Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1175/2021 по административному иску ФИО1 к Администрации Асбестовского городского округа, Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации Асбестовского городского округа «Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления».
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Асбестовского городского округа «Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного, указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером *Номер*, расположенного по адресу: *Адрес*, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
*Дата* через МФЦ административный истец обратился с заявлением и приложенным комплектом документов за предоставлением муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа».
К заявлению были приложены: копия паспорта гражданина РФ, разрешение на строительство, выписка из ЕГРН на земельный участок, градостроительный план, планировочная схема земельного участка.
В заявлении административным истцом была указана причина сноса зеленых насаждений в количестве 31 шт. (сосна и береза высотой около 20 м): для осуществления строительства индивидуального жилого дома.
Без сноса зеленых насаждений использовать земельный участок по назначению - индивидуальное жилищное строительство не представляется возможным.
*Дата* в МФЦ ФИО1 получил сообщение о рассмотрении заявления *Номер* от *Дата*, в котором ему сообщалось об отказе в предоставлении вышеуказанной муниципальный услуги.
Не согласившись с полученным отказом, в рамках соблюдения досудебного урегулирования, предусмотренного частью 5 статьи 11.1 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и подпунктом 5 пункта 5.1. раздела 5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа», ФИО1 была подана жалоба *Дата* на имя главы администрации Асбестовского городского округа.
Однако, письмом о предоставлении информации от *Дата**Номер*ФИО1 также было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа».
Из полученных отказов следует, что разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа не требуется.
Административный истец не согласен с отказами администрации Асбестовского городского округа в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа», считаю их не законными, принятыми в нарушение положений Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципального правового акта - Постановления администрации Асбестовского городского округа от 02.10.2017 года № 604-ПА «Об утверждении Административного м регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа» (далее - Регламент). По мнению административного истца, отказы мотивированы причинами, не относящимися по существу к данному Регламенту, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
Признать незаконными и отменить отказы в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа» от *Дата**Номер* и от *Дата**Номер*, возложить на ответчика обязанность оказать муниципальную услугу – выдать истцу разрешение на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером *Номер*, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: *Адрес*.
Обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 900 (девятьсот) рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в размере 8000 (восемь тысяч) рублей (л.д. 4-9).
*Дата* в ходе предварительного судебного заседания по административному делу в качестве соответчика привлечен Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа ( протокол суд. зас. л.д. 69).
*Дата* административный истец уточнил основание иска, дополнительно указав, что административный истец так же обращался в ГКУСО «Сухоложское лесничество» с заявлением о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, но так же, получил отказ (л.д. 85-88, протокол суд. зас. л.д. 98-99).
*Дата* в ходе предварительного судебного заседания привлечено в качестве заинтересованного лица ГКУСО «Сухоложское лесничество» (протокол суд. зас л.д. 98-99).
Административное истец – ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требованиях по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам и обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 105-108).
Представитель административного ответчика – Администрации Асбестовского городского округ в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, предоставил письменные возражения по иску, просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 48, 73-76, 120).
Представители заинтересованного лица - ГКУСО «Сухоложского лесничества» в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, письменного мнения по иску суду не предоставили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено в судебном заседании, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером *Номер*, расположенного по адресу: *Адрес*, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12-14).
*Дата* через МФЦ административный истец обратился с заявлением и приложенным комплектом документов за предоставлением муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа» (л.д. 11).
К заявлению были приложены: копия паспорта гражданина РФ, разрешение на строительство, выписка из ЕГРН на земельный участок, градостроительный план, планировочная схема земельного участка (л.д. 109-119).
В заявлении административным истцом была указана причина сноса зеленых насаждений в количестве 31 шт. (сосна и береза высотой около 20 м): для осуществления строительства индивидуального жилого дома.
Как считает истец, без сноса зеленых насаждений использовать земельный участок по назначению - индивидуальное жилищное строительство не представляется возможным.
*Дата* в МФЦ ФИО1 получил сообщение о рассмотрении заявления *Номер* от *Дата*, в котором ему сообщалось об отказе в предоставлении вышеуказанной муниципальный услуги (л.д. 15).
Не согласившись с полученным отказом, в рамках соблюдения досудебного урегулирования, предусмотренного частью 5 статьи 11.1 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и подпунктом 5 пункта 5.1. раздела 5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа», ФИО1 была подана жалоба *Дата* на имя главы администрации Асбестовского городского округа (л.д. 16).
Письмом о предоставлении информации от *Дата* № МО 10-01-10-302/1 ФИО1 также было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа» (л.д. 17-19).
Из полученных отказов следует, что разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа не требуется.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К вопросам местного значения городского округа Федеральный закон № 131 -ФЗ относит утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организацию благоустройства территории муниципального городского округа
в соответствии с указанными правилами, а также организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», организация мероприятий охране окружающей среды в границах городского округа также отнесена к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которой расположены лесные и иные насаждения, а его охрана предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
При этом, на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиеническо и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда, городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Частями 1 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их обе допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 261 Гражданского кодекса РФ, если иное установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Кроме того, собственники земельных участков обязаны, в силу требований статьи 4 Земельного кодекса РФ, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов других природных ресурсов.
При этом в силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
По смыслу федеральных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория является собственностью муниципального образования или включена в состав зеленого фонда.
В связи с этим, право регулирования отношений по сносу зеленых насаждений вне указанных земельных участков и зеленой зоны органам местного самоуправления не предоставлено.
Как установлено судом, Решением Думы Асбестовского городского округа от 30.09.2016 № 80/7 «Об утверждения Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа», утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа.
Как следует из Правил № 80/7, данные правила устанавливают требования к созданию, охране, содержанию, сносу, пересадке и реконструкции зеленых насаждений на земельных участках, расположенных на территории Асбестовского городского округа.
Административный истец оспаривает отказ в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа» от 04.06.2021 №101.
На дату принятия оспариваемого отказа действовало Постановление администрации от 02.10.2017 № 604-ПА «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа», опубликовано «Асбестовский рабочий», № 123, 24.10.2017 («Муниципальный вестник», № 26) (далее - Регламент), принятое, в том числе, в соответствии с вышеуказанным решением Думы Асбестовского городского округа от 30.09.2016 № 80/7 (пункт 1.2. Регламента).
Пунктом 9 раздела 6 «Порядок оформления разрешения на снос зеленых насаждений» Правил № 80/7 закреплено, что снос, пересадка, реконструкция зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в собственности физического или юридического лица, осуществляется собственником этого земельного участка без оформления разрешительных документов, в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного [чистка и с соблюдением требований, установленных федеральным, областным законодательством, а также правовыми актами органов местного самоуправления Асбестовского городского округа. При этом собственником земельного участка не должны нарушаться права и охраняемые законом интересы других лиц.
Как следует из абзаца 8 пункта 3.2.4 Регламента, в нем также воспроизведены положения пункта 9 раздела 6 Правил № 80/7, а именно, разрешение на снос насаждений выдается после оплаты восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений, за исключением следующих случаев: - при сносе собственником земельного участка зеленых насаждений, расположенных в границах такого земельного участка соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.
Как следует из разъяснений, данных Федеральным агентством лесного хозяйства от 19 апреля 2018 года по вопросу возможности вырубки аварийного дерева на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности - законодательство Российской Федерации о зеленых насаждениях не может устанавливать разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. Такой порядок может быть установлен только в отношении зеленых насаждений, находящихся на государственных или муниципальных земельных участках. Учитывая изложенное, на земельном участке, принадлежащем на праве собственности возможно совершение любых действий в отношении дерева, растущего на территории такого земельного участка.
При этом, как было установлено судом, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *Номер*, расположенного по адресу: *Адрес*, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, границы земельного участка определены в установленном законом порядке. Данных о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок входит в состав зеленых зон Асбестовского городского округа, а также, отнесен к лесам, расположенным на землях населенных пунктов, материалы дела не содержат. Документами государственного земельного кадастра подтверждается нахождение земельного участка административного истца вне этих зон.
Следовательно, в данном случае именно истец, как собственник земельного участка, вправе решать вопрос о судьбе зеленых насаждений, расположенных на принадлежащем ему участке.
Соответственно, административными ответчиками было правомерно отказано истцу в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа», при этом, порядок принятия данных решений ответчиками нарушен не был.
Сроки обращения с вышеуказанным иском в суд, предусмотренные ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюдены.
На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Асбестовского городского округа, Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации Асбестовского городского округа о признании незаконными и отмене отказов в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа» от *Дата**Номер* и от *Дата**Номер*, возложении обязанности оказать муниципальную услугу – выдать истцу разрешение на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером *Номер*, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: *Адрес* надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд:
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Асбестовского городского округа, Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации Асбестовского городского округа о признании незаконными и отмене отказов в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа» от *Дата**Номер* и от *Дата**Номер*, возложении обязанности оказать муниципальную услугу – выдать истцу разрешение на снос (перенос) зеленых насаждений на территории Асбестовского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером *Номер*, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: *Адрес* отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ___________________________ И.В. Архипов