ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/16 от 22.07.2016 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-117/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Чадан 22 июля 2016 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе судьи Кочнёвой А.Ш., при секретаре Дуват-оол Ч.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кара-Сала Э.Ч. к Территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва № 1/8-33 от 14 июля 2016 года об отказе в регистрации кандидата, признании достоверными 16 подписей избирателей, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному избирательному округу № 6,

с участием административного истца Кара-Сала Э.Ч., представителей административного ответчика Манчалмаа А.Т., Оюна Е.М., заместителя прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Лудуп А.С.,

у с т а н о в и л:

Кара-Сал Э.Ч. обратился в суд к Территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, указав, что решением ### от 20 июня 2016 года на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва. 4 июля 2016 года он уведомил территориальную избирательную комиссию Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва (далее по тексту - ТИК Чаа-Хольского кожууна) о своем самовыдвижении в качестве кандидата в депутата Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному округу № 6, представил заявление, а также документы, подтверждающие сведения, изложенные в заявлении. 4 июля 2016 года он как кандидат в поддержку своего выдвижения представил в ТИК Чаа-Хольского кожууна подписные листы в бумажном виде, после чего состоялась проверка представленных подписных листов. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов было установлено, что общее количество недостоверных подписей составляет 16 из 19 подписей или 100% от отобранных для проверки подписей (всего отбиралось 19 подписей). Указанное решение рабочей группы ТИК Чаа-Хольского кожууна является незаконным по следующим основаниям. Он является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации по адресу: *******, что было известно и в настоящее время известно ТИК Чаа-Хольского кожууна. 16 избирателей являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Российской Федерации и проживают в Республике Тыва в Чаа-Хольском район в с.Чаа-Холь в Шактарском избирательном округе № 6, что было известно и в настоящее время известно ТИК Чаа-Хольского района. Эти обстоятельства не должны вызывать сомнения рабочей группы ТИК Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва при проверке их достоверности. Какие 16 подписей избирателей (из 19 подписей) признали недействительными ему неизвестно, в связи с чем представить их полных имен, адреса их проживания, не представляется возможным. Рабочая группа ТИК Чаа-Хольского района не представила данную информацию. Полагает, что он представил достаточные для своей регистрации количество подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения. Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 1.01.2001 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления от выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. 14 июля 2016 года решением № 1/8-33 ТИК Чаа-Хольского кожууна ему отказано в регистрации в кандидаты депутата Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному округу № 6, в связи с установлением недостоверных подписей. ТИК Чаа-Хольского кожууна нарушила п.1 ст.30, п.6 и п.6.3 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Считает, что данным решением рабочая группа ТИК Чаа-Хольского кожууна нарушила его законные права и интересы, на право быть избранным и принимать участие в ходе избирательной кампании, поскольку приняли незаконное решение об отказе ему регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна 5 созыва по Шактарскому избирательному округу, не отвечающее требованиям закона об избирательном праве, что является основанием для восстановления его права на защиту, в данном случае зарегистрировать его в качестве кандидата в данные выборы местного значения. Просит признать решение рабочей группы Территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского района №1-/8-33 от 14 июля 2016 года незаконным и отменить данное решение, признать 16 подписей, которых рабочая группа признал недостоверными, достоверными, обязать рабочую группу Территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского района зарегистрировать его в качестве кандидата по Шактарскому округу в течение 3 дней после вынесения решения суд.

В судебном заседании административный истец Кара-Сал Э.Ч. полностью поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям, пояснив, что недостоверными подписи признали из-за того, что он не указал место жительство своих избирателей, их адреса, не указал субъект РФ - Республика Тыва, однако при принятии его заявления на это не обратили внимания. Места жительства избирателей в подписных листах он писал из их паспортов, из страницы, где указана регистрация, писал как указано в штампе паспорта. Не согласен с решением, потому что кроме Республики Тыва, он все указал: индекс, населенный пункт, улицу, дом, квартиру. Не отрицает, что в подписных листах избирателей не указан субъект РФ и район. Требования федерального закона он знает, не знал, что нужно указывать субъект. Кроме того, уведомление об изменении или не изменении данных в ранее представленных документах он получил 13 июля 2016 года. 14 июля 2016 года пришел с составленным уведомлением, но его уведомление не было принято, ему было вручено решение об отказе в регистрации. Ему не было предоставлено срока 3 дней для предоставления уведомления. Количество подписей должно быть 10, он предоставил 19 подписей, из которых 16 признали недействительными.

Представитель административного ответчика - представитель ТИК Чаа-Хольского кожууна Манчалмаа А.Т. не согласен с административным исковым заявлением.

Представитель административного ответчика Оюн Е.М., действующий на основании доверенности, не признал исковые требования Кара-Сала Э.Ч., указав, что согласно п.11 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избиратель должен ставить в подписном листе свою подпись, дату внесения, а также фамилию, имя и отчество, год рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа заменяющего его. В п.5 указанного закона определено четкое понятие адреса места жительства, то есть это наименование субъекта РФ, района, города, населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры, по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан, по месту пребывания или по месту жительства в пределах РФ. Также ч.4 ст.23 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года № 781 «О выборах депутатов представительных органов муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления в Республике Тыва» установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, составляет 0,5 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, и не может составлять менее 10 подписей. В порядке п.3 ч.1 ст.24 указанного закона республики кандидат для регистрации представляет определенные документы, в том числе информацию об изменениях в сведениях о кандидате, либо об отсутствии изменений указанных сведениях. В нарушение приведенные норм законодательстве в подписном листе, представленном Кара-Салом Э.Ч. указан неполный адрес места жительства избирателя - без указания наименования субъекта РФ, района, что расценивается как недостоверные подписи, в связи с чем количество достоверных подписей составляет 3 из 19, также не представил информацию об изменениях в сведениях о кандидате либо об отсутствии изменений в указанных сведениях. В соответствии с п.24 ст.38 ФЗ № 67 к основаниям отказа в регистрации кандидата относятся наличие на день, предшествующий дню заседаний избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований федерального закона, иного закона и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, отсутствие среди документов, представленных для уведомления выдвижения и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом или иным законом для уведомления о выдвижении или регистрации кандидата. Кроме того, в нарушение п.2 ч.2 ст.125 КАС РФ, согласно которому в административном исковом заявлении должны быть указаны - фамилия, имя, отчество административного истца, если административным истцом является гражданин; его место жительства или место пребывания; дата и место его рождения; сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, форма административного искового заявления составлена с нарушением процессуальных норм. Также просит обратить внимание на то, что имеется обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ от 16 марта 2016 года, согласно которому в подписных листах необходимо указывать сведения о месте жительства избирателей в соответствии с требованиями п.5 ст.2 федерального закона, где изложено понятие адреса, места жительства.

Свидетель Балчый И.В. показала, что работает секретарем ТИК Чаа-Хольского кожууна. 14 июля 2016 года было заседание рабочей группы, где рассматривался вопрос о регистрация кандидата в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна 5 созыва по Шактарскому одномандатному избирательному округу № 6 Кара-Сала Э.Ч. В ходе чего установлены нарушения федерального закона от 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закона Республики Тыва от 2011 года «О выборах депутата представительного органа муниципального образования выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва», в связи с чем рабочей группой было отказано в регистрации гражданина Кара-Сала Э.Ч. Нарушения заключались в основном в подписных листах. Кара-Сал Э.Ч. представил в ТИК Чаа-Хольского района 9 июля подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения 19 подписей. В ходе проверки рабочей группой было установлено, что на 16 из 19 подписей указаны неполные данные адреса, места жительства избирателей, что расценивается в соответствии с федеральным законом как недостоверные подписи. Достоверных подписей у Кара-Сала Э.Ч. установлено только 3. Также Кара-Сал Э.Ч. не предоставил в ТИК Чаа-Хольского района в соответствии с Законом «О выборах» информацию об изменениях сведений ранее представленных в ТИК документов, либо об отсутствии изменений. Уведомление Кара-Сал Э.Ч. получил 13 июля 2016 года, но он фактически проживает в г.Кызыл. ТИК не смог надлежащим образом уведомить его в сроки, установленные законом. Председатель ТИК Манчалмаа А.Т. звонил КараСалу Э.Ч. со своего личного сотового телефона, но Кара-Сал Э.Ч. то был недоступен, то брал трубку и говорил, что подъедет, можно сделать распечатку исходящих звонков. Кара-Сал Э.Ч. представил суду временное удостоверение личности, однако в ТИК он представил копию паспорта, в котором он зарегистрирован по адресу: г.Кызыл, ул.Кок-Тейская д.47., тем самым он вводит в заблуждение суд о своем фактическом месте жительстве, могу предоставить суду копию паспорта Кара-Сала Э.Ч.

Изучив административное исковое заявление, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд приходит к следующему выводу.

Решением № 191 от 20 июня 2016 года на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва.

4 июля 2016 года Кара-Сал Э.Ч. обратился в ТИК Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному округу № 6.

Решением территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва от 14 июля 2016 года N 1/8-33 «Об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному округу № 6» кандидату Кара-Салу Э.Ч. отказано в регистрации в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному округу № 6.

Согласно ст.61 Закона Республики Тыва от 22.09.2011 года № 781 ВХ-?? «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, борного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.

В силу ч.4 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Решение территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва N 1/8-33 вынесено 14 июля 2016 года.

С иском заявитель обратился в суд 20 июля 2016 года. Таким образом, десятидневный срок на обжалование решения ТИК не нарушен.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Тыва от 22.09.2011 года № 781 ВХ-?? «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов представляют в муниципальную (территориальную) комиссию следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной муниципальной (территориальной) комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 3) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, о списке кандидатов, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; 4) первый финансовый отчет, за исключением случая, когда кандидат (кандидаты) не создавал (не создавали) избирательный фонд в соответствии с настоящим Законом; 6) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета в случае создания избирательного фонда.

Согласно ч.4 статьи 23 Закона Республики Тыва от 22.09.2011 года № 781 ВХ-?? «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей.

Согласно подпунктам «в1» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, являются основаниями для отказа в регистрации кандидата.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

Пункт 5 статьи 2 названного закона включает в понятие адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

Суду представлены для исследования подписные листы кандидата Кара-Сала Э.Ч.

В подписном листе № 1 указано: 1. САН, <данные изъяты>; 2. ДБВ, <данные изъяты>; 3. БЕМ, <данные изъяты>; 4. ЛРБ, <данные изъяты>; 5. САА, <данные изъяты>

В подписном листе № 2 указано: 1. МСМ, <данные изъяты> 2. ЧОО, <данные изъяты> 3. ОМХ, <данные изъяты>; 4. ОБМ, <данные изъяты>; 5. ОТС, <данные изъяты>2.

В подписном листе № 3 указано: 1. ДАА, <данные изъяты>; 2. ДШШ, 1945 г.р. адрес места жительства указан: 668221, *******1; 3. ЧМТ, <данные изъяты>; 4. ЧЧЧ, <данные изъяты>; 5. ХММ, <данные изъяты>.

В подписном листе № 4 указано: 1. ОМИ, <данные изъяты>1; 2. ОВЧ, <данные изъяты>; 3. ССХ, <данные изъяты>;

В подписном листе № 5 указано – 1. ИГС, <данные изъяты>.

Из протокола заседания ТИК Чаа-Хольского кожууна ### от ДД.ММ.ГГГГ, ведомости проверки подписных листов следует, что количество достоверных подписей 3 из 19; на листе 1 на строках 1-5, на листе 2 на строках 1-5, на листе 3 на строках 1-5, на листе 5 на строке 1 выявлены нарушения в виде неполного адреса места жительства избирателей, в частности, субъекта РФ и района избирателей.

Согласно частью 4 статьи 23 Закона Республики Тыва от 22.08.2011г. №781 ВХ-II кандидату Кара-Салу Э.Ч. необходимо подписей для регистрации 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не менее 10 подписей.

Таким образом, судом установлено, что в ряде подписных листов, представленных Кара-Салом Э.Ч. в его поддержку, в нарушение законодательства о выборах в адресах места жительства избирателей отсутствует наименование субъекта РФ – Республика Тыва, и района – Чаа-Хольский район в адресах места жительства избирателей.

Так, в нарушение подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в подписных листах № 1 (подписи 1-5), № 2 (подписи 1-5), 3 (подписи 1-5), № 5 (подписи 1), отсутствует наименование субъекта РФ (Республика Тыва) и района (Чаа-Хольский район) в адресах места жительства избирателей.

Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства избирателей, наименования субъекта Российской Федерации и наименования района, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения.

На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому в подписном листе может не содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории) (пункт 30).

По результатам проверки, проведенной рабочей группой 14 июля 2016 года, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 19 проверенных подписей 3 подписи признаны действительными, что составляет 15,7 %, что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты.

Довод административного истца Кара-Сала Э.Ч. о том, что сведения о месте жительства избирателей, отражены в подписных листах в соответствии с данными, зафиксированными в их паспортах, а именно, из штампа в паспорте о регистрации, не свидетельствует о соблюдении при оформлении представленных подписных листов требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку пункт 5 статьи 2 включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и не допускает уменьшения соответствующего объема информации в подписных листах.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 г. №781 ВХ-II «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» кандидат для регистрации представляет определенные документы, в том числе информацию об изменениях в сведениях о кандидате, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.

Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Из уведомления за исх.№ 35 от 13 июля 2016 года следует, что Кара-Сал Э.Ч. уведомлен о том, что в течение трех дней он должен предоставить в ТИК Чаа-Хольского кожууна сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах установленного образца, также уведомление об изменении (не изменении) данных в ранее предоставленных документах.

Судом установлено, что Кара-Сал Э.Ч. не представил информацию об изменениях в сведениях о кандидате, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетеля Балчый И.В. о том, что они не имели возможности уведомить Кара-Сала Ч.В., и только 13 июля 2016 года за один день до решения вопроса об его регистрации вручили ему письменное уведомление, что было достаточно для предоставления указанных сведений.

Доводы истца о том, что им было предоставлено в ТИК указанное выше уведомление 14 июля 2016 года, но у него его не приняли и вручили решение об отказе в регистрации опровергаются показаниями свидетеля Балчый И.В. Кроме того, получив 13 июля 2016 года письменное уведомление, Кара-Сал Э.Ч. имел возможность предоставить указанные сведения, доказательств обратного истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, поскольку решение территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва от 14 июля 2016 года N 1/8-33 «Об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному округу № 6» является законным, требования административного истца суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Кара-Сала Э.Ч. к Территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва № 1/8-33 от 14 июля 2016 года об отказе в регистрации кандидата, признании достоверными 16 подписей избирателей, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна пятого созыва по Шактарскому одномандатному избирательному округу № 6 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2016 года.

Судья А.Ш. Кочнёва