Дело № 2а-117/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 31 мая 2021 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.Г.
при секретаре Селезневой О. В.,
c участием пом.прокурора Торопецкого района Пилипенко Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования Василевское сельское поселение Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Торопецкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ с административным иском к Совету депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности привести Устав Василевского сельского поселения Тверской области, принятый решением Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 10.04.2006 № 11 в соответствие с Федеральными законами от 24.04.2020 № 148-ФЗ; 31.12.2017 № 503-ФЗ; 03.07.2018 № 189-ФЗ; от 29.07.2018 № 244-ФЗ; от 27.12.2018 № 498-ФЗ (внести изменения), зарегистрировать Устав в установленном порядке.
Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения Советом депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Установлено, что Устав муниципального образования Василевское сельское поселение Торопецкого района Тверской области принят решением Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 10.04.2006 № 11 (далее – Устав), не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решениями Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 09.04.2007 № 4; 21.03.2008 № 6; 23.06.2008 № 17; 26.08.2008 № 22; 07.07.2009 № 9; 14.05.2010 № 5; 12.04.2011 № 4; 22.06.2012 № 7; 18.03.2014 № 1; 23.09.2015 № 31; 16.03.2018 № 63 в Устав внесены изменения.
Прокуратурой Торопецкого района 12.10.2020 в Совет депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области принесен протест на положения Устава, которые противоречат требованиям действующего законодательства, с требованием приведения Устава муниципального образования в соответствие.
Установлено, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 148-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем следующего содержания: «депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Статьей 1 Закона Тверской области от 23.07.2020 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» внесены изменения в закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно часть 1 статьи 9 изложена в следующей редакции: «на время участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, комитетов (комиссий), согласительных комиссий (рабочих групп), депутатских объединений (фракций), в депутатских слушаниях депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на основании официального уведомления представительного органа муниципального образования. Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящей частью и не может составлять в совокупности менее двух и более пяти рабочих дней в месяц».
В нарушение изложенных норм законодательства в Уставе муниципального образования сельского поселения данные изменения своего отражения не нашли, данные нормы отсутствуют.
Ответ о рассмотрении протеста в прокуратуру района поступил, однако до настоящего времени Устав в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведен.
Кроме того, в ходе дополнительной проверки установлено, что Федеральными законами от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 03.07.2018 № 189-ФЗ, от 29.07.2018 № 244-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».
В соответствии с п.20 ст.7 Устава к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пункт 20 ст.7 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2018 № 189-ФЗ «О внесении изменений в статью 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в часть 1 статьи 68 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ внесено изменение, заменено слово «закрытых» словом «непубличных».
В соответствии со ст.50 Устава, Совет депутатов Василевского сельского поселения может принимать решения об учреждении совместно с представительными органами других муниципальных образований межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью для совместного решения вопросов местного значения.
Статья 50 Устава подлежит приведению в соответствие с Федеральным законом от 03.07.2018 № 189-ФЗ.
Пунктом 1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: «17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Часть 1 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ и дополнению пунктом следующего содержания: «осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменены словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
В соответствии с п.13 ч.1 ст.8 Устава органы местного самоуправления поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории Василевского сельского поселения.
Пункт 13 ч.1 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ.
До настоящего времени указанные изменения в Устав не внесены.
Таким образом, неприведение Устава в соответствие с федеральным законодательством влечет нарушение права неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.
Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области незаконным в период с момента получения протеста прокурора до направления административного искового заявления в суд и обязать Совет депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области привести Устав Василевского сельского поселения Тверской области, принятый решением Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 13.04.2006 № 12 в соответствие с Федеральными законами от 24.04.2020 № 148-ФЗ; 31.12.2017 № 503-ФЗ; 03.07.2018 № 189-ФЗ; от 29.07.2018 № 244-ФЗ; от 27.12.2018 № 498-ФЗ (внести изменения), зарегистрировать Устав в установленном порядке.
В судебном заседании пом. прокурора Торопецкого района Тверской области административный иск поддержал, уточнил исковые требования, просит внести изменения в Устав муниципального образования Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области в срок до 31 декабря 2021 года.
Административный ответчик - представитель Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, представил заявление с ходатайством о рассмотрении данного административного искового заявления в отсутствие представителя административного ответчика, административный иск Прокурора Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав, признаёт в полном объёме.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, обладают в том числе, полномочиями принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п. 1 ч. 1 ст. 17); Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 46). Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев (ч.9 ст.44). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст.44).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Согласно ч.1 и 4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ “О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятые уставы муниципального образования, изменения к нему направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
В судебном заседании установлено, что Устав Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области не соответствует Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с изменениями, а именно:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 148-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем следующего содержания: «депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Статьей 1 Закона Тверской области от 23.07.2020 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» внесены изменения в закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно часть 1 статьи 9 изложена в следующей редакции: «на время участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, комитетов (комиссий), согласительных комиссий (рабочих групп), депутатских объединений (фракций), в депутатских слушаниях депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на основании официального уведомления представительного органа муниципального образования. Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящей частью и не может составлять в совокупности менее двух и более пяти рабочих дней в месяц».
Однако, в нарушение изложенных норм законодательства в Уставе муниципального образования сельского поселения данные изменения своего отражения не нашли, данные нормы отсутствуют.
Пунктом 1 ст.4 ФЗ от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 18 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изложением в следующей редакции: "18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;".
Федеральным законом от 03.07.2018 N 189-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесено в часть 1 статьи 68 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение, заменив слово "закрытых" словом "непубличных".
Пунктом 1 Федерального закона от 29.07.2018 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей" ч. 1 ст.14.1 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: "17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"."
Пунктом 1 ст.24 ФЗ от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ: в пункте 14 части 1 статьи 14.1 слова "мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих" заменены словами "деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими".
Таким образом, указанные изменения подлежат включению в Устав сельского поселения.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований федерального законодательства, Совет депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области без уважительных причин не совершил в установленный срок внесение изменений в Устав с целью его приведения в соответствие с изменениями требований федерального законодательства и, кроме того, не выполнил протест прокурора Торопецкого района Тверской области N 43а-2020 от 12.10.2020 об устранении тех же нарушений, на наличие которых указано в настоящем административном исковом заявлении.
На основании изложенного, суд признает обоснованными доводы административного истца о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие в связи с несвоевременным принятием изменений в Устав муниципального образования, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.
При таких обстоятельствах, с учетом признания административного иска, суд полагает административные исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов Василевского поселения Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования Василевское сельское поселение Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с подп.19 п.1 статьи 33336 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования Василевское сельское поселение Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав удовлетворить.
Признать бездействие Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области незаконным.
Обязать Совет депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области привести Устав Василевского сельского поселения Тверской области, принятый решением Совета депутатов Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 10.04.2006 № 11 в соответствие с Федеральными законами от 24.04.2020 № 148-ФЗ; 31.12.2017 № 503-ФЗ; 03.07.2018 № 189-ФЗ; от 29.07.2018 № 244-ФЗ; от 27.12.2018 № 498-ФЗ, (внести изменения), а именно:
- дополнить Устав в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 148-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем следующего содержания: «депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц»; в соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 23.07.2020 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» внесены изменения в закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно часть 1 статьи 9 изложена в следующей редакции: «на время участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, комитетов (комиссий), согласительных комиссий (рабочих групп), депутатских объединений (фракций), в депутатских слушаниях депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на основании официального уведомления представительного органа муниципального образования. Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящей частью и не может составлять в совокупности менее двух и более пяти рабочих дней в месяц»;
- п. 20 ст. 7 Устава изложить в следующей редакции: «20) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов»;
- в ст. 50 Устава заменить слово «закрытых» словом «непубличных»;
- ч. 1 ст. 8 Устава дополнить пунктом следующего содержания: «осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- в п. 13 ч. 1 ст. 8 Устава слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменить словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
Внести изменения в Устав муниципального образования Василевского сельского поселения Торопецкого района Тверской области да 31 декабря 2021 года
Зарегистрировать Устав муниципального образования Василевское сельское поселение Торопецкого района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июня 2021 года
Председательствующий : Е.Г. Павлова
Дело № 2а-117/2021