ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1180/20 от 26.01.2021 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-83/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 января 2021 года Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Пекарининой И.А.

при секретаре: Соловей Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Пархоменко ФИО8, Калюжного ФИО8 к государственному регистратору Перевозчиковой Юлии Валерьевне, Государственному регистратору Щеповой Н.В., Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, признании незаконным и отмене решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по снятию объекта недвижимости с кадастрового учета, обязании к совершению определенных действий, обязании снять объект недвижимости с кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель административных истцов, действующий в их интересах по доверенности, просит суд признать незаконным и отменить решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объектнедвижимости - земельный участок, площадью 600 кв.м., кадастровыйномер ФИО8 расположенного по адресу: ФИО8, изложенного в сообщении Управление государственнойрегистрации права и кадастра Севастополя от 10.03.2020 г. № ФИО8, признать незаконным и отменить решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости - жилой дом, площадью 14,3 кв.м., кадастровый номер ФИО8 расположенного по адресу: ФИО8. изложенного в сообщении Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 10.03.2020 г. № ФИО8 Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Пархоменко В.Н., Калюжного П.В. о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, и сообщить об исполнении в суд и административным истцам в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Признать незаконным и отменить решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по снятию с кадастрового учета объекта недвижимого имущества КН ФИО8 изложенного в сообщении Севреестра от 22.01.2020 № 91/20-1705, обязать ответчика снять указанный объект недвижимости с кадастрового учета и сообщить об исполнении в суд и административным истцам с месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указывает на то, что Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 07.02.2019 г. по делу № ФИО8 признано за Пархоменко В.Н. право собственности на жилой дом лит. А, площадью 14,3 и на земельный участок, расположенные по адресу: ФИО8 в порядке наследования.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости за Пархоменко В.Н. зарегистрировано право собственности на жилой дом (кадастровый номер ФИО8) и земельный участок (кадастровый номер ФИО8).

29.11.2019 г. между сторонами был заключён договор купли-продажи вышеуказанных объектов недвижимости. 29.11.2019 г. сторонами через Многофункциональный центр подано в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя заявление о регистрации перехода права собственности на вышеуказанные объекта недвижимости, что подтверждается соответствующими расписками.

В соответствии с уведомлением административных ответчиков от 11.12.2019 г. 92/001 /009/2019-2142 государственная регистрация перехода права собственности приостановлена, в связи с наличие на земельном участке строения, которое не является предметом сделки – сарая (кадастровый номер ФИО8).

С целью устранения вышеуказанных недостатков, административными истцами административному ответчику были поданы документы, подтверждающие снос вышеуказанного объекта недвижимости.

Кроме этого, вышеуказанные документы подавались административному ответчику в т.ч. для снятия объекта недвижимости с кадастрового учёта.

В соответствии с уведомлением административного ответчика от 22.01.2020 г. № 91/20-1705, административным ответчиком очередной раз приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта.

В соответствии с сообщением Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 10.03.2020 г. № 91/001/009/2019-2142,91/001/009/2019-2148, отказано в регистрации перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.

Представитель административных истцов считает действия Севреестра, незаконными, противоречащими ч.4 ст. 35 Земельного Кодекса РФ, также указывает на то, что на момент принятия оспариваемого решения, какие-либо объекты не являющиеся предметом сделки, на земельном участке отсутствовали. Наличие записи о кадастровом учете данного объекта недвижимости (сарая) при фактическом его отсутствии, препятствует истцу в реализации полномочий прав собственника по распоряжению земельным участком по ул. ФИО8, ФИО8 в г. ФИО8.

Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении, пояснила, что Пархоменко В.Н. поставлены на кадастровый учет все объекты недвижимости в т.ч. сарай по его заявлению. При переходе права собственности к иному лицу, сарай заявлен не был, снятие объекта с кадастрового учета противоречит ст. 15 ч.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, исходя из следующего.

Судом установлено, что жилой дом лит. А площадью 14,3 кв.м. и земельный участок площадью 600 кв.м. принадлежат Пархоменко В.Н. в порядке наследования на основании апелляционного определения Севастопольского городского суда от 07.02.2019 года.

Согласно отказа в государственной регистрации права собственности от 10.03.2020 года государственного регистратора Перевозчиковой Ю.В. в ЕГРН имеются сведения о находящихся на земельном участке и зарегистрированных в ЕГРН двух объектах недвижимости с ФИО8 и КН ФИО8

Согласно акту обследования кадастрового инженера от 25.12.2019 года, объекта недвижимости – нежилого здания КН ФИО8, установлено, что объект недвижимости прекратил свое существование в связи с решением собственника о его сносе от 24.12.2019 года.

Согласно уведомления от 15.01.2020 года в ЕГРН отсутствуют сведения государственной регистрации права собственности в отношении нежилого здания (сарай) с кадастровым номером ФИО8, расположенном по адресу: ФИО8 документы подтверждающие такое право заявителя на государственный кадастровый учет также не представлены, что не позволяет определить надлежащее ли лицо обратилось с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно абзацу 7 части 2 статьи 14 Закона, основанием для осуществления

государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В соответствии со статьей 23 Закона, акт обследования (далее Акт) представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.

Форма и состав сведений Акта, а также требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015г. №861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» (далее - Приказ №861).

Согласно пункту 5 Приказа №861, в состав Акта включаются следующие сведения: об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы, о заказчике кадастровых работ, о кадастровом инженере и дате подготовки Акта, о документах, использованных при подготовке Акта. Так, пунктом 9 Приказа №861 установлено, что в случае если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 г. в результате его сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган

местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.

Согласно представленному Акту обследования от 25.12.2019г., подтверждающему прекращение существования объекта недвижимости, по состоянию на 04.08.2018 г. вышеуказанный объект недвижимости существовал, таким образом, для осуществления снятия с кадастрового учета и прекращения права собственности истцу рекомендовано представить акт обследования, с приложением сведений о направлении уведомления о завершении сноса в орган местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.

К заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что установлено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 указанного федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18).

Вступившие в законную силу судебные акты в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно пункту 4 части 8 статьи 41 указанного федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям согласно части 4 статьи 8 вносятся, в частности, следующее основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) - (пункт 1); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (пункт 2); кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости) - (пункт 5).

Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

При таких обстоятельствах, акт обследования от 25.12.2019 года не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", поскольку, в случае если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 г. в результате его сноса, в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства. (абзац введен Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2019 N 166), следовательно не может быть учтен судом как доказательство прекращения существования объекта недвижимости.

Также судом учитывается, что согласно сведениям БТИ г. Севастополя от 13.03.2018 в материалах регистрационного дела, на земельном участке по ул. ФИО8 находится здание лит. ФИО8, строение самовольно возведенным не является, представленный акт судом не может быть учтен, по основаниям изложенным государственным регистратором Щеповой Н.В. Сарай поставлен на кадастровый учет в ЕГРН собственником. Вследствие не устранения причин послуживших основанием к приостановлению снятия объекта недвижимости с кадастрового учета, административному истцу было отказано в снятии объекта с кадастрового учета, а также в регистрации перехода права собственности на земельный участок и жилой дом.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения административного иска, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 140-181 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Пархоменко ФИО8, Калюжного ФИО8 к государственному регистратору Перевозчиковой ФИО8, Государственному регистратору Щеповой Н.В., Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, о переходе права собственности, признании незаконным и отмене решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по снятию объекта недвижимости с кадастрового учета, обязании к совершению определенных действий, обязании снять объект недвижимости с кадастрового учета, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении одного месяца после его принятия в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя.

Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2021 года.

Судья Нахимовского районного суда

города Севастополя И.А. Пекаринина