Дело№2а-1175/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2022 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе
председательствующего судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре Зоткине И.А.,
с участием административного истца - ФИО1,
представителя административного ответчика Управления государственной регистрации права и земельного кадастра Севастополя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3 о признании незаконным действия, возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением с требованием о признании незаконным действий Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившиеся в отказе внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении помещения с кадастровым номером: №, распложённого по адресу: <адрес> переводе в жилое, возложении на ответчика обязанности внести сведения в Единый государственный реестр о переводе указанного помещения в нежилое.
В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на доводах изложенных в административном иске просил суд его удовлетворить, пояснив что неоднократно обращался к ответчику с заявлением о переводе помещения нежилое, последний отказ ответчика был вынесен 14.07.2021 года. Пропуск срока установленного для обжалования решения пояснил, ограничениями связанным с Covid-19, выработкой позиции связанной с переводом в нежилое помещение.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика государственный регистратор ФИО4 в судебное заседание не явилась о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником квартиры №№ находящейся по адресу: <адрес>. Данную квартиру истец приобрел у ФИО6 года по договору купли-продажи квартиры от 18.12.2020 года.
07.07.2021 года административный истец обратился через ГАУ «Цифровой Севастополь – МФЦ в г. Севастополь» з заявлением о внесении в ЕГРН сведений содержащихся в решении (акте) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, (об утверждении акта приемочной комиссии).
К указанному заявлению административным истцом представлены следующие документы: акт обследования состояния жилой квартиры с целью перевода в нежилое помещение от 24.11.2004 года, Распоряжение администрации Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.2005 года №-р.
14.07.2021 года в адрес ФИО1 направлено Уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (КУВД-№).
Из содержания оспариваемого решения следует, что на основании ч. 4 статьи 33 Федерального закона «Государственной регистрации недвижимости» административному истцу отказано во внесении сведений в отношении помещения расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем что к заявлению не был представлен документ, подтверждающий изменение назначения объекта недвижимости (уведомление о переводе из жилое в нежилое).
Порядок перевода жилого в нежилое и нежилого в жилое помещение установлен ст. 23 Жилого Кодекса Российской Федерации, в соотсветствии с документом подтверждающим окончание перевода помещения и являющимся основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведения его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, является решение о переводе.
Оспариваемым решением административному ответчику рекомендовано обратится в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя за получением Решения о переводе жилого помещения в нежилое.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в частности:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем вопреки доводам административного истца представленное для перевода в нежилое помещение Распоряжение об утверждении акта городской комиссии об обследовании состояния жилой квартиры о переводе в нежилое помещение в порядке исключения от 06.01.2005 года №30-р не является актом, изданным органами государственном власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающий наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Данное распоряжение в 2005 году подлежало регистрации в ГКП «БТИ и ГРОНИ». Из представленного Распоряжения от 06.01.2005 года №30-р (п.5) следует, что в связи с его изданием после сдачи переоборудованного помещения в эксплуатацию необходимо было внести соответствующие изменения в инвентарное дело.
Однако предыдущим владельцем квартиры сдача в эксплуатацию переоборудованного помещения и внесение соответствующих изменений в инвентарное дело произведено не было.
Из представленной суду выписки из ЕГРН данный объект с кадастровым номером 91:03:001011:1123 поставлен на кадастровый учет как жилое помещение, вид жилого помещения - квартира.
Согласно ч.4 статьи 33 Федерального закона N 218-ФЗ в случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Учитывая, что государственная регистрация прав – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество, а представленные для регистрации документы изменения назначения объекта недвижимости не подтверждают, у государственного регистратора Управления отсутствовали основания для внесения сведений о переводе жилого помещения в нежилое.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из указанных выше положений законодательства следует, что требование о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для обжалования в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, причины пропуска указанного срока рассматриваются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, то есть при рассмотрении судом по существу административного искового заявления об обжаловании в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
О принятом административным ответчиком решении истцу стало известно в июле 2021 года. Доказательств, препятствующих своевременному обращению в суд, а также свидетельствующих об уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец суду не представил.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, в соответствии с частью 5 статьи 138, частью 5 статьи 180 КАС РФ, отказывает в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во внесении сведений принято в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а соответственно, оснований для признания его незаконным и возложении обязанности на административного ответчика внести сведения о переводе помещения в нежилое у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение суда в окончательной форме составлено 17 мая 2022 г.
Судья Н.М. Истягина