ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/2022 от 12.07.2022 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Административное дело ###а-117/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 12 июля 2022 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Байыр-оол А.Е., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Кендиван Б.В., представителя административного ответчика Ховалыга А.П., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва по обеспечению оконечными средствами оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района, обязании устранить нарушения федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем обеспечения оконечными средствами оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, указывая на то, что прокуратурой Чаа-Хольского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которых
выявлены нарушения в части необеспечения готовности муниципальных систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) в статье 11 устанавливает, что органы местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. В соответствии с п.2 ст.10 Закона Республики Тыва от 27.08.1996 г. № 578 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самуправления самостоятельно осуществляют осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. В силу ст.1 Закона № 68-ФЗ оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Согласно п.п. 1 гг 1 ст. 15 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии со ст.13 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 г., одним из основных задач муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, где при оповещении населения также доводятся правила поведения населения и мероприятия по защите. В этих целях органы местного самоуправления создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Проверкой установлено, что муниципальная система оповещения населения на территории Чаа-Хольского района не может оповещать население муниципального образования, в связи с отсутствием оконечных средств оповещения на территориях населенных пунктов кожууна. Отсутствием оконечных средств оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района является незаконным и нарушает право граждан на своевременное получение сигналов оповещения и (или) экстренной информации. В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения затрагивают интересы граждан, проживающих и не проживающих на территории района, идентифицировать которых невозможно, следовательно, затрагивают интересы неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.39, 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва по обеспечению оконечными средствами оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района и обязать администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем обеспечения оконечными средствами оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Чаа-Хольского района РТ Кендиван Б.Ш. административное исковое заявление по указанным в нем основаниям поддержала полностью.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» Ховалыг А.П. по административным исковым требованиям не возражал, указывая на то, что в настоящее время в администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва имеется звуковая сирена СО-120, предназначенная для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которая обеспечивает передачу звукового сигнала на расстояние 1500 метров. Кроме этого, решением Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ за ###, Администрации Чаа-Хольского кожууна переданы только полномочия администрации сумона Чаа-Хольский в связи с его ликвидацией, а полномочия других населенных пунктов Администрации кожууна не передавались, следовательно, в обязанности Администрации кожууна не входят полномочия по обеспечению оконечными средствами оповещения других населенных пунктов. Кроме этого, Администрацией Чаа-Хольского кожууна в декабре 2021 года заключены соглашения с представителями сотовых операторов «Теле 2» (Т2 Мобайл) и ПАО «МТС», которыми регулируется взаимодействие по рассылке СМС-сообщений на абонентские устройства граждан экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме этого, с МБУК «Дом культуры Чаа-Хольского кожууна РТ» заключен договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в целях оповещения населения Администрации Чаа-Хольского кожууна РТ во временное пользование передается звуковая аппаратура: микрофон, микшерная панель, акустическая система, усилитель.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. председателя администрации Чаа-Хольского района Республик Тыва ППП и.о. прокурора района внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Из ответа председателя администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Баз-оола Р.К. от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оконечное оборудование муниципальной системы оповещение в Чаа-Хольском районе отсуствует. В связи с нехваткой финансовых средств на приобретение оконечного оборудования для муниципальной системы оповещения администрацией Чаа-Хольского кожууна готовится обращение в Минфин Республики Тыва о выделении бюджетных ассигнований на приобретение оборудования муниципальной системы оповещения согласно представленной со Службой ГО и ЧС проектно-сметной документации. Принято постановление администрации Чаа-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ### «О внесении изменений в постановление администрации Чаа-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов и запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий по гражданской обороне на территории муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва»». Для обеспечения товарами первой необходимости населения кожууна и эвакуированных граждан из других мест проживания при возникновении чрезвычайной ситуации администрацией Чаа-Хольского кожууна заключено соглашение между индивидуальным предпринимателем ООО магазин «Олчей», для обеспечения медицинскими средствами при чрезвычайной ситуации и гражданской обороны заключено соглашение с индивидуальным предпринимателем ЧЧЧ, а также заключен договор для поставки ГСМ с индивидуальным предпринимателем РРР Администрацией Чаа-Хольского кожууна планируется заключить договор по поставке строительных материалов с магазином «Урбун».

Из ответа начальника Главного управления МЧС России по Республике Тыва ААА от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ ИВ-241-583 следует, что на сегодня действующая муниципальная система оповещения населения на территории Чаа-Хольского кожууна не может оповещать население муниципального образования. Причина-отсутствие оконечных средств оповещения на территориях населенных пунктов кожууна. В целях принятия необходимых мер в отношении должностных лиц Чаа-Хольского кожууна информирую, что исполнение действующего законодательства в части обеспечения 100% охвата населения оповещением на территории муниципального района «Чаа-Хольский кожуун» не реализовано.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ по данной категории дел установлен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.5 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В соответствии с ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку бездействие администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва является длящимся и не связано с моментом принятия мер реагирования со стороны прокуратуры Чаа-Хольского района Республики Тыва, и оно не было прекращено ни на момент предъявления иска, ни на момент рассмотрения дела судом, срок обращения в суд с административным иском суд считает соблюденным.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с пп. «а,б,в,г,д,м» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

В соотвтетствии с пп.7 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии со ст.2,3 Приказа МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 N 60567) Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В соотвтетствии со ст.13 Приказа МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Таким образом, доводы административного искового заявления нашли свое подтверждение представленными суду доказательствами, а также основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению, поскольку указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку отсутствие оконечных средств оповещения населения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района нарушает право граждан на своевременное получение сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

Доводы представителя административного ответчика Ховалыга А.П. о том, что в настоящее время в администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва имеется звуковая сирена СО-120, предназначенная для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которая обеспечивает передачу звукового сигнала на расстояние 1500 метров, суд считает необоснованными, поскольку они опровергаются тем, что звуковая сирена СО-120 не является оконечным средством оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку звуковая сирена СО-120 представляет сбой переносной прибор, издающий однотонный сигнал приводимый в действие механическим способом. Отсутствие оконечных средств оповещения в Чаа-Хольском кожууне, подтверждается ответом начальника Главного управления МЧС России по Республике Тыва ААА от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что на сегодня действующая муниципальная система оповещения населения на территории Чаа-Хольского кожууна не может оповещать население муниципального образования по причине отсутствия оконечных средств оповещения на территориях населенных пунктов кожууна.

Доводы представителя административного ответчика Ховалыга А.П. о том, что решением Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна от 30 апреля 2013 года за № 45, Администрации Чаа-Хольского кожууна переданы только полномочия администрации сумона Чаа-Хольский в связи с его ликвидацией, а полномочия других населенных пунктов Администрации кожууна не передавались, следовательно, в обязанности Администрации кожууна не входят полномочия по обеспечению оконечными средствами оповещения других населенных пунктов, суд считает необоснованными, поскольку они опровергаются тем, что согласно п.п.1 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, следовательно, полномочия по обеспечению оконечными средствами оповещения других населенных пунктов является обязанностью Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва».

Доводы представителя административного ответчика Ховалыга А.П. о том, что Администрацией Чаа-Хольского кожууна в декабре 2021 года заключены соглашения с представителями сотовых операторов «Теле 2» (Т2 Мобайл) и ПАО «МТС», которыми регулируется взаимодействие по рассылке СМС-сообщений на абонентские устройства граждан экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме этого, с МБУК «Дом культуры Чаа-Хольского кожууна РТ» заключен договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в целях оповещения населения Администрации Чаа-Хольского кожууна РТ во временное пользование передается звуковая аппаратура: микрофон, микшерная панель, акустическая система, усилитель, суд считает необоснованными, поскольку они опровергаются тем, что взаимодействие Администрации кожууна и Мобильных операторов сотовой связи по рассылке СМС-сообщений на абонентские устройства граждан экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, а также звуковая аппаратура Дома культуры района, не являются оконечными средствами оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствие оконечных средств оповещения в Чаа-Хольском кожууне, подтверждается ответом начальника Главного управления МЧС России по Республике Тыва ААА от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что на сегодня действующая муниципальная система оповещения населения на территории Чаа-Хольского кожууна не может оповещать население муниципального образования по причине отсутствия оконечных средств оповещения на территориях населенных пунктов кожууна.

В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Администрация Чаа-Хольского района Республики Тыва освобождена от уплаты государственной пошлины.

Суд считает, что срок, на который представитель истца просит устранить нарушения законодательства в сфере жилищного законодательства, то есть в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является достаточным.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: сведения о необходимости сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва по по обеспечению оконечными средствами оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района незаконным и обязать устранить нарушения федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем обеспечения оконечными средствами оповещения на территориях населенных пунктов Чаа-Хольского района в течение 3 (три) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, обязать Администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва сообщить об исполнении решения суда в Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва и прокурору Чаа-Хольского района Республики Тыва по истечении 3 (три) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2022 года.

Председательствующий Монгуш К.К.