ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1180/2017 от 04.03.2017 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2017 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Русановой И.Е.,

с участием административного истца ФИО2, представителей административного ответчика ФИО5, действующей по доверенности от 04.03.2017г., ФИО6, действующей по доверенности от 04.03.2017г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Комаровой Н.В., заинтересованные лица Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ФИО1 о признании незаконным действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры с требованием к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным действий (бездействия).

Свои требования мотивирует тем, что Губернатор ХМАО – Югры является высшим должностным лицом ХМАО – Югры и возглавляет Правительство ХМАО – Югры. Согласно ст. 9 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» Законом субъекта РФ может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения предпринимательского сообщества. Статьями 3 и 4 Закона ХМАО – Югры от 05 апреля 2013 года № 35-оз «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» установлено, что уполномоченный назначается на должность Губернатором ХМАО – Югры сроком на пять лет по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества автономного округа. Учет мнения предпринимательского сообщества осуществляется в порядке, установленном Губернатором автономного округа. В соответствии с пунктами 22-27 Порядка учета мнения предпринимательского сообщества при назначении уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО – Югре, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО – Югры от 30 марта 2013 года № 38 решение о кандидатах, рекомендованных предпринимательским сообществом для назначения на должность уполномоченного, принимается путем тайного голосования большинством голосов от установленного числа выборщиков. В течение 3-х рабочих дней со дня голосования рабочая группа утверждает список № 2 кандидатов и оформляет принятое решение протоколом. В список № 2 включаются сведения о 3 кандидатах, получивших наибольшее количество голосов выборщиков. В течение 3 рабочих дней протокол заседания рабочей группы об утверждении списка № 2 кандидатов направляется Губернатору автономного округа для учета мнения предпринимательского сообщества ХМАО – Югры при назначении на должность уполномоченного. Список №2 носит рекомендательный характер. Губернатор автономного округа в течение 5 дней принимает решение о назначении на должность уполномоченного. Норма о рекомендательном характере списка № 2 кандидатов может пониматься исключительно как возможность выбора Губернатором автономного округа любого из трех кандидатов списка. Административный истец ФИО2 был включен рабочей группой в список № 2 кандидатов. Вместе с тем Губернатором автономного округа назначение уполномоченного представителя по правам предпринимателей, с учетом мнения предпринимательского сообщества, произведено не было. 05 декабря 2016 года на основании распоряжения Губернатора автономного округа ФИО1 (не включенный в список № 2) официально приступил к исполнению своих должностных обязанностей в качестве Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В дополнении к административному исковому заявлению административный истец указывает, что оспариваемое бездействие заключается в том, что Губернатор ХМАО – Югры не представила Уполномоченному представителю по защите прав предпринимателей в Российской Федерации на согласование кандидатуру из Списка № 2 кандидатов, в который был включен административный истец, набравший наибольшее число голосов, и не произвела назначение на должность уполномоченного представителя по защите прав предпринимателей в ХМАО – Югре, после такого голосования. В связи с чем просит признать незаконными действия (бездействия) Губернатора ХМАО – Югры по не назначению уполномоченного представителя по делам предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в соответствии с положениями пункта 27 Порядка учета мнения предпринимательского сообщества при назначении уполномоченного по защите прев предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 марта 2013 года № 38 и Списком № 2 кандидатов, утвержденным протоколом рабочей группы по контролю за исполнением принятых Советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре решений и рассмотрению обращений субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены по ходатайству административного истца – Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и по инициативе суда – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ФИО1.

Заинтересованные лица Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ФИО1, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании административный истец ФИО2 доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, дал пояснения по существу заявленных требований, указав, что о несогласовании его кандидатуры Уполномоченным при Президенте РФ его никто не информировал, указал на пропущенный административным ответчиком пятидневный срок для назначения уполномоченного по делам предпринимателей в ХМАО – Югре, просил удовлетворить исковые требования.

Представители административного ответчика с требованиями истца не согласились, представили письменный отзыв на исковые требования, указали, что назначение уполномоченного по правам предпринимателей в ХМАО – Югре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ и Законом автономного округа от 05.04.2013г. № 35-оз. Порядок учета мнения предпринимательского сообщества при назначении уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО – Югре, утвержденный постановлением Губернатора ХМАО – Югры от 29.03.2013 № 38, не регулирует отношения по назначению на должность уполномоченного по делам предпринимателей, а устанавливает процедуру учета мнения предпринимательского сообщества при назначении Уполномоченного. Кандидатура административного истца не была согласована Уполномоченным при Президенте РФ, в связи с чем у Губернатора ХМАО – Югры отсутствовали правовые основания для назначения на должность Уполномоченного по правам предпринимателей в ХМАО - Югре административного истца. Пропуск 5-ти дневного срока не свидетельствует о нарушении процедуры назначения Уполномоченного по правам предпринимателей в ХМАО – Югре. Просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Заслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, представленные сторонами доказательства, а также оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Согласно. ст. 9 указанного Федерального закона Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, с учетом мнения предпринимательского сообщества.

В соответствии со ст.1 Закона ХМАО - Югры от 05.04.2013 № 35-оз "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре обеспечивает гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в автономном округе (далее также - органы государственной власти), органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее также - органы местного самоуправления), их должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сроком на пять лет по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества автономного округа.

Таким образом назначение на должность Уполномоченного по защите предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре осуществляется по предварительному согласованию его кандидатуры с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Согласно ч.4 ст. 1 Закона ХМАО - Югры от 05.04.2013 № 35-оз Учет мнения предпринимательского сообщества автономного округа при назначении Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном Губернатором автономного округа.

Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 30.03.2013 N 38 "О порядке учета мнения предпринимательского сообщества, граждан при назначении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", действующем до 15 августа 2016 года, был утвержден Порядок учета мнения предпринимательского сообщества, граждан при назначении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Согласно пунктам 22-27 указанного Порядка решение о кандидатах, рекомендованных предпринимательским сообществом для назначения на должность Уполномоченного, принимается путем тайного голосования большинством голосов от установленного числа выборщиков. В течение 3 рабочих дней со дня голосования рабочая группа утверждает список N 2 кандидатов и оформляет принятое решение протоколом. В список N 2 кандидатов включаются сведения о 3 кандидатах, получивших наибольшее количество голосов выборщиков. В течение 3 рабочих дней с момента принятия рабочей группой решения протокол заседания рабочей группы об утверждении списка N 2 кандидатов направляется Губернатору автономного округа для учета мнения предпринимательского сообщества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при назначении на должность уполномоченного. Список N 2 кандидатов носит для Губернатора автономного округа рекомендательный характер. Губернатор автономного округа в течение 5 рабочих дней со дня получения списка № 2 кандидатов принимает решение о назначении на должность уполномоченного.

Согласно Протокола № 7 заседания рабочей группы, осуществляющей организационно-технические функции по отбору кандидатов, претендующих на замещение должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре для предоставления Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.06.2016 года утвержден список № 2 кандидатов, рекомендованных, по результатам проведенного отбора, предпринимательским сообществом Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для назначения на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, согласно которого наибольшее количество голосов выборщиков (28) набрал административный истец ФИО2.

Согласно положениям части 4 статьи 9 Федерального закона № 78-ФЗ письмо о согласовании кандидатуры ФИО2 направлено Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей 05 августа 2016 года исх. № 01-исх-ОБ-19326.

Согласно письма от 18 августа 2016 года № УП/03531 предложенная Губернатором ХМАО - Югры кандидатура истца ФИО2 не была согласована Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, у Губернатора ХМАО - Югры отсутствовали правовые основания для назначения ФИО2 на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что права административного истца Губернатором ХМАО - Югры не нарушены, поскольку все необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством по назначению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре в отношении истца соблюдены, в связи с чем исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Доводы о незаконности действия (бездействия) Губернатора ХМАО – Югры по не назначению уполномоченного представителя по делам предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в соответствии с положениями пункта 27 Порядка учета мнения предпринимательского сообщества при назначении уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 марта 2013 года № 38, суд находит несостоятельными, так как указанный Порядок устанавливает лишь процедуру учета мнения предпринимательского сообщества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при назначении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (п.1 Порядка), а не сам порядок назначения Уполномоченного на должность, который установлен Федеральным законом № 78-ФЗ и Законом ХМАО - Югры № 35-оз. При этом указанными Законами срок для согласования Губернатором кандидатуры Уполномоченного округа с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также срок его последующего назначения в случае получения согласования не установлен. Кроме того, как было казано выше, согласно указанного Порядка список № 2 кандидатов носит рекомендательный характер.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Комаровой Н.В., заинтересованные лица Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ФИО1 о признании незаконным действий (бездействия) – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 10 марта 2017 года.