ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1176/202015МА от 15.05.2020 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2а-1176/2020 15 мая 2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Сидорович Е.В.,

при секретаре Висельской Я.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области к Кеменеву Павлу Николаевичу о взыскании сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Кеменеву П.Н. о взыскании недоимки по налогу, пени.

В обоснование административного иска указано, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в отношении налогоплательщика Кеменева П.Н. числится задолженность по налогам:

- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов: пени в размере 3 586 руб. 44 коп.,

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2019 г. по виду платежа: пени в размере 367 руб. 50 коп.,

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии по виду платежа: пени в размере 256 руб. 92 коп.,

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 1 января 2017 г. по виду платежа: пени в размере 122 руб. 05 коп.

Представить документы, подтверждающие основания возникновения взыскиваемой задолженности, доказательства принятия мер по оформлению и направлению ответчику требований о взыскании, а также уважительности пропуска срока на ее взыскание не предоставляется возможным.

Ранее Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области обратилась к мировой судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Кеменева П.Н. задолженности. Мировым судьей судебного участка № 5 Магаданского судебного района Магаданской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от 17 февраля 2020 г.

Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области просила суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления и взыскать с Кеменева Павла Николаевича сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов: пени в размере 3 586 руб. 44 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2019 г. по виду платежа: пени в размере 367 руб. 50 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии по виду платежа: пени в размере 256 руб. 92 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 1 января 2017 г. по виду платежа: пени в размере 122 руб. 05 коп.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени его проведения.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом по адресу, указанному в исковом заявлении.

Суд, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статьям 44 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога, согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как следует из административного искового заявления, за административным ответчиком числится задолженность по налогам: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов: пени в размере 3 586 руб. 44 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2019 г. по виду платежа: пени в размере 367 руб. 50 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии по виду платежа: пени в размере 256 руб. 92 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 1 января 2017 г. по виду платежа: пени в размере 122 руб. 05 коп.

Каких-либо доказательств, подтверждающих размер указанной в иске задолженности, основания её возникновения и обязанности у ответчика по её погашению, в нарушение части 4 статьи 289 Кодекса административного кодекса РФ, административным истцом не представлено и в ходе судебного разбирательства таких доказательств не установлено, при этом административный истец указывает, что предоставить документы, подтверждающие основания возникновения взыскиваемой задолженности, как и доказательства принятия мер по направлению ответчику требований о её взыскании, а также уважительности пропуска срока на её взыскание, не представляется возможным.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в Магаданский городской суд 20 апреля 2020 г., срок для взыскания задолженности по уплате налога и пени с административного ответчика налоговым органом пропущен. Доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока для обращения в суд, административным истцом не представлено. Обстоятельства, препятствующие обращение в суд в установленные законом сроки, административным истцом не указаны.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд (например, болезнь административного истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Суд учитывает, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Обстоятельств, объективно препятствующих обращению налогового органа в суд с настоящим административным исковым заявлением, в установленные законом сроки, административным истцом в ходе рассмотрения дела не приведено.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При таком положении ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку в судебном заседании установлено, что срок обращения в суд с настоящим административным иском к Кеменеву П.Н. пропущен административным истцом без уважительных причин, то требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области к Кеменеву Павлу Николаевичу о взыскании сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области в удовлетворении административных исковых требований к Кеменеву Павлу Николаевичу о взыскании сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия мотивированного решения суда – 18 мая 2020 г.

Судья Е.В.Сидорович