№ 2а-117/2021
64RS0035-02-2021-000174-32
Решение
именем Российской Федерации
20 мая 2021 года р. п. Мокроус
Советский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Степановой О.В.,
с участием помощника судьи Гайсеновой И.М.,
помощника прокурора Мамонова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Федоровского района Саратовской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Калужского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия в установленный срок,
установил:
прокурор Федоровского района Саратовской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Калужского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, обязании административного ответчика поставить на учет в регистрирующем органе как бесхозяйное имущество - газопровод надземный стальной, диаметром 57 мм, протяженностью 820 м, расположенный в с. Калуга по ул. Молодежной от д.1 до д.15,отд.2 до д.16, указывая, что прокуратурой Федоровского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации и установлено, что на территории Калужского муниципального образования расположен газопровод надземный стальной диаметром 57 мм протяженностью 820 м., расположенный в с. Калуга по ул. Молодежная от д. № 1 до д. № 15, от д. № 2 до д. № 16, который используется для газоснабжения населения Калужского МО. Административный истец, имущество находится в ветхом состоянии и при этом используется для оказания коммунальных услуг населению. По мнению заявителя, отсутствие собственника, как лица, ответственного за данное имущество, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, в том числе, право на получение коммунальных услуг. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с указанным выше заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Федоровского района Мамонов А.С., поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал на признание предъявленных к нему требований, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Привлеченные к участию в процессе в качестве заинтересованных лиц: АО «Газпром газораспределение Саратов», АО «Корпорация развития Саратовской области», о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представили отзывы о рассмотрении дела в их отсутствие, одновременно, указали об отсутствии правопритязаний в отношении спорного имущества.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что прокуратурой Федоровского района Саратовской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации, в ходе которой установлено, что на территории Калужского муниципального образования расположен газопровод надземный стальной диаметром 57 мм протяженностью 820 м., расположенный в с. Калуга по ул. Молодежная от д. № 1 до д. № 15, от д. № 2 до д. № 16. Данный газопровод используется для газоснабжения населения Калужского муниципального образования.
В соответствии со сведениями, представленными Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, данные газопроводы не находятся в федеральной собственности.
Согласно данным, представленным Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, указанные объекты газоснабжения не являются государственной собственностью Саратовской области.
Согласно сведениям, представленным администрацией Федоровского муниципального района, указанные объекты газоснабжения не находятся в муниципальной собственности Федоровского муниципального района.
Согласно информации, представленной администрацией Калужского муниципального образования, вышеуказанные газопроводы на учет в качестве бесхозяйных в регистрирующем органе не поставлены.
По сведениями, представленным АО «Газпром газораспределение Саратовской области», АО «Корпорация развития Саратовской области», указанный газопровод в собственности названных обществ не находится.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 130 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 14 названного Закона, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с п.6 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от прав собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Аналогичные положения содержатся и в Порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5).
По смыслу приведенных правовых норм орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого бесхозяйного имущества, являются единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке такого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Таким образом, поскольку данные объекты газоснабжения находятся на территории Калужского муниципального образования, то субъектом, ответственным за подачу заявления об их постановке на учет в качестве бесхозяйных, является администрация Калужского муниципального образования. Поскольку данное имущество находится в ветхом состоянии и при этом используется для оказания коммунальных услуг населению Калужского муниципального образования, суд соглашается с мнением административного истца о том, что отсутствие собственника, как лица, ответственного за данное имущество, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, в том числе право на получение коммунальных услуг. При указанных обстоятельствах, с учетом фактов, установленных в судебном заседании, позиции административного ответчика, признавшего предъявленные требования, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 39, 175-180 КАС РФ,
решил:
административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Калужского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества в регистрирующем органе газопровода надземного стального, диаметром 57 мм, протяженностью 820 м, расположенный в с. Калуга по ул. Молодежной от д.1 до д.15,отд.2 до д.16, обязав администрацию Калужского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить указанный объект газопроводных сетей на учет как бесхозяйное имущество в регистрирующем органе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд.
Судья О. В. Степанова