ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1180/20 от 12.03.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2020 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Болотникове И.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о признании недействительным решения о дате постановки на налоговый учет,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области, указав, что решением налогового органа он был поставлен на налоговый учет в качестве занимающегося частной практикой оценщика ДД.ММ.ГГГГ, тогда как запись в ЕГР налогоплательщиков налоговым органом внесена ДД.ММ.ГГГГ. С постановкой на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГФИО1 не согласен, поскольку сведения об его деятельности должны были поступить в налоговый орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ, на учет он должен был быть поставлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Налоговый орган признал, что запись в ЕГР налогоплательщиков была внесена ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ранее записи в ЕГРН не было. ФИО1 была подана жалоба в связи с направлением в его адрес требований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, которая решением от ДД.ММ.ГГГГ была оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о постановке на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГ, признать датой постановки на налоговый учет в качестве оценщика ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец поддержал доводы административного искового заявления, по всем изложенным в нем основаниям. Дополнил их, пояснив суду, что его не согласие с решением налогового органа обусловлено тем, что на учет в Пенсионном фонде РФ он был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, тогда как налоговый орган поставил его на учет ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из реестра оценщиков и снят с налогового учета, а в августе 2018 года ему пришли уведомления об оплате страховых взносов за 2017,2018 года. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая по доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что дата регистрации ФИО1 как оценщика в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков - ДД.ММ.ГГГГ. Указанная информация была получена налоговым органом от уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, ДД.ММ.ГГГГ, и на основании этой информации налоговый орган своевременно, в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, осуществил постановку его на учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Дата снятия ФИО1 как оценщика в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков - ДД.ММ.ГГГГ. Данная информация была получена налоговым органом от уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении административного иска просит отказать.

Определением Центрального райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное).

Заинтересованное лицо о дне слушания дело извещено, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на административного исковое заявление видно, что заинтересованное лицо иск не признает, поскольку 03.08.2018г. ФИО1 был зарегистрирован в системе пенсионного фонда. Датой постановки на учет в налоговом органе согласно сведениям ИФНС является ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении иска просит отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно ч.4.1 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Согласно ст.84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить): арбитражному управляющему, занимающимся частной практикой оценщику и патентному поверенному, медиатору - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве соответственно арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

В целях реализации указанных норм утвержден приказ ФНС России от 10.10.2017 № ММВ- 7-14/795 @ "Об утверждении форм и форматов представления сведений о членах саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов саморегулируемых организаций, патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме" в утвержденной форме и формате присутствует тип информации о наличии (отсутствии) в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Согласно ст.4 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 являлся оценщиком, и, соответственно, плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН ФИО1 был включен в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков - ДД.ММ.ГГГГ. Указанная информация была получена налоговым органом от уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, ДД.ММ.ГГГГ, и на основании этой информации Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области поставила ФИО1 качестве оценщика, занимающегося частной практикой, с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был исключен как оценщик из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков в связи с прекращением оценочной деятельности - ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса оценщики, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, фактически не осуществляющих оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса).

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика (т.е. в данном конкретном случае с ДД.ММ.ГГГГ) и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим в адрес ФИО1 были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам за 2017,2018 г.г.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была подана жалоба в УФНС России по Самарской области на требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам за 2017,2018 г.г., в которой он указывает, что не является индивидуальным предпринимателем, не занимается частной практикой в качестве оценщика, в связи с чем просит отменить требования.

Решением заместителя руководителя УФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

Обращаясь с настоящим административным иском ФИО1 указал на то, что запись в ЕГРН налоговым органом была внесена ДД.ММ.ГГГГ, следовательно эта дата является датой постановки на налоговый учет. ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление о постановке его на учет в пенсионном Фонде РФ ДД.ММ.ГГГГ, следовательно у него не могла возникнуть задолженность по страховым взносам за 2017,2018 г.г.

Суд отклоняет данные доводы, поскольку они основаны на неверном толковании норма материального права. Как следует из пояснений представителя административного ответчика ФИО1 в качестве оценщика в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Указанная информация была получена налоговым органом от уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, ДД.ММ.ГГГГ, и на основании этой информации налоговый орган своевременно, в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, осуществил постановку его на учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой с ДД.ММ.ГГГГ. На основании сведений, поступившим из налогового органа в Пенсионный Фонд Российской Федерации в рамках электронного документооборота в августе 2018 года датой регистрации ФИО1 в ПФР в качестве физического лица, занимающегося частной практикой, является ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, судом установлено, что датой постановки ФИО1 как оценщика в ЕГРН является ДД.ММ.ГГГГ, при этом дата внесения налоговым органом сведений в ЕГРН не может рассматриваться в качестве даты регистрации в качестве оценщика, поскольку налоговый орган осуществляет функцию постановки на налоговый учет, а не регистрацию оценщика, так как это осуществляется саморегулируемой организацией оценщиков.

Исходя из положений статьи 24 Федерального закона N 135-ФЗ членство в саморегулируемой организации оценщиков прекращается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков, в том числе на основании заявления оценщика о выходе из членов саморегулируемой организации оценщиков.

При этом саморегулируемая организация оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения о прекращении членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, обязана направить копию такого решения уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков.

Таким образом, поскольку заявление в саморегулируемую организацию оценщиков о выходе из состава ее членов административным истцом не подавалось, членство ФИО1 в саморегулируемой организации оценщиков не прекращалось и до момента исключения из реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков (ДД.ММ.ГГГГ) сохранялся статус оценщика.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное суд не находит оснований для признания решения о дате постановке на налоговый учет недействительным.

Руководствуясь ст.ст. 226, 227, 177-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о признании недействительными решения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Соболева Ж.В.