ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/19 от 06.03.2019 Саянского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск 6 марта 2019 года

Административное дело №2а-117/2019

Судья Саянского городского суда Иркутской области Гущина Е.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Благотворительному фонду "Храм Благовещения" о ликвидации организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду "Храм Благовещения" о ликвидации организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Благотворительный фонд «Храм Благовещения» (далее - организация) зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 10 января 2012 года за основным государственным регистрационным номером 1123850000010. Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации: 666304, Иркутская область, г. Саянск, мкр. Благовещенский, д. 4, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от 25 декабря 2018 года. Руководителем организации является Кузнецова А. А., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от 25 декабря 2018 года, зарегистрированная по адресу: <адрес изъят> что подтверждается сведениями о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (заявление по форме № РН0001, лист Е).

12 апреля 2016 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление) организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушения п.2 ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерстве)», так как организация не представила в Управление отчет о своей деятельности за 2015 год в срок, установленный законодательством Российской Федерации, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного закона по использованию имущества и расходованию средств организации; составе и содержанию благотворительных программ организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности организации, а также принятых мерах по устранению нарушений требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами в срок до 16 мая 2016 года.

Нарушения законодательства не устранены.

27 апреля 2016 года Управлением составлен протокол об административном правонарушении в отношении организации, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, выразившемся в непредставлении в государственный орган информации, предоставление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности. Постановлением мирового судьи судебного участка № 83 г. Саянска Иркутской области от 18 мая 2016 года организации назначено наказание в виде административного предупреждения.

17 апреля 2018 года Управлением организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушения п.2 ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», так как
организация не представила в Управление отчет о своей деятельности за 2017 год в срок
до 21 мая 2018 года. Нарушения законодательства не устранены.

23 августа 2018 года Управлением организации вынесено повторное письменное предупреждение об устранении нарушения п.2 ст.19 Федерального закона с 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в срок до 10 октября 2018 года. Нарушения законодательства не устранены.

Пунктом 3 ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлено, что благотворительные организации представляют ежегодный отчет в opган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

24 декабря 2018 года в Управление поступило письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (далее - Инспекция) от 17 декабря 2018 года <номер изъят> о том, что организация более 12 месяцев не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность и не осуществляет операций по расчетном счету, то есть фактически не осуществляет свою деятельность. Также Инспекция просит рассмотреть возможность ликвидации данной организации.

Таким образом, организацией с 2012 года не соблюдаются нормы Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, а именно по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Поскольку нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для её ликвидации в порядке пп.3 п.3 ст.61 ГПК РФ, следовательно, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

На основании изложенного административный истец просил ликвидировать Благотворительный фонд «Храм Благовещения» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела административный истец извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Благотворительного фонда "Храм Благовещения", извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился.

Привлеченная по делу в качестве административного ответчикаКузнецова А.А., в соответствии с записью в ЕГРЮЛ, имеющая право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, в судебное заседание не явилась.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, будучи извещенным о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Судом приняты меры к надлежащему извещению ответчика о времени и месте слушания дела. Извещение суда о судебном заседании и копия искового материала направлены Кузнецовой А.А. по месту проживания последней заказным письмом с уведомлением о вручении. Однако, судебное письмо, направленное административному ответчику с извещением о времени и месте слушания дела и копией административного искового материала, возвращено в адрес суда за истечением срока хранения.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Кузнецова А.А. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также положения Устава и иных учредительных документов предусмотрена и ст.29 Федерального закона "Об общественных объединениях".

В соответствии с пп. 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 5).

Основанием для ликвидации общественного объединения в силу статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" являются неоднократные нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, а также неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст.38 Федерального закона N 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях", орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

При осуществлении данного контроля уполномоченный орган на основании п. п. 1 и 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях", пп. 3 ч. 2 ст. 38, абз. 5 и 7 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях" вправе проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, запрашивать у органов управления некоммерческой организации ее распорядительные документы, а общественные объединения (некоммерческие организации) обязаны представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения и т.д., и оказывать содействие в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).".

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Административный истец является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Как следует из материалов дела, Благотворительный фонд «Храм Благовещения» (далее - организация) зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области 10 января 2012 года за основным государственным регистрационным номером 1123850000010. Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации: 666304, Иркутская область, г. Саянск, мкр. Благовещенский, д. 4, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от 25 декабря 2018 года. Руководителем организации является Кузнецова А. А., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от 25 декабря 2018 года, зарегистрированная по адресу: <адрес изъят> (заявление по форме № РН0001, лист Е).

12 апреля 2016 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление) организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушения п.2 ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерстве)», так как организация не представила в Управление отчет о своей деятельности за 2015 год в срок, установленный законодательством Российской Федерации, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного закона по использованию имущества и расходованию средств организации; составе и содержанию благотворительных программ организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности организации, а также принятых мерах по устранению нарушений требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами в срок до 16 мая 2016 года.

Нарушения законодательства не устранены.

27 апреля 2016 года Управлением составлен протокол об административном правонарушении в отношении организации, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, выразившемся в непредставлении в государственный орган информации, предоставление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности. Постановлением мирового судьи судебного участка № 83 г. Саянска Иркутской области от 18 мая 2016 года организации назначено наказание в виде административного предупреждения.

17 апреля 2018 года Управлением организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушения п.2 ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», так как
организация не представила в Управление отчет о своей деятельности за 2017 год в срок
до 21 мая 2018 года. Нарушения законодательства не устранены.

23 августа 2018 года Управлением организации вынесено повторное письменное предупреждение об устранении нарушения п.2 ст.19 Федерального закона с 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в срок до 10 октября 2018 года. Нарушения законодательства не устранены.

Пунктом 3 ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлено, что благотворительные организации представляют ежегодный отчет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

24 декабря 2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (далее - Инспекция) в Управление было направлено письмо от 17 декабря 2018 года <номер изъят> о том, что организация более 12 месяцев не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность и не осуществляет операций по расчетном счету, то есть фактически не осуществляет свою деятельность.

Таким образом, организацией с 2012 года не соблюдаются нормы Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Кроме того, будучи благотворительной, организация в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" путем осуществления благотворительной деятельности обязана осуществлять цели, предусмотренные статьей 2 настоящего Закона.

В нарушение п.2 ст.19 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", обязывающей благотворительную организацию ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет, содержащий необходимые сведения, в частности, о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации, о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ), о содержании и результатах деятельности благотворительной организации, Общественной организацией о деятельности за 2015, 2016 и 2017 годы в Управление не представлялся.

Материалами дела достоверно подтверждается, что деятельность Общественной организации осуществлялась с многочисленными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации и собственного Устава.

Несмотря на применение федеральным органом государственной регистрации мер ответственности, Общественная организация не устранила в течение длительного периода времени в полном объеме выявленные нарушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Благотворительным фондом "Храм Благовещения" допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по своевременному устранению указанных нарушений организацией не предпринято, в связи с чем, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Благотворительному фонду "Храм Благовещения" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.

В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы от уплаты при подаче административного иска государственной пошлины освобождены.

При этом в соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

С учетом подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.62, 84, 291-294 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Благотворительному фонду "Храм Благовещения" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить полностью.

Ликвидировать Благотворительный фонд "Храм Благовещения" и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Благотворительного фонда "Храм Благовещения" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: Е.Н. Гущина