ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/20 от 10.12.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-117/2020

91OS0023-01-2020-000280-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2020 г. город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Терентьевой Н.А.,

при секретаре Чабаник Е.И.

с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Черноморского района Республики Крым о признании недействующим решения 6 сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 31 января 2020 г. № 46,

установил:

31 января 2020 г. решением 6 сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым II созыва № 46 было отменено решение 64 заседания Окунёвского сельского совета I созыва от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», в котором также решено уведомить Администрацию Черноморского района Республики Крым о досрочном прекращении действия соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым, по истечении 20 дней с момента уведомления, приступить к исполнению полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация Черноморского района Республики Крым обратилась с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным и отменить решение 6 сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым второго созыва от 31 января 2020 г. № 46 «Об отмене решения 64 заседания Окуневского сельского совета 1 созыва от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», признать незаконными действия Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым по одностороннему расторжению соглашения № 8 о передаче осуществления части полномочий Администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 24 марта 2015 г., выраженному в письме Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 3 февраля 2020 г. № 02-16/137 «О предоставлении информации».

Требования мотивированы тем, что 24 марта 2015 г. между Администрацией Черноморского района и Администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района заключено Соглашение № 8 (далее – Соглашение), согласно которому Администрация Окунёвского сельского поселения передает Администрации Черноморского района осуществление части полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Решением 6 сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым второго созыва от 31 января 2020 г. № 46 отменено решение 64 заседания Окунёвского сельского совета 1 созыва от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым». 3 февраля 2020 г. в адрес административного истца поступило письмо администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района от 3 февраля 2020 г. № 02-16/137, согласно которому они были уведомлены о досрочном прекращении действия соглашения. 5 февраля 2020г. Администрацией Черноморского района Республики Крым в адрес Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Окунёвского сельского совета направлено письмо об отказе в расторжении соглашения, а также с требованием в 10-дневный срок со дня получения письма привести правоотношения в части передачи осуществления части полномочий, предусмотренных соглашением, в первоначальное состояние. Полагают, что отмена решения 64 заседания Окунёвского сельского совета 1 созыва от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» нарушает установленную органами местного самоуправления процедуру расторжения соглашения, а односторонний отказ Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым является незаконным. Оспариваемое решение не содержит данных подтверждающих отмену муниципального нормативного правового акта ввиду выявления какого-либо противоречия действующему законодательству. Указывают, что решение 6 сессии Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым второго созыва от 31 января 2020 г. № 46 грубо нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании в письменном виде был представлен отказ главы Администрации Черноморского района Республики Крым от части требований по признанию незаконными действий Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым по одностороннему расторжению соглашения № 8 о передаче осуществления части полномочий Администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 24 марта 2015 г., выраженному в письме Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 3 февраля 2020 г. №02-16/137 «О предоставлении информации».

Определением Верховного Суда Республик Крым от 1 декабря 2020 г. в этой части было прекращено производство по делу.

В остальной части представитель административного истца по доверенности Умеров Э.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснил, что оспариваемое решение Окунёвского сельского совета является незаконным, оно нарушает права административного истца в части надлежащего осуществления полномочий в соответствии с решением Черноморского районного совета Республики Крым и соглашением, заключенным между Администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Администрацией Черноморского района Республики Крым. Оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку оснований для отмены нормативного правового акта не было. Согласно п. 7.2 соглашения о передаче осуществления части полномочий, если до истечения срока, указанного в настоящем пункте соглашения, ни одна из сторон не заявит об отказе от продления срока действия соглашения, оно считается продленным на следующий календарный год. За весь период ответчик не заявлял об отказе продления срока действия, не было заявлено претензий в части порядка, способа заключения и его исполнения. Они осуществляют возложенные на них обязанности в сфере имущественных и земельных отношений надлежащим образом.

Председатель Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым - глава Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Шконда А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на иск. Пояснил, что действия Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым являются законными, так как это было волеизъявление депутатского корпуса, местного населения, соглашение расторгалось в соответствии с нормами соглашения и действующего законодательства Российской Федерации. Решение о передаче части полномочий Администрации Черноморского района Республики Крым отменено, в связи с неисполнением Администрацией Черноморского района возложенных обязанностей. В соответствии с порядком, предусмотренным соглашением, расторжение соглашения возможно только в случае обоюдного согласия сторон. Обоюдное согласие не состоялось. Если сторонами не достигнуто согласие, расторжение соглашения осуществляется в судебном порядке. Указал, что при этом, они не должны обращаться в суд, если второй стороной не исполняются условия соглашения о передаче полномочий.

Представитель Черноморского районного совета Республики Крым в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 1 статьи 43 названного закона в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Аналогичные нормы закреплены в статье 4 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2).

В силу части 1 статьи 58 Устава Окунёвского сельского поселения в систему муниципальных правовых актов Поселения входят Устав Поселения, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты Совета Поселения; правовые акты главы Совета Поселения, Администрации Поселения, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом.

Устав Поселения и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан) являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных нормативных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Поселения (часть 2 статья 58 Устава).

Муниципальные правовые акты, принятые органом и должностными лицами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории Поселения (часть 3 статьи 58 Устава).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 4 Устава Окунёвского сельского поселения, в структуру органов местного самоуправления поселения входят:

- Представительный орган муниципального образования

- Совет Окунёвского сельского Поселения Черноморского района, официальное наименование: Окунёвский сельский совет Черноморского района Республики Крым; сокращенное официальное наименование - Окунёвский сельский совет (далее Совет Поселения).

- Глава муниципального образования

- Глава Совета Поселения, официальное наименование: Председатель Окунёвского сельского совета;

- Исполнительно - распорядительный орган муниципального образования – Администрация Окуневского сельского Поселения, официальное наименование: Администрация Окунёвского сельского Поселения Черноморского района Республики Крым.

В силу пункта 5 части 3 статьи 27 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу пункта 17 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в компетенции Совета Поселения находится также определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Поселения, в том числе порядка и условий его приватизации в соответствии с федеральными законами; определение перечня видов муниципального имущества, отчуждение которого осуществляется по согласованию или после утверждения Окуневским сельским советом.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 34 Устава предусматривает, что органы местного самоуправления Поселения вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Черноморского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Поселения в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 14 января 2015 г. Окунёвский сельский совет Черноморского района Республики Крым I созыва принял решение № 48 «О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» (далее решение от 14 января 2015 г. № 48) (т.3 л.д. 187-190).

Решениями от 3 апреля 2015 г. № 76, от 18 декабря 2015 г. № 155, в решение № 48 Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва от 14 января 2015 г. «О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» вносились изменения.

27 февраля 2015 г. на 10 заседании Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва принято решение № 65 «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым», с утвержденной в приложении № 1 формой.

На основании решения № 48 «О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» от 14 января 2015 г. и в соответствии с утвержденной формой соглашения о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Администрации Черноморского района Республики Крым, 24 марта 2015 г. Администрация Черноморского района Республики Крым и Администрация Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым заключили соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на период с момента подписания до 31 декабря 2015 г. ( далее Соглашение ) (т.4 л.д. 77-84).

Изучив содержание соглашения, установлено, что оно заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям, приведенным в части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно положениям пункта 1.2 названного Соглашения, Администрация поселения передала Администрации района осуществление части следующих полномочий:

1.2.1. Владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в части:

- предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;

- принятия правовых актов по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом (включая земельные участки), процедур и механизмов оформления сделок с ним, а также контроля за их исполнением;

- создания и обеспечения функционирования системы учета муниципального имущества (включая поведение инвентаризации объектов муниципальной собственности, ведение Реестра объектов муниципальной собственности, постановку на учет выявленного бесхозяйного и выморочного существа и др.) и контроля за его использованием;

- методического и правового обеспечения приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом (включая земельные участки) за счет средств местного бюджета;

- организации оценки муниципального имущества;

- согласования залога муниципального имущества;

- представления интересов собственника при приватизации муниципального имущества (в том числе жилья), передаче его в безвозмездное пользование, аренду, при решении вопросов о несостоятельности муниципальных предприятий, организаций, в других отношениях, связанных с управлением муниципальным имуществом (включая земельные участки);

- обеспечения защиты имущественных прав и интересов собственника при решении вопросов управления объектами муниципальной собственности (включая земельные участки);

- определение поставщиков (в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

- иные полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171 - ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- полномочия по подготовке и направлению в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключении земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; подготавливает проекты документов необходимых для проведения публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Администрация поселения имеет право приема заявлений от заинтересованных лиц в смене разрешенного использования и включении или исключении земельного участка в границы (за границы) населенного пункта, полномочие по согласованию заключения о возможности или невозможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка

- осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

- организация работы комиссии по выбору земельного участка для проектирования и строительства объекта.

- полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе представление интересов в суде и признание невостребованными земельных долей (паев).

20 марта 2015 г. Черноморским районным советом I созыва на 22 (внеочередном) заседании принято решение № 168 о принятии органами местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Черноморского района Республики Крым в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения на срок до 31 декабря 2015 г. (т.2 л.д. 60).

Решением № 321 от 25 сентября 2015 г. 41 заседания Черноморского районного совета Республики Крым I созыва были внесены изменения в решение № 168 Черноморского районного совета I созыва от 20 марта 2015г. с изложением в пункте 2 решения, указания на срок до 29 сентября 2019 г.

Дополнительным Соглашением № 1 от 25 сентября 2015 г. к соглашению о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым, пункт 6.1 изложен в новой редакции: «Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 29 сентября 2019 г. (включительно)».

Решением от 28 декабря 2015 г. № 395 53 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым I созыва были внесены изменения в решение № 168 Черноморского районного совета I созыва от 20 марта 2015 г. с изложением пункта 1 решения в новой редакции.

Решением 32 заседания Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва от 26 июля 2016 г. № 242 были внесены изменения в решение от 27 февраля 2015 г. № 65 принятого на 10 заседании Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым», которым пункты 1.1, 1.2 раздела 1 Соглашения изложены в новой редакции.

Дополнительным Соглашением № 2 от 23 сентября 2016 г. к соглашению о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым, подпункт пункты 1.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Соглашения изложены в новой редакции.

Дополнительным Соглашением № 3 от 7 апреля 2017 г. к соглашению о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым, подпункт пункты 1.1, 3.3, 3.5 Соглашения изложены в новой редакции.

8 декабря 2017 г. Окунёвским сельским советом I созыва принято решение № 394 «О внесении изменений в решение 9 заседания Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 14 января 2015г.№ 48 (в редакции от 3 апреля 2015 г. № 76, от 18 декабря 2015 г. №155) «О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», которым определено Администрации Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым заключить с Администрацией Черноморского района Республики Крым в срок до 31 декабря 2020 г. соглашение о передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым. Кроме того, указанным решением внесены изменения в решение 10 заседания Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва от 27 февраля 2015 г. № 65 «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым» с указанием на срок действия Соглашения до 31 декабря 2020 г..

Дополнительным Соглашением № 4 от 27 декабря 2017 г. к соглашению о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым, подпункт 6.1 пункта 6 изложен в новой редакции «Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2020 г. (включительно)», также внесены изменения в пункты 1.1, 3.3 Соглашения.

26 ноября 2018 г. на 64 заседании Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва принято решение № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», которым передано осуществление полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым по вопросу местного значения «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения» на период с 1 января 2019 г., признано утратившим силу с 1 января 2019 г. решение 9 заседания Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва от 14 января 2015 г. № 48 (в редакции от 3 апреля 2015 г. № 76, от 18 декабря 2015 г. № 155) «О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» (далее решение № 427).

Указанное решение № 427 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято в соответствии с Уставом муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.

Таким образом, в результате последовательного принятия органами местного самоуправления равных по юридической силе нормативных правовых актов, произошла замена одного нормативного правового документа другим, а именно, предыдущее решение от 14 января 2015 г. № 48 (в редакции от 3 апреля 2015 г. № 76, от 18 декабря 2015 г. № 155) «О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» было признано утратившим силу решением № 427, и данным решением переданы полномочия муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым.

При этом, Соглашение, заключенное на основании решения от 14 января 2015 г. № 48, не расторгалось и новое Соглашение на основании решения № 427 не заключалось.

Дополнительным Соглашением № 5 от 19 декабря 2018 г. к соглашению о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым, подпункт 6.1 пункта 6 Соглашения «Срок действия соглашения» изложен в следующей редакции «Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2021 г. (включительно)».

Дополнительным соглашением № 6 от 31 октября 2019 г. в пункты 1.1, 3.3, 3.5 внесены изменения, указанные пункты Соглашения изложены в новой редакции.

Решением 3-й сессии заседании Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым II созыва от 29 ноября 2019 г. № 22 «О внесении изменений в решение 64 заседания Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», внесены изменения, указывающие на период срока действия передачи полномочий с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г.

Решением 8 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета II созыва от 5 декабря 2019 г. № 80 были продлены сроки принятия полномочий до 31 декабря 2024 г.

Дополнительным Соглашением № 7 к соглашению о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым, подпункт 6.1 пункта 6 изложен в следующей редакции «Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2024 г. (включительно)».

В части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено правило, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменений перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Крым, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Республики Крым) (часть 1 статьи 66 Устава Окунёвского сельского поселения) (т.4 л.д. 1-48).

31 января 2020 г. на 6-й сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым II созыва принято решение № 46 которым было отменено решение 64 заседания Окунёвского сельского совета I созыва от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», в котором также определено уведомить Администрацию Черноморского района Республики Крым о досрочном прекращении действия соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым, по истечении 20 дней с момента уведомления, приступить к исполнению полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее решение № 46 от 31 января 2020 г.) (т. 3 л.д. 167-173).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, при этом решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 г. №739-О-О и от 22 марта 2012 г. № 486-О-О).

Исходя из содержания приведенной нормы закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону.

Таким образом, Окунёвский сельский совет Черноморского района Республики Крым вправе был в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

При этом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций. Реализация Окунёвским сельским советом Черноморского района Республики Крым предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, муниципальный орган должен доказать, что отмененный им нормативный акт принят с нарушением действующего законодательства, поскольку обратное означало бы возможность отмены правового акта по субъективным причинам.

Окунёвским сельским советом Черноморского района Республики Крым II созыва при вынесении оспариваемого решения не указана обоснованность необходимости отмены решения от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», в самом оспариваемом решении не приведены ссылки на нормы права, не были приведены ссылки на законодательные акты, которым не соответствовал отменяемый нормативный акт.

Довод административного ответчика о неэффективности исполнения переданных полномочий Администрацией Черноморского района Республики Крым не свидетельствует о соблюдении Порядка прекращения действия Соглашения и не является основанием в силу статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ для отмены решения Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым».

При этом, в судебном заседании установлено, что на момент принятия решения № 46 от 31 января 2020 г., действовали до 31 декабря 2024 г. Соглашение, решение № 65 «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрацией Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым» от 27 февраля 2015 г. принятое на 10 заседании Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва, решение № 168 от 20 марта 2015 г. Черноморского районного совета I созыва «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Черноморского района Республики Крым» (т.2 л.д. 60).

Основанием к принятию оспариваемого решения, как пояснил представитель ответчика, явилась неэффективность исполнения заключенного Соглашения.

В силу пункта 7.4 Соглашения, оно может быть досрочно прекращено по инициативе одной из Сторон в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения второй Стороной настоящего Соглашения, в том числе: нецелевого (неэффективного) расходования межбюджетных трансфертов, нарушения сроков предоставления отчетности об использовании межбюджетных трансфертов, неэффективного исполнения переданных полномочий.

Согласно пункту 7.5 Соглашения «Одна Сторона должна уведомить другую Сторону о желании досрочно прекратить действие Соглашения в письменной форме не менее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты прекращения действия Соглашения».

При этом, в судебном заседании установлено, уже после принятия оспариваемого решения, 3 февраля 2020 г. в адрес административного истца направлено письмо администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района от 3 февраля 2020 г. № 02-16/137, согласно которому они были уведомлены о досрочном прекращении действия соглашения в соответствии с пунктом 7.5 Соглашения.

Из материалов дела следует, что письмом от 4 февраля 2020 г. за №02-15/717 Администрация Черноморского района Республики Крым сообщила председателю Окуневского сельского поселения о том, что данным уведомлением нарушены пункты 7.2, 7.4 Соглашения, ввиду чего Администрация Черноморского района Республики Крым не дает согласия на расторжение Соглашения (т. 1 л.д. 19).

Судом установлено, что Соглашение было заключено в соответствии с Порядком заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым и органами местного самоуправления сельских поселений Черноморского района о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением № 122 Черноморского районного совета Республики Крым, принятом на 15 (внеочередном) заседании 15 января 2015 г. (с изменениям от 25 апреля 2019 г.) (далее Порядок).

В соответствии с пунктами 7.1, 7.3 раздела 7 Порядка, в случае неисполнения условий, Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из сторон. Уведомление о расторжении соглашения направляется в письменной форме. При наличии споров соглашение может быть расторгнуто в судебном порядке (т.2 л.д. 61, 63-69).

Согласно пункту 5.1 Соглашения все споры и разногласия, возникшие в ходе исполнения настоящего Соглашения (в том числе конфликты интересов поселения и района), разрешаются Сторонами путем переговоров и с использованием иных согласительных процедур.

Согласно пунктам 5.2, 5.3 Соглашения – по соглашению Сторон для урегулирования возникших разногласий может создаваться согласительная комиссия, включающая на паритетных началах представителей администрации поселения и администрации района. По решению администрации поселения и администрации района в состав комиссии могут включаться и иные лица. В случае, если возникший спор не разрешен с использованием согласительных процедур (не достигнуто согласованное решение), спор рассматривается в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

Таким образом, поскольку на момент вынесения решения от 31 января 2020 г., не истек срок действия Соглашения о передаче полномочий, не было направлено уведомление о досрочном прекращении Соглашения и не получено согласие на прекращение его действия, у административного ответчика отсутствовали полномочия, установленные статьей 48 Закона №131-ФЗ, на отмену решения от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым».

Довод административного ответчика о том, что ими была соблюдена процедура расторжения Соглашения и в соответствии с пунктом 7.5 Соглашения в адрес администрации Черноморского района Республики Крым было направлено уведомление о досрочном прекращении действия Соглашения, не имеет правового значения, поскольку указанное имело место после вынесения оспариваемого решения.

Кроме того, уведомление также не указывало на обстоятельства, ввиду которых Администрация Окуневского сельского поселения Черноморского района приняла решение о досрочном прекращении действия Соглашения.

Указывая на нарушение прав административного истца, администрацией Черноморского района Республики Крым были представлены доказательства реализации решения Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» в соответствии с Соглашением (т.4 л.д. 158-247, т.5 л.д. 1-116).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение 6 сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым II созыва от 31 января 2020 г. № 46 «Об отмене решения 64 заседания Окунёвского сельского совета 1 созыва от 26 ноября 2018 г. №472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым» противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем имеются основания для признания его недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, после отмены решения 64 заседания Окунёвского сельского совета 1 созыва от 26 ноября 2018 г. № 472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым», полномочия по решению вопросов местного значения поселения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляло Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.

Таким образом, определяя момент, с которого решение 6 сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым II созыва от 31 января 2020 г. № 46 должно быть признано недействующим, суд полагает, что поскольку оно применялось до вынесения судом решения и на его основании были переданы полномочия по решению вопросов местного значения поселения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Окунёвскому сельскому поселению Черноморского района Республики Крым, оно подлежит признанию недействующим, с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Администрации Черноморского района Республики Крым удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 6 сессии Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым II созыва от 31 января 2020 г. № 46 «Об отмене решения 64 заседания Окунёвского сельского совета 1 созыва от 26 ноября 2018 г. №472 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым».

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 24 декабря 2020 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Н.А. Терентьева