ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11770/2016 от 20.12.2016 Калужского районного суда (Калужская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Пешеходько Д.М.

при секретаре Рубцовой Е.С.,

с участием прокурора Меньковой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге

20 декабря 2016 года

административное дело а-11770/1/2016 по административному иску публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» к Городской Управе <адрес> об оспаривании нормативно-правового акта в части,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что Постановлением Городского Головы городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 204-п утверждены Правила благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "<адрес>", пунктами 5.14.1- 5.14.5 которых определены обязанности по содержанию инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов лицами, в введении которых они находятся. Оспариваемые положения противоречат Кодексу РФ об административных правонарушениях, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также дублирует административную ответственность за нарушение указанных Правил, установленную нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, что недопустимо в силу требований действующего законодательства, неправомерно возлагает на владельца инженерных коммуникаций дополнительные обязанности по содержанию земельных участков не находящихся в его собственности.

В подтверждение нарушенных прав истец также сослался на факт возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в <адрес>" за нарушение оспариваемых пунктов Правил.

Уточнив исковые требования, истец просил признать недействующими со дня принятия пункт 5.14.1, пункт 5.14.2 в части слов «осуществление контроля за состоянием наружной изоляции наземных линий тепловых сетей», «ликвидацию грунтовых наносов, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях», пункт 5.14.3 в части слов «выявлять и восстанавливать разрушенную изоляцию наземных линий тепловых сетей», «и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций», «ликвидировать грунтовые наносы, наледи в зимний период, образовавшиеся в результате аварий на инженерных коммуникациях, в том числе над тепловыми камерами или другими сооружениями, ввиду их недостаточной изоляции», «устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившиеся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций», пункт 5.14.4. Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования «<адрес>, утвержденных Постановлением Городского головы городского округа «<адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ N 204-П.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 исковые требования не признала.

Выслушав участников процесса, прокурора, полагавшего административные исковые требования, подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Городского головы городского округа «<адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ N 204-П утверждены «Правила благоустройства и озеленения территорий муниципального образования «<адрес>» (далее –Правила).

Постановление Городского головы городского округа «<адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ N 204-П опубликовано в газете "Калужская неделя" от ДД.ММ.ГГГГ

Раздел 5 Правил определяет особенности содержания отдельных объектов благоустройства, подраздел 5.14. – особенности содержания инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов.

Пунктом 5.14.1. Правил определено, что содержание инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов осуществляется лицами, в ведении которых они находятся, в соответствии с действующими правилами и нормами, а также настоящими Правилами.

Сама по себе указанная норма не противоречит действующему федеральному законодательству, законодательству субъекта РФ, поскольку не возлагает дополнительных обязанностей, не конкретизирована, регулирует общие положения, носит отсылочный характер и раскрывает свою суть в п.5.14.2 Правил.

При таких обстоятельствах, достаточных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в части признания недействующими положений п.5.14.1 Правил не имеется.

Вместе с тем, в пункте 5.14.2 Правил устанавливается обязанность по осуществлению контроля за состоянием наружной изоляции наземных линий тепловых сетей, газо-, топливо-, водопроводов и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций (абз.4), ликвидации грунтовых наносов, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях (абз.5).

В пункте 5.14.3 Правил установлена обязанность лиц, в ведении которых находятся инженерные сети, выявлять и восстанавливать разрушенную изоляцию наземных линий тепловых сетей, газо-, топливо-, водопроводов и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций (абз.6); ликвидировать грунтовые наносы, наледи в зимний период, образовавшиеся в результате аварий на инженерных коммуникациях, в том числе над тепловыми камерами или другими сооружениями, ввиду их недостаточной изоляции (абз.7); устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившиеся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций (абз.8).

Пунктом 5.14.4 Правил установлен запрет содержать в открытом и (или) разрушенном состоянии трубы, тепловые камеры, колодцы, люки, дождеприемные решетки и другие инженерные коммуникации.

При этом пунктом 15.1 Правил определено, что лица, виновные в нарушении настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 1.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в <адрес>" установлена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий и в сфере содержания мест захоронения городских и сельских поселений.

Частью 1 статьи 1.6 вышеуказанного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ОЗ установлена административная ответственность за неисправное, загрязненное или неокрашенное состояние, наличие на них посторонних надписей, повреждение или отсутствие наружной изоляции, штатных конструктивных или ограждающих элементов инженерных коммуникаций.

Из материалов дела видно, что истец является собственником тепловой трассы сетей «Калужская ТЭЦ-1 <адрес>», расположенных по адресу: <адрес>, а также сети промливневой канализации и наружных сетей водопровода, расположенных по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением -К-1289-2015 Управления административно-технического контроля <адрес> истец привлечен к административной ответственности по статье части 1 статьи 1.<адрес> "Об административных правонарушениях в <адрес>" в связи с нарушением оспариваемых положений пунктов 5.14.1, 5.14.2,5.14.3, 5.14.4 Правил.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено.

Удовлетворения исковые требования в части признания не действующими отдельных положений пунктов 5.14.2, 5.14.3, пункта 5.14.4 Правил, суд руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация благоустройства территории, включая озеленение территории поселения.

В соответствии с абзацем 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

На основании пункта 25 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом "О теплоснабжении" предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в названной сфере, правила обеспечения безопасной эксплуатации систем и объектов.

Указанным федеральным законом предусмотрена обязанность арендаторов объектов теплоснабжения (ст. 28.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении") поддерживать данные системы и (или) объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190 "О теплоснабжении", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Подпунктами 1, 2, 8 пункта 1 статьи 4 указанного Закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся: разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России, утверждение правил организации теплоснабжения и порядка определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения.

Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 808, которым утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации. Согласно пункту 121 названных Правил определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, теплоснабжающие и теплосетевые организации, потребители обязаны предоставлять сведения, необходимые для проведения анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории поселений, городских округов.

Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 115 утверждены "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок", в соответствии с которыми ответственность за выполнение Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 Правил).

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ данных Правил для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки, следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.

При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и не плотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; отключать неработающие участки сети; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией. Дефекты, угрожающие аварией и инцидентом, устраняются немедленно (пункты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).

Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 197, содержат положения, обязывающие предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, независимо от их организационно-правовой формы проводить мероприятия по охране тепловых сетей, за неисполнение которых может наступить ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, вопросы содержания указанных инженерных коммуникаций урегулированы на федеральном уровне. При этом вышеназванными нормативными актами не предусмотрена возможность органов местного самоуправления своими актами возлагать на собственников или владельцев инженерных коммуникаций обязанность по содержанию вышеуказанных объектов, а также содержанию земельных участков, прилегающих к этим коммуникациям, в том числе путем ликвидации грунтовых наносов, наледи, устранения провалов, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившиеся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций, установления запрета содержать в открытом и (или) разрушенном состоянии трубы, тепловые камеры, колодцы, люки, дождеприемные решетки и другие инженерные коммуникации.

Ответственность за нарушение правил эксплуатации тепловых сетей, установлена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что полномочий для регулирования вопросов охраны и содержания инженерных коммуникаций, используемых для передачи тепловой энергии в целях теплоснабжения у Городской Управы <адрес> не имелось, поскольку эти вопросы нашли свое разрешение на федеральном уровне.

Полномочия субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрены статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.

В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иначе может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.

Таким образом, оспариваемые положения пунктов 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4 Правил, с учетом наличия нормативно-правового акта регионального уровня, устанавливающего административную ответственность за нарушением нормативных актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства, позволяют привлекать к административной ответственности субъектов административной ответственности как за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 1.1, частью 1 статьи 1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в <адрес>", так и по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемые положения пунктов 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4 Правил по своей сути является воспроизведением технических требований к эксплуатации энергоустановок, предусмотренных федеральным законодательством. Федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"), как не исключает и возможности наличия ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов. Однако такие ссылки не должны приводить к привлечению к административной ответственности за нарушение данного запрета.

В этой связи являются необоснованными и не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований доводы административного ответчика о воспроизведении оспариваемых положений из закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ и утвержденных этим законом Примерных правил благоустройства территорий городских и сельских поселений <адрес>.

При таких обстоятельствах оспариваемые положения пунктов 5.14.2, 5.14.3, пункт 5.14.4 Правил нельзя признать законным по вышеприведенным основаниям.

В соответствии с требованиями статьи 215 КАС РФ заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, а оспариваемые положения не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования публичного акционерного общества «Квадра- Генерирующая компания» удовлетворить частично.

Признать не действующими пункт 5.14.2 в части слов «осуществление контроля за состоянием наружной изоляции наземных линий тепловых сетей», «ликвидацию грунтовых наносов, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях», пункт 5.14.3. в части слов «выявлять и восстанавливать разрушенную изоляцию наземных линий тепловых сетей», «и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций», «ликвидировать грунтовые наносы, наледи в зимний период, образовавшиеся в результате аварий на инженерных коммуникациях, в том числе над тепловыми камерами или другими сооружениями, ввиду их недостаточной изоляции», «устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившиеся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций», пункт 5.14.4. Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования «<адрес>, утвержденных Постановлением Городского головы городского округа «<адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ N 204-П со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в апелляционной порядке в Калужский областной суд <адрес> через Калужский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна

Судья Калужского районного суда

<адрес> Д.М.Пешеходько