ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1177/2022 от 28.09.2022 Малопургинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1177/2022

УИД 18RS0022-01-2022-001661-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика

Судья Малопургинского районного суда УР Прохорова Т.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному иску прокурора Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Малопургинский округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о понуждении к выполнению мероприятий по постановке бесхозяйного объекта на учет,

установил:

Прокурор Малопургинского района Удмуртской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Малопургинский округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о понуждении к выполнению мероприятий по постановке бесхозяйного объекта на учет. Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в части организации деятельности в сфере газоснабжения, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». В соответствии с пунктами 2, 4 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее — заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Согласно п.п. 4, 7.1, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа. Установлено, что на территории муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» расположен объект сети газораспределения, не учитываемый в реестрах муниципальной собственности муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики»: Сети газораспределения (адрес: <адрес>, протяженность: 0,278 км). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Этой же статьей установлено, что газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы. Согласно ст. 4 Закона № 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области: государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности; государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение; повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации; определение основ ценовой политики в отношении газа; создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации; обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа; обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации. Газоснабжение является связующим звеном всей экономики государства и поэтому требует к себе самого пристального внимания. Бесхозяйные газораспределительные сети являются потенциально опасными. Контроль за их техническим состоянием надлежащим образом не осуществляется. Функционирования бесхозяйных газораспределительных сетей противоречит принципам организации экономических отношении и основам государственной политики в сфере газоснабжения, ставит под угрозу нормальное обеспечение населения природным газом и деятельность объектов жизнеобеспечения, обуславливает возможность наступления чрезвычайных ситуаций вследствие отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием сетей газораспределения. В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 (далее - ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бездействие администрации Малопургинского района в части обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением может привести к ненадлежащему содержанию и эксплуатации указанных объектов, а поэтому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и нормальную работу организаций, расположенных в данной местности, чем нарушатся права неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» по оформлению прав на недвижимый объект: Сети газораспределения (адрес: <адрес>, протяженность: 0,278 км), незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в срок до 31.12.2023 года.

Исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В соответствии с пунктами 2, 4 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее — заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.п. 4, 7.1, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа.

Установлено, что на территории муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» расположен объект сети газораспределения, не учитываемый в реестрах муниципальной собственности муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики»: Сети газораспределения (адрес: <адрес>, протяженность: 0,278 км).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Этой же статьей установлено, что газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.

Согласно ст. 4 Закона № 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области: государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности; государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение; повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации; определение основ ценовой политики в отношении газа; создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации; обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа; обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Газоснабжение является связующим звеном всей экономики государства и поэтому требует к себе самого пристального внимания. Бесхозяйные газораспределительные сети являются потенциально опасными. Контроль за их техническим состоянием надлежащим образом не осуществляется. Функционирования бесхозяйных газораспределительных сетей противоречит принципам организации экономических отношении и основам государственной политики в сфере газоснабжения, ставит под угрозу нормальное обеспечение населения природным газом и деятельность объектов жизнеобеспечения, обуславливает возможность наступления чрезвычайных ситуаций вследствие отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием сетей газораспределения.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 (далее - ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из представленных административным истцом доказательств следует, что бездействие администрации Малопургинского района в части обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением может привести к ненадлежащему содержанию и эксплуатации указанных объектов, а поэтому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и нормальную работу организаций, расположенных в данной местности, чем нарушатся права неопределенного круга лиц.

Доказательств обратного в суд не представлено, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.150, 178 – 180, 294.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» (ИНН ) по оформлению прав на недвижимый объект: Сети газораспределения (адрес: <адрес>, протяженность: 0,278 км), незаконным.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в срок до 31.12.2023 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья Т.В. Прохорова