ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/2023 от 12.10.2023 Любимского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-117/2023

УИД 76RS0001-01-2023-000144-57

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2023 года г. Любим Любимский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Рябкова А.В.

при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.

с участием прокурора Рокотянской О.А.

представителя административного ответчика – Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области Записецкого Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства и природопользования Ярославской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности подготовить проекты решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения и об установлении их границ,

у с т а н о в и л:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с учетом последующих уточнений с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства и природопользования Ярославской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности подготовить проекты решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения и об установлении их границ.

В обоснование требований указано, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, в ходе которой установлено, что Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области ненадлежащим образом осуществляется реализация полномочий в данной сфере.

В силу ст. 6. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону, особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории (ч. 10).

Решения об установлении, изменении, прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий охранных зон принимаются в отношении памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшею исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. б ч. 11).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 27 Федерального закона № 33-ФЗ).

Памятники природы «Болото Ермаково», «Сосновый бор», «Болото Соколено в бассейне р. Никши», «Болото в истоке рек Пенаус и Руша», «Урочище Чёрное болото», «Болото Илькинское», «Долина р. Костромы (Перья - Лукинка)», «Озеро в истоке р. Прости», «Озеро Савиново», «Долина р. Костромы (Исады - Костромские разливы)», «Долина р. Обноры (Любим - Романцево)», «Сосновый бор Отрадный», «Парк дер. Соболева», «Парк с. Чурилова», «Городской парк г. Любима» функционируют в соответствии с постановлением Правительства области от 01.07.2010 № 460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области». Режим особой охраны памятника природы регионального значения утвержден постановлением Правительства области от 02.11.2017 № 823-п «Об утверждении режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области».

Границы указанных памятников природы в соответствии с законодательством Российской Федерации внесены в ЕГРН с присвоением учетных номеров.

Согласно положениям части 2 статьи 1, части 4 статьи 5, пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах особо охраняемых природных территорий признаются достоверными и систематизированными. Такие сведения являются актуальными и обязательными для всех третьих лиц.

Таким образом, с момента внесения в ЕГРН сведений о границах указанных памятников природы регионального значения соответствующие сведения объективно подтверждают доводы административного искового заявления прокурора о необходимости создания для указанных памятников природы охранных зон с установлением их границ

Памятники природы «Озеро в истоке р.Прости», «Озеро Савиново», «Долина р. Костромы (Исады -Костромские разливы)» расположены в границах государственного природного заказника «Сотинский». В соответствии с п. 20 Правил создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138, охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Вместе с тем, конфигурация памятника природы «Долина р. Костромы (Исады - Костромские разливы)» позволяет создать охранную зону, не пересекая границы государственного природного заказника «Сотинский».

Статьей 12 Закона Ярославской области от 28.12.2015 № 112-3 «Об особе охраняемых природных территориях Ярославской области» устанавливается, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются Губернатором Ярославской области в порядке, установленном федеральным законодательством. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

В соответствии с Положением о министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области, утвержденное постановлением Правительства Ярославской области от 18.08.2023 № 792-п Министерство является исполнительным органом Ярославской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому и межотраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию, а также по координации взаимодействия с исполнительными органами Ярославской в сфере лесных отношений и охраны окружающей среды, в том числе в области организации создания и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области в соответствии с п. 3.1.9.4 Положения подготавливает проекты решений:

-об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон на земельных участках и водных объектах, прилегающих к природным паркам и памятникам природы регионального значения;

-об установлении и изменении режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и ограничений использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон.

Кроме того, как следует из Правил создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138, сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Так, ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ устанавливает, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

В реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны;

В силу положений ч. 1 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов об установлении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использовании территорий.

Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.

Порядок устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе, площадь охранной зоны ООПТ (га) (указывается площадь охранной зоны ООПТ в целом и в пределах каждой единицы АТО (для ООПТ кластерного типа - для каждого кластерного участка).

Вместе с тем, данная работа Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области не проведена, установлено, что в нарушение указанных норм, у памятников природы «Болото Ермаково», «Сосновый бор», «Болото Соколено в бассейне р. Никши», «Болото в истоке рек Пенаус и Руша», «Урочище Чёрное болото», «Болото Илькинское», «Долина р. Костромы (Перья - Лукинка)», «Долина р. Обноры (Любим - Романцево)», «Сосновый бор Отрадный», «Парк дер. Соболева», «Парк с. Чурилова», «Городской парк г. Любима», «Долина р. Костромы (Исады -Костромские разливы)» охранные зона не определены, сведения о границах данных зон в государственном кадастре недвижимости отсутствует.

По данному факту прокуратурой в адрес Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области внесено представление (правопредшественник Министерства), однако до настоящего времени действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято.

Отсутствие охранных зон и сведений в едином государственном реестре недвижимости о их границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемые природные территории.

Положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № -406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие, что особо охраняемые сродные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ, не освобождают административного ответчика от исполнения обязанности по подготовке и правлению в Правительство Ярославской области предложений о создании охранных зон и установлении их границ в отношении памятников природы Ярославской области, а констатируют возможность сохранения границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами сетного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ, в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 года и продолжающих быть таковыми после этой даты. (Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 г. № 88а-757/2023 (88а-27477/2022).

Так, в силу положений Федерального закона № 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектов создаются охранные зоны. Аналогичная правовая позиция изложена в кассационных определениях Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 г. по делу № 88а-757/2023 (88а-27477/2022), Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 г. по делу N 88а-18209/2022, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2020 г. по делу N 88а-15181/2020г.

Согласно части 16 статьи 26 Федерального № 342-ФЗ до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 163 настоящей статьи.

В настоящее время действует Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон». Следовательно, до 1 января 2025 года применяется указанный порядок.

Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» до 1 июля 2020 года.

Исходя из вышеприведенных норм, в системе действующего правового регулирования предусмотрена обязанность по установлению охранных зон в отношении особо охраняемых памятников природы регионального значения, включающих поэтапную деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, результатом которого служит принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения, подлежащего утверждению руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ охранных зон особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование особо охраняем природной территории.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Исходя из положения преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Таким образом, непринятие мер со стороны Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, выразившееся в неподготовке проектов решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территориях регионального значения, расположенных в границах Любимского района Ярославской области, а именно памятников природы: «Болото Ермаково», «Сосновый бор», «Болото Соколено в бассейне р. Никши», «Болото в истоке рек Пенаус и Руша», «Урочище Чёрное болото», «Болото Илькинское», «Долина р. Костромы (Перья - Лукинка)», «Долина р. Обноры (Любим - Романцево)», «Сосновый бор Отрадный», «Парк дер. Соболева», «Парк с. Чурилова», «Городской парк г. Любима», «Долина р. Костромы (Исады - Костромские разливы)» и об установлении их границ и возложить на Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить проекты решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Болото Ермаково», «Сосновый бор», «Болото Соколено в бассейне р. Никши», «Болото в истоке рек Пенаус и Руша», «Урочище Чёрное болото», «Болото Илькинское», «Долина р. Костромы (Перья - Лукинка)», «Долина р. Обноры (Любим - Романцево)», «Сосновый бор Отрадный», «Парк дер. Соболева», «Парк с. Чурилова», «Городской парк г. Любима», «Долина р. Костромы (Исады костромские разливы)» и об установлении их границ, и передать их в Правительство Ярославской области.

В судебном заседании прокурором уточненные исковые требования поддержаны в полном объеме, указано о возможности установления срока исполнения решения до 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебное заседании не явились представители заинтересованных лиц Правительства Ярославской области, Филиала ППК «Роскадастр» по ЯО, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, извещены надлежаще, предоставлены письменные отзывы на требования прокурора, судом с согласия участвующих в деле лиц определено о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Представитель административного ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования не признал. Не оспаривая обязанность ответчика по подготовке проектов решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в границах Любимского района Ярославской области, приведенных прокурором в иске, указывает на то, что ответчик не бездействует в данном вопросе. В прямой зависимости от финансирования на данные цели, явно не достаточного, ответчиком проводится постоянная соответствующая работа по созданию охранных зон на территории всей области. Для совершения действий, необходимых для создания проектов решений в отношении спорных объектов требуется дополнительное финансирование в т.ч. на проведение ряда работ - исследований, кадастровых работ, работ по переводу объектов в иные категории, соответствующих согласований в т.ч. границ в части сопряжения с границами заповедника в районе д. Исады Любимского района и т.п., которое не может быть получено в ближайшее время, т.о. предлагаемые прокурором сроки явно не достаточны. Полагает, что фактически прокурор вмешивается в деятельность ответчика, который сам определяет порядок, сроки исполнения обязанностей в данной сфере с учетом того, что законодательно установлен срок создания границ зон не позднее 01.01.2028, полагая требования прокурора преждевременными. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав участников, изучив письменные материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в, д» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования и охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

В силу п. 4 ст.95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п.п.1 и 2 ст. 58, п.п. 1 и 2 ст. 59 Закона «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством РФ.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со статьей 25 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на. государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством. РФ, Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

В силу пп «б» п. 11 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Ярославской области от 28 декабря 2015 г. № 112-3 «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» Губернатор области принимает решение о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.

Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г, № 138.

Правила создания охранных зон определяют высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченное на принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения и об установлении их границ (пункт 19); процедуру принятия (пункты 21 - 25).

Ст. 12 Закона Ярославской области от 28 декабря 2015 г, №112-з «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» предписано, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются Губернатором Ярославской области в порядке, установленном федеральным законодательством, Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлений охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон; решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),

В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ,

В соответствии с Положением о министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области, утвержденное постановлением Правительства Ярославской области от 18.08.2023 № 792-п Министерство является исполнительным органом Ярославской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому и межотраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию, а также по координации взаимодействия с исполнительными органами Ярославской в сфере лесных отношений и охраны окружающей среды, в том числе в области организации создания и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области в соответствии с п. 3.1.9.4 Положения подготавливает проекты решений:

-об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон на земельных участках и водных объектах, прилегающих к природным паркам и памятникам природы регионального значения;

-об установлении и изменении режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и ограничений использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон.

В силу положений Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилагающих к ним земельных участках и водных объектов создаются охранные зоны.

Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 201.8 к №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 г., должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» до 1 июля 2020 г.

Т.о. данными нормами предусмотрена обязанность по установлению охранных зон в отношении особо охраняемых памятников природы регионального значения, включающих поэтапную деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, результатом которого служит принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения, подлежащего утверждению руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

Судом установлено и из материалов дела следует, что Памятники природы «Болото Ермаково», «Сосновый бор», «Болото Соколено в бассейне р. Никши», «Болото в истоке рек Пенаус и Руша», «Урочище Чёрное болото», «Болото Илькинское», «Долина р. Костромы (Перья - Лукинка)», «Озеро в истоке р. Прости», «Озеро Савиново», «Долина р. Костромы (Исады - Костромские разливы)», «Долина р. Обноры (Любим - Романцево)», «Сосновый бор Отрадный», «Парк дер. Соболева», «Парк с. Чурилова», «Городской парк г. Любима» функционируют в соответствии с постановлением Правительства области от 01.07.2010 № 460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области». Режим особой охраны памятника природы регионального значения утвержден постановлением Правительства области от 02.11.2017 № 823-п «Об утверждении режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области».

Границы указанных памятников природы в соответствии с законодательством Российской Федерации внесены в ЕГРН с присвоением учетных номеров.

Административным истцом в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства выявлены нарушения в части бездействия ответчика по образованию охранных зон. По данному факту прокуратурой в адрес Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (правопредшественника ответчика) внесено представление, однако до настоящего времени действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято.

По результатам рассмотрения указанного представления письмом от 14 декабря 2022 г. прокурору сообщено, что для установления охранных зон с определением их границ требуется привлечение дополнительных бюджетных средств, о чем направлено письмо в Департамент финансов Ярославской области, также необходимо привлечение компетентных специалистов для проведения научно-исследовательских и кадастровых работ с целью проведения комплексного обследования и необходимости корректировки границ памятников природы,

Доказательств установления охранных зон в отношении указанных прокурором в уточненном иске памятников природы Ярославской области ответчиком в материалы дела не предоставлено.

Каких-либо действий по разрешению спорной ситуации правопредшественником ответчика длительный период не предпринималось, хотя до 1 января 2020 г. все положения об особо охраняемых природных территориях должны были быть приведены в соответствие с требованием закона - частью 5 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» до 1 июля 2020 года.

Данные требования были обязательны к исполнению как для предшественника, так и в настоящее время для правопреемника ответчика, котором в полном объеме в данной части перешли обязанности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в не подготовке и не направлении в Правительство Ярославской области проектов решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Любимского района города ЯО, указанным прокурором в иске, то суд приходит к выводу о незаконности данного бездействия и о необходимости возложения на ответчика соответствующих обязанностей по устранению выявленных нарушений.

Сами по себе доводы ответчика о недостатке финансирования не имеют значения для существа спора, но имеют значение для установления срока исполнения обязанности. Довод ответчика о том, что у него имеется срок до 01.01.2028 основан на неверном понимании закона в данной части. Данный срок предписан для установления границ охранных зон, а не для составления рпоектов.

С учетом недостатка финансирования, необходимости осуществления комплекса работ на основе государственных контрактов, что предполагает длительный период их подготовки и заключения, учитывая позицию сторон, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения обязанности по подготовке проектов решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы на территории Любимского района ЯО и об установлении их границ, и передаче их в Правительство Ярославской области в 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства и природопользования Ярославской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности подготовить проекты решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения и об установлении их границ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, выразившееся в неподготовке проектов решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территориях регионального значения, расположенных в границах Любимского района Ярославской области, а именно памятников природы: «Болото Ермаково», «Сосновый бор», «Болото Соколено в бассейне р. Никши», «Болото в истоке рек Пенаус и Руша», «Урочище Чёрное болото», «Болото Илькинское», «Долина р. Костромы (Перья - Лукинка)», «Долина р. Обноры (Любим - Романцево)», «Сосновый бор Отрадный», «Парк дер. Соболева», «Парк с. Чурилова», «Городской парк г. Любима», «Долина р. Костромы (Исады - Костромские разливы)» и об установлении их границ.

Возложить на Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить проекты решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Болото Ермаково», «Сосновый бор», «Болото Соколено в бассейне р. Никши», Болото в истоке рек Пенаус и Руша», «Урочище Чёрное болото», «Болото Илькинское», «Долина р. Костромы (Перья - Лукинка)», «Долина р. Обноры (Любим - Романцево)», «Сосновый бор Отрадный», «Парк дер. Соболева», «Парк с. Чурилова», «Городской парк г. Любима», «Долина р. Костромы (Исады костромские разливы)» и об установлении их границ, и передать их в Правительство Ярославской области.

Указать ответчику на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и прокурору в срок 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд сторонами в апелляционном порядке через Любимский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Рябков А.В.

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2023.