ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1176/2018 от 19.04.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Скопич А.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета , представителя заинтересованного лица администрации г. Иркутска ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» ,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-1176/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в выделении земельного участка, возложении обязанности выделить земельный участок на праве аренды,

УСТАНОВИЛ:

административный истец ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту – Министерство) о признании незаконным отказа в выделении земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование требований административный истец указал, что является <данные изъяты><данные изъяты>, имеет право на предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах» льготы. Испрашиваемый земельный участок расположен рядом с земельным участком, кадастровый , для строительства гаража и здания-гаража с кадастровым , который предоставлен Министерством по судебному решению ЦВЯ По мнению административного истца, отказ министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставить ему земельный участок в связи с его расположением в зоне среднеэтажной жилой застройки, является незаконным, нарушает его права. Просит суд признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в выделении земельного участка площадью кв.м, по адресу: <адрес>, возле капитального гаража с кадастровым номером , для строительства гаража; возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенные нарушения его права на первоочередное предоставление земельного участка под строительство капитального гаража путем выделения на праве аренды <данные изъяты> ФИО1 земельного участка, площадью кв.м, расположенного в <адрес>, у здания возле капитального гаража с кадастровым номером , для строительства капитального гаража.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2 требования не признал, мотивируя это тем, что строительство индивидуального гаража проектом межевания (утв. Постановление администрации г. Иркутска от 26.07.2017 № 031-06-758/7) не предусмотрено. В соответствии с ч. 7 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска ФИО3 требования полагал не подлежащими удовлетворению, поддержав позицию административного ответчика.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.

Учитывая, что оспариваемый отказ состоялся ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд административным истцом соблюден.

В силу ч. 8 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

В соответствии с подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей предварительное согласование предоставления земельного участка, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1, <данные изъяты>, обратился в Правительство Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка по адресу: <адрес>, площадью кв.м, основание предоставления земельного участка без проведения торгов – ст. 39.6 ЗК РФ; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, - аренда; цель использования земельного участка: для строительства гаража.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений Иркутской области от имени Правительства Иркутской области принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>, площадью кв.м, для строительства гаража.

Отказ мотивирован тем, что согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Согласно проекту межевания территории г. Иркутска (утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 26.07.2017 № 031-06-758/7) испрашиваемый земельный участок расположен в границах образуемого земельного участка, условный номер ЗУ 331, площадью 4343,23, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка. Строительство индивидуального гаража проектом межевания не предусмотрено. Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

По мнению административного истца, такое решение является незаконным, поскольку он является <данные изъяты>, ему показана смена проживания (переезд из <адрес>) в экологически чистый район с повышенной влажностью, у залива или реки, для исключения контакта с аллергеном (справка областной больницы Иркутского облздравотдела от ДД.ММ.ГГГГ), оспариваемый отказ нарушает его права инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства. Поскольку ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, он лишен возможности совершать все последующие действия для заключения договора аренды земельного участка, получить разрешение на строительство, строить гараж. По мнению административного истца, тот факт, что земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки, не имеет значения, ответчик планирует вести застройку земельного участка. Обращает внимание, что в настоящее время он по требованию судебных приставов-исполнителей лишается имевшихся у него мест хранения средств реабилитации.

Оценивая законность оспариваемого отказа, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением администрации г. Иркутска от 26.07.2017 № 031-06-758/7 в целях обеспечения устойчивого развития территории г. Иркутска утвержден проект межевания территории планировочного элемента О-03-02.

Согласно приложению № 1 к постановлению администрации г. Иркутска от 26.07.2017 № 031-06-758/7образуемый земельный участок ЗУ 331, площадью 4343,23 кв.м, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка.

Согласно приложению № 1 к решению Думы г. Иркутска от 29.03.2018 № 006-20-450683/8, глава VII.1. «Градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах территориальных зон планировочного элемента О-03-06, вспомогательные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства – обслуживание автотранспорта (размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1; вид разрешенного использования – стоянки автомобилей.

Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска предоставлены сведения в отношении земельного участка по адресу: <адрес> кв.м, содержащиеся в муниципальной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности администрации г. Иркутска.

Так, по информации из генерального плана г. Иркутска (утв. решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7, в редакции решения Думы г. Иркутска от 05.07.2016 № 006-20-230375/16) земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилым домами 4-8 этажей.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск (утв. решением Думы г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № 006-20-260430/6, в редакции решения Думы г. Иркутска от 30.03.2017 № 006-20-320502/17) земельный участок расположен в планировочном элементе О-03-02, в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (4-8 этажей) / статья 36. Информация об утвержденных проектах межевания территории – проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 26.07.2017 № 031-06-758/7, формируемый земельный участок расположен в границах образуемого земельного участка, условный номер ЗУ 331, площадь 4343,23 кв.м, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка.

Проектом планировки территории г. Иркутска утвержден проект планировочного элемента О-03-02 (постановление администрации г. Иркутска от 20.07.2017 № 031-06-761/7).

Информация об утвержденных проектах межевания – проект межевания территории (утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 26.07.2017 № 031-069-758/7) формируемый земельный участок расположен в границах образуемого земельного участка, условный номер № ЗУ 331, площадь 4343,23 кв.м, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка.

По информации департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 10.04.2018 № 957-74-1323/8, в соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-03-02 (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 26.07.2017 № 031-06-758/7) земельный участок, площадью 48 кв.м, расположен в границах образуемого земельного участка с номером ЗУ 331, площадью кв.м, в соответствии с перечнем и сведениями о площади образуемых земельных участков.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск (утв. Решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 29.03.2018 № 006-20-450683/8) земельный участок, площадью кв.м, находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103)» в планировочном элементе О-03-02.

При таких обстоятельствах суд находит установленным, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания. Согласно утвержденному проекту межевания территории планировочного элемента О-03-02 (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 25.07.2017 № 031-06-758/7) предусмотрено образование земельного участка ЗУ 331 с видом разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка». В связи с чем, учитывая, что проектом межевания территории предусмотрено образование земельного участка для среднеэтажной жилой застройки, отказ административного ответчика предварительно согласовать предоставление ФИО1 земельного участка по <адрес>, площадью кв.м, для строительства гаража, является законным и обоснованным.

Доводы административного истца о том, что утвержденный ДД.ММ.ГГГГ проект межевания территории нарушает его права, не влияют на выводы суда. Суд исходит из того, что на момент принятия оспариваемого решения действовал (действует до настоящего времени) указанный выше проект межевания, который не предусматривает для территории, на которой расположен испрашиваемый административным истцом земельный участок, такого вида разрешенного использования земельного участка, как строительство индивидуального гаража.

Принимая во внимание, что оспариваемое решение было принято уполномоченным органом, порядок принятия такого решения был соблюден, оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим возникшие правоотношения, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись установленные Земельными кодексом Российской Федерации основания для его принятия.

Поскольку в силу ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» места для строительства гаража предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением права административного истца не нарушены.

Поскольку права административного истца в связи с принятием оспариваемого решения не нарушены, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО1 о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Иркутской области в выделении земельного участка, площадью кв.м, по адресу: <адрес>, возле <адрес>, возле капитального гаража с кадастровым номером для строительства капитального гаража, суд не установил.

Поскольку обстоятельств, указывающих на незаконность оспариваемого решения, суд не установил, предусмотренных ст. 227 КАС РФ оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав ФИО1 на первоочередное предоставление земельного участка под строительство капитального гаража путем выделения на праве аренды <данные изъяты> ФИО1 земельного участка, площадью кв.м, расположенного в <адрес>, у здания возле капитального гаража с кадастровым номером , для строительства капитального гаража, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования административного истца ФИО1 о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Иркутской области в выделении земельного участка, площадью кв.м, по адресу: <адрес>, возле <адрес>, возле капитального гаража с кадастровым номером 38:36:000022:42932 для строительства капитального гаража; возложении обязанности устранить допущенные нарушения права ФИО1 на первоочередное предоставление земельного участка под строительство капитального гаража путем выделения на праве аренды <данные изъяты> ФИО1 земельного участка, площадью кв.м, расположенного в <адрес> у здания возле капитального гаража с кадастровым номером , для строительства капитального гаража – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 25 апреля 2018 года