ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1179/18 от 14.12.2018 Рязанского районного суда (Рязанская область)

Административное дело № 2а-1179/2018

УИД 62RS0005-01-2018-001621-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 14 декабря 2018 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Орловой А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Тимофеева В.В.,

при секретаре судебного заседания Громовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений, указывает, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению Ноговского Г.И. по вопросу отсутствия подъезда к с. Подлесное Рязанского района Рязанской области, в ходе которой было установлено, что подъезд к с. Подлесное Рязанского района не входит в перечень автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В 2015 году Минтрансом Рязанской области начиналась разработка проектной и землеустроительной документации для строительства автомобильной дороги «Насурово-Подлесное», в связи с чем 01.06.2015 года Минтрансом Рязанской области с ООО «Проектно-изыскательский центр» был заключен государственный контракт № 397/30/01 на выполнение проектно-изыскательских работ строительства автомобильной дороги «Насурово-Подлесное» в Рязанском районе Рязанской области.

При разработке землеустроительной документации было установлено, что единственным вариантом проектирования является размещение автодороги на землях федеральной собственности. В процессе подготовки проекта планировки и проекта межевания территории проектная организация обратилась в ТУ Росимущества Рязанской области с ходатайством о согласовании размещения проектируемо автодороги на землях федеральной собственности.

На данное ходатайство был получен отказ по причине того, что земельный участок, на котором планировалось размещение объекта, ранее был предоставлен Федеральному агентству научных организаций (далее – ФАНО) в постоянное (бессрочное) пользование. ФАНО не имеет возможности давть согласие на отказ от права пользования данным земельным участком ввиду того, что Президентом РФ на заседании Совета по науке и образованию, состоявшемуся 08.12.2014 года, дано поручение об обеспечении сохранности имущества, закрепленного за ФАНО и его подведомственными организациями.

В связи с чем административный ответчик, без согласия собственника на передачу земель в собственность Рязанской области не может разрабатывать проектную документацию и включить в государственную программу <адрес> «дорожное хозяйство и транспорт на 2014-2020 годы» строительство автомобильной дороги «Насурово-Подлесное».

В связи с указанным ДД.ММ.ГГГГ между Минтрансом и ООО «Проектно-изыскательский центр» было подписано дополнительное соглашение о расторжении государственного контракта .

Согласно информации администрации МО – Подвязьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, в с. Подлесное зарегистрировано 26 человек, которые в населенном пункте постоянно не проживают, при этом, постоянно проживают 8 человек, которые не зарегистрированы на территории данного сельского поселения.

Согласно сведениям администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрации МО – Подвязьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и ОГИБДД ОМВД России по Рязанскому району, транспортное сообщение с населенным пунктом с. Подлесное возможно только по земельному участку, который находится в федеральной собственности, при этом, альтернативные пути подъезда к с. Подлесное отсутствуют.

Отсутствие подъездного пути к с. Подлесное влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом свобод проживающих в указанном населенном пункте, а так же посещающих их граждан.

На основании изложенного, с учетом уточнений, административный истец просит признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по направлению в Правительство Рязанской области ходатайства об изъятии земельного участка, находящегося в федеральной собственности, являющегося подъездом к населенному пункту с. Подлесное Рязанского района Рязанской области, в соответствии с п.п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, для проектирования и строительства автомобильной дороги «Насурово-Подлесное»; обязать административного ответчика обратиться с ходатайством в Правительство Рязанской области об изъятии земельного участка, находящегося в федеральной собственности, являющегося подъездом к населенному пункту Подлесное Рязанского района Рязанской области, в соответствии с п.п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, для проектирования и строительства автомобильной дороги «Насурово-Подлесное»; установить срок для исполнения решения суда – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Тимофеев В.В. заявленные требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представители заинтересованных лиц ОМВД России по Рязанскому району Рязанской области, администрация МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрация МО – Подвязьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и орловской областях, извещенные надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем суд, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, продолжил рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Тимофеева В.В., исследовав письменные доказательства, представленные сторонами в порядке ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 ч 1 «Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области», утвержденного Постановлением правительства Рязанской области от 21.01.2009 года № 7 (далее – Положение) установлено, что министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Рязанской области по утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования, перечня автомобильных дорог необщего пользования (раздел III Положения).

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Рязанской области от 17.07.2007 N 184 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров", автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения являются автомобильные дороги, являющиеся подъездами от автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения к населенным пунктам с постоянно проживающим населением.

Из п. 6, 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ следует, что автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации). Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога до д. Подлесное Рязанского района не входит в перечень автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Из письма администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области № 4860 от 05.09.2017 года следует, что в с. Подлесное имеется 38 домовладений, официально зарегистрированы 42 человека, из которых 41 в населенном пункте не проживают, 3 человека проживают в населенном пункте круглогодично, однако в с. Подлесное не зарегистрированы. Согласно информации о строительстве автомобильной дороги Насурово-Подлесное в Рязанском районе Рязанской области, полученной административным истцом от начальника технического отдела 22.06.2016 года, в д. Подлесное в соответствии с данными статистики постоянно проживает 52 человека.

01.06.2015 года между Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и ООО «Проектно-изыскательский центр» был заключен государственный контракт № 397/03/01 на выполнение проектно-изыскательских работ строительства автомобильной дороги Насурово-Подлесное в Рязанском районе Рязанской области.

В ходе выполнения работ было установлено, что наиболее приемлемый вариант для строительства автомобильной дороги до с. Подлесное проходит по земельным участкам федеральной собственности, предоставленным ФАНО России в постоянное (бессрочное) пользование.

ООО «Проектно-изыскательский центр» обратился в ФАНО России по вопросу согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 62:15:0010631:3 и отказа от права постоянного (бессрочного) пользования ФАНО России на образованный в результате раздела земельный участок, в результате чего был получен ответ А-02/1274 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ФАНО России сообщило, что приобретение права на образованный в результате раздела земельный участок не представляется возможным без прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Для принятия Росимуществом решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФАНО России на часть земельного участка с кадастровым номером 62:15:0010631:3 требуется согласие ФАНО России.

Однако, по итогам заседания Совета по науке и образованию от ДД.ММ.ГГГГ Президентом РФ было дано поручение от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-3011 об обеспечении сохранности в составе ФАНО имущества, закрепленного за подведомственными ему и научными организациями, кроме случаев, определенных решениями президента РФ, в связи с чем ФАНО России не имеет возможность дать согласие от отказ от права пользования земельным участком.

В связи с невозможностью выполнения кадастровых работ по причине отказа собственника в предоставлении земельных участков для строительства автодороги, а так же в соответствии с п. 11.1 раздела ХI государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и письмом ООО «Проектно-изыскательский центр» от ДД.ММ.ГГГГ министром транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Межориным Е.А. ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ , которым техническому отделу поручено оформить дополнительное соглашение к государственному контракту с ООО «Проектно-изыскательский центр» о расторжении вышеуказанного государственного контракта.

Частью 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (п.2 ч. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ).

При этом, в ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайста об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд" установлено, что с ходатайством об изъятии земельных участков вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти Российской Федерации договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, предусмотренную или необходимую для выполнения международных договоров Российской Федерации, в том числе для размещения автомобильных дорог.

Земельный участок, находящийся в собственности ФАНО, проходящий от с. Насурово до с. Подлесное, являющийся подъездом к с. Подлесное Рязанского района подпадает под вышеназванные критерии, может являться автомобильной дорогой общего пользования, в связи с чем, для обеспечения доступа к с. Подлесное суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Исходя из существа требований, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суд – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Рязанского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по направлению в Правительство Рязанской области ходатайства об изъятии земельного участка, находящегося в федеральной собственности, являющегося подъездом к населенному пункту с. Подлесное Рязанского района Рязанской области, в соответствии с п.п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, для проектирования и строительства автомобильной дороги «Насурово-Подлесное».

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области обратиться с ходатайством в Правительство Рязанской области об изъятии земельного участка, находящегося в федеральной собственности, являющегося подъездом к населенному пункту Подлесное Рязанского района Рязанской области, в соответствии с п.п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, для проектирования и строительства автомобильной дороги «Насурово-Подлесное».

Установить Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области срок для исполнения решения суда – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья