ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1177/2021 от 05.03.2022 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-126/2022

УИД 29RS0017-01-2021-002118-56

Решение

Именем Российской Федерации

г. Няндома 05 марта 2022 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

при секретаре Савельевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО2 о взыскании задолженности по пени,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС №5) обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по пени, указав в обоснование, что мировым судьей судебного участка №1 Няндомского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по пени в сумме 11 128,55 рублей, который 12.11.2021 отменен в связи с поступившими возражениями должника. Согласно данным управления Росреестра, ответчику на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Ответчику был начислен земельный налог: за 2016 год в сумме 125 рублей, установленный законом срок уплаты 01.12.2017 (обязанность по уплате налога исполнена несвоевременно 03.12.2019 в сумме 13 рублей и 30.09.2020 в сумме 112 рублей); за 2018 год в сумме 138 рублей, установленный законом срок уплаты 02.12.2019 (обязанность по уплате налога исполнена несвоевременно 30.09.2020). В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате земельного налога ответчику начислены пени в размере 34 рубля 22 копейки за период с 05.02.2018 по 29.09.2020. Согласно данным управления Росреестра, ответчику на праве собственности принадлежат: жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> – дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику начислен налог на имущество физических лиц: за 2016 год в сумме 1 550 рублей на иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером установленный законом срок уплаты 01.12.2017 (обязанность по уплате налога исполнена несвоевременно ДД.ММ.ГГГГ); за 2016 год в сумме 566 рублей на жилой дом с кадастровым номером , установленный законом срок уплаты 01.12.2017 ( обязанность по уплате налога исполнена несвоевременно ДД.ММ.ГГГГ в сумме 163 рубля и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 403 рубля); за 2018 год в сумме 679 рублей на жилой дом с кадастровым номером , установленный законом срок уплаты 01.12.2019 (обязанность по уплате налога исполнена несвоевременно ДД.ММ.ГГГГ). В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога на имущество ответчику начислены пени в размере 152 рубля 21 копейки и 203 рубля 77 копеек за период с 05.02.2018 по 01.11.2020. Ответчик имеет в собственности транспортные средства: BAW ФЕНИКС, с мощностью двигателя 95 л.с.; TOYOTA HIGHLANDER, с мощностью двигателя 273 л.с. Ответчику начислен транспортный налог: за 2016 год в сумме 43 325 рублей, установленный срок уплаты налога 01.12.2017, обязанность по уплате налога исполнена частично 02.11.2020 в сумме 1 013,66 рублей; за 2017 год в сумме 43 325 рублей, установленный срок уплаты налога 02.12.2018, обязанность по уплате налога не исполнена. За период с 12.02.2019 по 12.08.2021 ответчику начислены пени 15 227 рублей 14 копеек. В связи с частичной оплатой сумм пени в требование от ДД.ММ.ГГГГ вошли пени в сумме 10 738 рублей 35 копеек. Просит взыскать с ФИО2 задолженность в общей сумме 11 128 рублей 55 копеек, в том числе: пени по налогу на имущество физических лиц за период с 05.02.2018 по 29.09.2020 в размере 152 рубля 21 копейка: пеня по земельному налогу за период с 05.02.2018 по 29.09.2020 в размере 34 рублей 22 копеек; пени по транспортному налогу за период с 12.02.2019 по 12.08.2021 в размере 10 738 рублей 35 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 12.02.2019 по 01.11.2020 в размере 203 рубля 77 копеек.

Представитель административного истца МИФНС №5 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направил в суд своего представителя ФИО1

Представитель административного ответчика ФИО1 с административным иском не согласился, пояснил, что исполнительные производства по факту взыскания задолженности окончены фактическим исполнением, поэтому оснований для начисления пени не имелось. Кроме того, сослался, что ФИО2 признан несостоятельным банкротом, в связи с чем заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога.

Согласно налоговому уведомлению, а также сведениям из ГИБДД ОМВД России «Няндомский», в 2016, 2017, 2018 году административному ответчику принадлежали транспортные средства и недвижимое имущество, указанные в административном иске.

МИФНС №5 в адрес административного ответчика выставлялись требования:

- №15035 от 13.02.2020, в том числе об уплате пени по налогу на имущество в размере 10,24 рублей; пени по земельному налогу в размере 2,08 рублей, срок исполнения требования до 31 марта 2020 года;

- №8576 от 13.08.2021, в том числе об уплате пени по транспортному налогу в сумме 10 738 рублей 35 копеек; пени по налогу на имущество в размере 141 рубль 97 копеек; пени по налогу на имущество в размере 203 рубля 77 копеек; пени по земельному налогу в размере 32 рубля 14 копеек, срок исполнения требования до 21 сентября 2021 года.

Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 26 октября 2021 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок, с момента истечения срока исполнения требования.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 2 ноября 2021 года с ФИО2 в доход государства была взыскана, в том числе: задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за период с 05.02.2018 по 29.09.2020 в размере 152 рубля 21 копейка: пеня по земельному налогу за период с 05.02.2018 по 29.09.2020 в размере 34 рублей 22 копеек; пени по транспортному налогу за период с 12.02.2019 по 12.08.2021 в размере 10 738 рублей 35 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 12.02.2019 по 01.11.2020 в размере 203 рубля 77 копеек.

На основании определения мирового судьи судебного участка N 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 12 ноября 2021 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от ФИО2

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что административный истец обратился с настоящим административным иском 21 декабря 2021 года, то есть в установленный законом срок, для взыскания задолженности.

Доводы представителя административного ответчика об уплате задолженности по недоимкам и отсутствии оснований для начисления пени, опровергаются материалами административного дела.

Исполнительное производство -ИП, возбужденное на основании судебного приказа , было ошибочно окончено судебным приставом-исполнителем на основании уточнения к судебному акту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115) и уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130), поскольку фактически задолженность по судебному акту была не погашена.

28 февраля 2022 года постановление об окончании исполнительного производства -ИП начальником ОСП по Няндомскому району УФССП России по Архангельской области и НАО отменено, исполнительное производство возобновлено (л.д. 173).

Представленные административным ответчиком документы об уплате задолженности не свидетельствуют о погашении недоимки, на которую административный истец ссылается в иске, а свидетельствует об уплате ответчиком транспортного налога и земельного налога за 2018 год, не относящегося к пени по настоящему спору (л.д. 176).

Согласно уточненному расчету административного истца (л.д. 154-155), задолженность по пени по транспортному налогу административного ответчика составляет 13 231 рубль 53 копейки, в связи с чем, сумма предъявляемых к взысканию пени по транспортному налогу в размере 10 738,35 рублей остается неизменной.

Тем самым, административный ответчик доказательств уплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущество в иные сроки, отличные от указанных в административном иске, а также об уплате задолженности по пени, не представил.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО2 признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство.

Срок конкурсного производства в отношении имущества должника неоднократно продлевался.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 завершено, тем самым требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника считать погашенными, за исключением требований кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора и непогашенных в порядке исполнения решения Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании индивидуального предпринимателя ФИО2 несостоятельным (банкротом), либо погашенных частично, либо не заявленных в ходе процедур банкротства, которые сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства в полном объеме или в непогашенной части.

В соответствии с положениями части 1 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве), с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу статьи 214.1 Закона о банкротстве к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила, установленные параграфами 1.1, 4 главы X настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим; требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения (часть 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона.

Положения, предусмотренные параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных параграфом 2 названной главы и пунктом 4 статьи 213.1 Закона, независимо от того, связаны ли обязательства, неисполнением которых обусловлено возбуждение дела о банкротстве, с осуществлением предпринимательской деятельности либо нет (статья 214.1 и пункт 3 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

При наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о его банкротстве. Возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица - как гражданина и как индивидуального предпринимателя - не допускается.

Таким образом, все вопросы банкротства такого лица рассматриваются судом в рамках одного дела.

Из системного толкования норм права, регулирующего вопросы признания гражданина банкротом, следует, что с даты вынесения арбитражным судом решения о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина, требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, за исключением требований кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве. Завершение процедуры реализации имущества в отношении гражданина индивидуального предпринимателя-банкрота свидетельствует о неспособности последнего удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. С даты признания гражданина банкротом задолженность гражданина перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью (часть 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Ответчик ФИО2 признан банкротом ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом заявлены требования о взыскании пени по текущим платежам, а именно недоимки за 2016, 2017, 2018 годы.

Поскольку обязательства по выплате задолженности перед административным истцом возникли у ФИО2 после признания его, как индивидуального предпринимателя, банкротом, и к нему могут быть предъявлены только требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу, требования истца о взыскании пени по настоящему делу в рамках настоящего административного дела являются обоснованными.

С учетом изложенного исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО2 о взыскании задолженности по пени, подлежат удовлетворению.

В рассматриваемом случае взыскание следует производить в доход соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 445 рублей 14 копеек в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО2 о взыскании задолженности по пени, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета задолженность в общей сумме 11 128 (Одиннадцать тысяч сто двадцать восемь) рублей 55 копеек, в том числе: пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за период с 05.02.2018 по 29.09.2020 в размере 152 рубля 21 копейка; пеня по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за период с 05.02.2018 по 29.09.2020 в размере 34 рубля 22 копейки; пеня по транспортному налогу с физических лиц за период с 12.02.2019 по 12.08.2021 в размере 10 738 рублей 35 копеек; пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за период с 12.02.2019 по 01.11.2020 в размере 203 рубля 77 копеек.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Няндомского муниципального района Архангельской области государственную пошлину в размере 445 (Четыреста сорок пять) рублей 14 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Няндомский районный суд.

Председательствующий Е.Н. Воропаев

Мотивированное решение составлено 14 марта 2022 года.