ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1175/18 от 09.10.2018 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а –1175/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 09 октября 2018 года

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

судьи Ульяненковой О.В.,

при секретаре Ильиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконными бездействия,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образовании «Смоленский район» Смоленской области, Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, где просит признать незаконными бездействие Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, выразившееся в отказе устранить нарушения допущенные при выделении, межевании и определении границ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, вынести административный акт, которым установить новые границы земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, исключив из участка площадь проезда между участками с кадастровыми номерами *** и *** просит признать незаконным бездействие Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, выразившееся в уклонении от предоставления ответа на заявление от <дата>. В обосновании иска указано, что истец <дата> обратилась к ответчикам по вопросу устранения нарушений, допущенных при выделении, межевании и определении границ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> Основанием для обращения послучило то, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> Истец обратилась в администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка, специалистом которой было определено место допускаемого размещения здания с учетом охранной зоны существующих инженерных сетей. Между принадлежащем истцу земельным участком и участком с кадастровым номером ***, принадлежащим ФИО2 имелся проезд, по которому истец могла подвозить строительные материалы для постройки дома. В конце <дата> года ФИО2 начал работы по ограждению своего земельного участка, под ограждение попало часть проезда, который является участком общего пользования. Вследствие указанного действия проезд был перекрыт, у истца возникли проблемы с подвозом строительных материалов для возведения жилого дома. В последствии истцу стало известно, что границы земельного участка, принадлежащего ФИО2 по спорной территории, то есть включая проезд, согласованы с ответчиками. Учитывая положения п.12 ст.1 ГрК РФ, ст.262 ГК РФ, п.12 ст.85 ЗК РФ истец обратилась к ответчиками с требованиями: устранить нарушения допущенные при выделении, межевании и определении границ земельного участка с кадастровым номером ***, вынести административный акт, которым установить новые границы данного земельного участка исключив из него проезд между участками с кадастровыми номерами *** и ***. Письмом от <дата>№ <номер> Администрация МО «Смоленский район» сообщила, что не имеет полномочий по распоряжению землями, находящимися в частной собственности. С указанным бездействием истец не согласна, поскольку оно нарушает требования п.12 ст.1 ГрК РФ, ст.262 ГК РФ, п.12 ст.85 ЗК РФ и ее право пользования участком общего пользования, а именно спорным проездом. Администрация Михновского сельского поселения ответ не представила. На основании изложенного, истцом заявлены вышеуказанные требования.

Представитель истца ФИО1 ФИО3 в судебном заседании требования поддержала по основаниям указанным в иске, дав объяснения, полностью совпадающие с обстоятельствами изложенными в нем.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, ранее в судебном заседании требования поддержала дав пояснения совпадающие с обстоятельствами изложенными в иске, дополнив, что к ее земельному участку имеется доступ, однако для того, чтобы на земельный участок заехала строительная техника ей ( истцу) необходимо прокладывать дорогу по своему земельному участку.

Представитель Администрации МО «Смоленский район» ФИО4 исковые требования не признал, поскольку в данном случае наличествует спор по границе между двумя собственниками земельных участков, который подлежит разрешению в суде. Администрация не имеет полномочий по изменению границы земельного участка находящегося в частной собственности. К земельному участку истца имеется доступ со стороны улицы <адрес> и со стороны проезда.

Представитель Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района и области ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, ранее исковые требования не признала, указав, что в адрес ФИО1 ответ администрацией поселения направлялся.

Заинтересованное лицо ФИО2, его представитель ФИО6 возражали против удовлетворения требований по тем основания, что тем как установлены границы земельного участка ФИО2 и забор права истца не нарушены. Истцом пропущен 3-х месячный срок обращения в суд с иском, заявленный спор является спором о границах, который не может быть разрешен в порядке административного судопроизводства. Границы земельного участка, принадлежащего гражданину на праве собственности, не могут быть установлены административным актом. Судом ранее разрешался спор между ФИО1 и ФИО2 по границы земельного участка последнего, в иске ФИО1 было отказано. Истец, по сути, пытается возобновить ранее рассмотренный спор.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Из материалов дела усматривается, что истец является собственником земельного участка площадью 2278 кв.м, с кадастровым номером ***, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Заинтересованное лицо ФИО2 является собственником смежного земельного участка, площадью 2000 кв.м с кадастровым номером *** категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Вышеуказанные земельные участки отмежеваны, границы их определены в соответствии с действующим законодательством.

Между земельными участками ФИО1, ФИО2 имеется тупиковый проезд обеспечивающий проезд и проход со стороны ул. им.Михаила Баринова в д.Дроветчино к земельному участку ФИО2 ( л.д.36-62, электронный носитель кадастровое дело объекта недвижимости ***).

<дата> ФИО1 обратилась в Администрацию МО «Смоленский район», Администрацию Михновского сельского поселения с заявлением об устранении допущенных нарушений при выделении, межевании и определении границ земельного участка, принадлежащего ФИО2, путем вынесения административного акта, которым установить новые границы земельного участка, принадлежащего ФИО2, исключив из его состава проезд между участками, принадлежащими ФИО2 и ФИО1 ( л.д.9-10).

В своем ответе за № <номер> от <дата> Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области оставила заявление ФИО1 без удовлетворения со ссылкой на те обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером *** находится в частной собственности. В соответствии с п.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, Администрация не имеет полномочий по распоряжению землями находящимися в частной собственности. Заявителю разъяснено о возможности разрешения земельных споров в соответствии со ст.64 ЗК РФ в судебном порядке.

Администрация Михновского сельского поселения Смоленского района и области в своем ответе за № <номер> от <дата> указала на наличия подъезда к земельному участку заявителя о стороны <адрес> в <адрес> ( л.д.70).

Часть 3 ст. 6 ЗК РФ определяет земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю и является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8).

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 3).

Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (ч. 1).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2).

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявленных к администрации МО «Смоленский район» судом не усматривается, поскольку полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений ограничены пределами полномочий собственника, в рассматриваемом случае ФИО2 (собственник земельного участка с кадастровым номером ***), администрация МО «Смоленский район» не вправе решать вопросы по определению границ земельного участка находящегося в собственности других лиц.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.

Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ.

Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 поименованного закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).

Как установлено судом заявление ФИО1 поступило в Администрацию Михновского сельского поселения Смоленского района и области <дата>. По данному обращению Администрацией сельского поселения подготовлен ответ, который направлен в адрес заявительницы <дата> ( л.д.70-72)

В то же время, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, данное регулирование не устанавливает требования к виду почтового отправления, которым должен быть направлен ответ на обращение гражданина, в частности не требует его направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, поскольку факт вручения гражданину ответа не имеет юридического значения для соответствующих правоотношений (Определение от 27 февраля 2018 года N 555-О).

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца заявленных к администрации Михновского сельского поселения судом не усматривается.

По мнению заинтересованного лица установленный законом трехмесячный срок оспаривания бездействий администрации истцом пропущен и его следует исчислять с момента когда истцу стало известно о нарушении своих прав, то есть с момента рассмотрения дела по иску ФИО1 к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку истцом оспаривается отказ Администрации МО «Смоленский район», оформленный письмом от <дата> и бездействие Администрации Михновского сельского поселения по не направлению ответа.

Как указывалось ранее заявление ФИО1 поступило в адрес администрации сельского поселения <дата> и последняя обязана была рассмотреть заявление, направив ответ не позднее истечения 30 дней, то есть до <дата>.

С указанного момента ФИО1 должна была узнать о нарушении своих прав и законных интересов.

Таким образом моментом начала течения трехмесячного срока суд определил по требования к Администрации МО «Смоленский район» <дата> ( дата оспариваемого отказа), <дата> - предельный (месячный) срок для рассмотрения Администрацией Михновского сельского поселения заявления ФИО1 в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Последним днем обжалования бездействий первого ответчика <дата>, второго ответчика <дата>, а с настоящим заявлением, истец обратился в суд <дата>, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконными бездействия, выразившиеся в отказе устранить нарушения, допущенные при выделении, межевании и определении границ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, вынести административный акт, которым установить новые границы земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес>, исключив из участка площадь проезда между участками с кадастровыми номерами *** и ***, в уклонении от предоставления ответа на заявление от <дата> - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной редакции в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 11 октября 2018 года.

Судья Ульяненкова О.В.