ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/2016 от 14.01.2016 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-117/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2016 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего АНПИЛОВОЙ Г.Л.

при секретаре РОДИОНОВЕ Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-117/2016 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области к ФИО1 ФИО4 о взыскании недоимки по налогу и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области (МИФНС России № 7 по Липецкой области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1. о взыскании недоимки по налогу и пени, указывая, что административный ответчик является плательщиком налогов и сборов и обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд. По состоянию на дату обращения в суд за ФИО1 числится задолженность по уплате налога в Пенсионный фонд РФ в размере ............. рублей, которая образовалась на ДД.ММ.ГГГГ и пени за несвоевременную уплату налогов в размере ............. копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени данная задолженность административным ответчиком не оплачена. В связи с истечением срока хранения предоставить суду копии требований об оплате указанной суммы и документ, подтверждающий его направление административному ответчику, не представляется возможным. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (главы КФК).

Просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогу в размере ............. рублей и пени в сумме ............. рубль ............. копеек.

К административному исковому заявлению приложено заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи административного заявлением, поскольку срок был пропущен в связи с большим объемом работы инспекции.

Представитель административного истца МИФНС России № 7 по Липецкой области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, согласно поступившему заявлению МИФНС России № 7 просит рассмотреть дело без участия представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Суд на основании статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России № 7 по Липецкой области.

Согласно статье 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщикиобязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу пунктов 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно пунктов 1,2 статьи 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

В соответствии с пунктами 1-4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (главы КФК).

Согласно информации налогового органа за ФИО1. числится задолженность по уплате налога в Пенсионный фонд РФ в размере ............. рублей, которая образовалась на ДД.ММ.ГГГГ и по уплате пени за несвоевременную уплату налогов в размере ............. рублей ............. копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, из акта инспекции ФНС России № 7 по Липецкой области №*** от ДД.ММ.ГГГГ следует, что документы временного срока хранения за 1998-2012 годы, в том числе копии требований о погашении недоимки, направленные физическим лицам, и реестры регистрации требований о погашении недоимки, направленные физическим лицам, подтверждающие направление должнику соответствующих требований, уничтожены.

При таких обстоятельствах достоверных доказательств, подтверждающих направление и получение административным ответчиком уведомления об уплате налога и требования, административным истцом не представлено, что не позволяет суду проверить расчет взыскиваемой суммы.

Таким образом, коль скоро обязанность уведомления плательщика о сумме пени и налога, периоде оплаты лежит на налоговой инспекции, а налоговая инспекция не предоставила доказательств надлежащего уведомления административного ответчика, тозаявленные исковые требования МИФНС России № 7 по Липецкой области к ФИО1. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, налоговый орган ссылается на большой объем работы.

Суд не принимает доводы налогового органа о большой загруженности в качестве уважительной причины и считает, что административным истцом не представлены доказательства, препятствовавшие обращению в суд с иском о взыскании задолженности по налогу в установленный срок, поскольку в течение значительного периода времени МИФНС, несмотря на статус государственного учреждения, обязанного выполнять функции по взысканию налогов, и наличие необходимого штата государственных служащих, в том числе профессиональных юристов, не приняло мер по обращению с иском в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

Принимая во внимание приведенные выше доводы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России № 7 по Липецкой области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области к ФИО1 ФИО5 о взыскании недоимки по налогу и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Л. АНПИЛОВА

Мотивированное решение изготовлено 15 января 2016 года.