной экспертизе и контролю (как на стадии проектирования, так и на стадии осуществления строительства и ввода дома в эксплуатацию) обязательным нормам и правилам не может быть оценено судом в рамках настоящего спора на основании представленных истцом доказательств без предварительного проведения государственного строительного надзора либо предоставления доказательств о невозможности его проведения. Суд не подменяет собой иные государственные органы, судебной защите подлежит лишь нарушенное право при условии невозможности его восстановления в ином, досудебном порядке.
В любом случае, разрешая заявление и приложенные к нему документы, учитывая, что актами приемки в эксплуатацию жилых помещений, равно как и проектом (л.д. 66-130) орган кадастрового учета не располагал, им было принято обоснованное решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Данное решение органа кадастрового учета не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Доводы административного искового заявления основаны на ошибочном толковании и понимании положений ГК РФ, ГрК РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», письма Министерства экономического развития РФ от 23.06.2014 14-исх/07086-ГЕ/14, ввиду чего они судом первой инстанции отклоняются.
Учитывая, что изначально административным истцом было заявлено два требования, в итоговом варианте, административный истец оспаривал лишь решение органа кадастрового учета от 15.10.2015, ШАГ. из бюджета по правилу ст. 333.40 НК РФ надлежит возвратить государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд излишне, - то есть 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ШАГ отказать в полном объеме.
Возвратить ШАГ из бюджета 300 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.М. Сафронов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ