ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1181/16 от 26.08.2016 Иволгинского районного суда (Республика Бурятия)

№ 2а-1181/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2016 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Н. С. Олоевой, в присутствии помощника прокурора Иволгинского района РБ Цыбеновой Д.Н., представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия в лице председателя ФИО3, в присутствии представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО4 – ФИО5, при секретаре Ильиной М. Т., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного искового дела по иску ФИО4 Ц. в лице представителя по доверенности ФИО2 к избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия об отмене постановления избирательной комиссии МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением избирательной комиссии Муниципального Образования «Иволгинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район» зарегистрирован ФИО4.

Административный истец ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился с административным иском к избирательной комиссии МО «Иволгинский район» об отмене постановления избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивируя свои доводы, истец излагает следующее: порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата регламентируются ст. 37 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению к указанному Федеральному закону. В подписном листе кандидат должен указать основное место работы или службы, занимаемую должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий.

Согласно п. 57 ст. 2 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ род занятий – документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.

В нарушение указанных требования ФИО4 при подаче в избирательную комиссию МО «<адрес>» заявления о согласии баллотироваться на должность главы МО «<адрес>» в графе «основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий» указал «пенсионер МВД». В подтверждение им приложена копия пенсионного удостоверения . Тем самым, кандидат ФИО4 указал, что не имеет основного места работы или службы, занимаемой должности, поэтому указал род занятий. В подписных листах ФИО4 указал «работающий пенсионер МВД». Тем самым, ФИО4, обозначив в подписных листах «пенсионер МВД» вместо «пенсионер», указал сведения в большем объеме, чем это установлено требованиями законодательства. Кроме того, указал место работы «пенсионер МВД» вместо рода занятий «пенсионер». Учитывая, что в подписном листе указываются сведения либо о месте работы, либо о роде занятий, причем в точном соответствии с законом, форма подписного листа не может быть признана соответствующей закону, если объем сведений, содержащийся в нем, не соответствует объему сведений, предусмотренному законом. Наличие в подписном листе информации о кандидате в большем объеме, чем это предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате и приводит к нарушению принципа равенства прав других кандидатов, закрепленного в ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ. Не указание кандидатом сведений, равно как и указание сведений в большем объеме, чем требует закон, имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения, либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом. В соответствии с п.п. «и» п.6.4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения 6 к указанному Федеральному закону и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные п. 9 и 10 ст. 37 указанного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 5 ст. 37 указанного Федерального закона.

Подпункт «д» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата предусматривает недостаточное подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от подписей, отобранных для проверки. Считают, что заявленные кандидатом ФИО4 171 подпись (а после проверки - 166 подписей) являются недействительными, избирательной комиссии МО «Иволгинский район», неправомерно признан факт предоставления достаточного количества подписей в поддержку выдвижения кандидата, правовые основания для регистрации кандидата ФИО4 отсутствовали.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.

В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО4 не явился, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.

Представитель региональной избирательной комиссии по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, об отложении дела, рассмотрении дела в их отсутствии не просили.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, уточнила исковые требования и просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата на должность главы МО «Иволгинский район» ФИО4 отменить, ввиду допущенных нарушений. Считает, что избирательная комиссия не может выдвигать разные требования к кандидатам и к представляемым ими документам, это противоречит избирательному законодательству.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии МО «<адрес>» Республики Бурятия ФИО3, не согласилась с требованиями административного ответчика. Суду пояснила, что в представленных кандидатом для регистрации подписных листах указано, что кандидат является пенсионером МВД. Форма подписного листа изготовлена в соответствии с приложением к ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ. Считает, что дополнение - МВД не может расцениваться, как нарушение формы подписного листа, поскольку это указывает лишь на пенсионера определенной категории граждан, который еще не достиг пенсионного возраста, а является пенсионером по выслуге лет. Считает, что это дополнение не нарушает форму подписного листа, а разъясняет избирателям, по каким основаниям кандидат является пенсионером, что не нарушает прав других кандидатов. В подписных листах ФИО4 текст подстрочников убран, что не является нарушением формы подписного листа, хотя если бы текст подстрочника был бы сохранен, было бы видно, что кандидат указал именно род занятий, что не является нарушением. Если бы кандидат вместо слова «работающего», указал род занятий, форма подписного листа была бы изменена. Просит признать решение избирательной комиссии МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «<адрес>» ФИО4» законным.

Представитель заинтересованного лица ФИО4 по доверенности ФИО5 в судебном заседании доводы заявителя просил оставить без удовлетворения, указывая, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению Федеральному закону № 67-ФЗ. Форма является бланком подписного листа, со строго установленной формой, не подлежащей свободному толкованию и произвольному заполнению, в части записей и фраз, которые строго установлены бланком подписного листа. Кандидат ФИО4 при изготовлении и оформлении подписного листа не мог вписать в подписной лист фразу «род занятий», так как согласно бланку подписного листа по приложению перед графой «место работы, занимаемая должность или род занятий....» формой бланка подписного листа, установлена фраза «работающего». Кандидатом ФИО4 бланк подписного листа в данной части заполнен без нарушения приложения к Федеральному закону № 67 -ФЗ. В указанную графу кандидат не обязан был и не мог внести фразу «род занятий», так как из самого наименования графы следует, что в нее надлежит вносить непосредственно сведения о том, какое место работы, должность или род занятий занимает кандидат. Бланк приложения оставляет заполнение содержания графы «место работы, занимаемая должность или род занятий....» на усмотрение правоприменителя, при условии, что в нее будут внесены непосредственно сведения о том, какое место работы, должность или род занятий занимает кандидат. К роду занятий относится и статус неработающего кандидата - пенсионер. Данные сведения в подписной лист кандидатом ФИО4 внесены были, в листе указана фраза «пенсионер МВД», то есть в данной части нарушений кандидатом допущено не было. Данная фраза соответствует сведениям, указанным в заявлении о согласии баллотироваться. Избиратель не должен домысливать путем анализа, имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны. Если в подписном листе указать просто фразу «пенсионер», это и могло привести к домысливанию сведений, учитывая возраст кандидата. Однако для сотрудников МВД пенсионный возраст наступает раньше, и возраст кандидата 57 лет и статус пенсионера не ведут к домысливанию. Указание фразы «пенсионер МВД» является необходимым уточнением для определения статуса кандидата, не нарушает принципов избирательного права, не нарушает принципа равенства кандидатов, не ставит кандидата ФИО4 в выигрышное положение по отношению к другим кандидатам. Считают, что регистрация кандидата ФИО4 проведена законно, исковые требования являются необоснованными.

Помощник прокурора Цыбенова Д.Н. в судебном заседании дала заключение о том, что в подписных листах, представленных ФИО4 в поддержку его самовыдвижения указано, что нижеподписавшиеся поддерживают ФИО4, работающего пенсионера МВД. В силу пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ «недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 6 к настоящему Федеральному закону». Считает, что была нарушена указанная форма, поскольку в них не содержатся сведения о роде занятий ФИО4 - пенсионер и внесены недостоверные сведения о месте работы - пенсионер МВД. Так, ФИО4 не представлены документы, свидетельствующие о том, что у него имеется место работы. Избирательное законодательство является формальным. Нарушение формы подписного листа влечет недействительность всех подписей избирателей. Решение о регистрации ФИО4 принято избирательной комиссией неправомерно. Постановление избирательной комиссии МО Иволгинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район» ФИО4 подлежит отмене.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает удовлетворить исковые требования по следующим основаниям:

Решением Совета депутатов Администрации Муниципального Образования «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ выборов на должность главы муниципального образования «Иволгинский район».

Постановлением избирательной комиссии МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Иволгинский район».

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, поданном в избирательную комиссию МО «<адрес>» с согласием баллотироваться в порядке самовыдвижения на должность главы муниципального образования «<адрес>» ФИО4 указал в качестве рода занятий – пенсионер МВД. Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидатов от ДД.ММ.ГГГГ, кандидатом ФИО4 предоставлена копия удостоверения .

В представленных ФИО4 в поддержку его самовыдвижения визбирательную комиссию МО «<адрес>» подписных листах, указано о том, что нижеподписавшиеся поддерживают кандидата на должность главы муниципального образования «<адрес>» гражданина Российской Федерации ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, работающего пенсионера МВД, проживающего (с указанием адреса).

По итогам проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата ФИО4 было представлено 62 листа, 171 подпись, 166 подписей из которых признано действительными избирательной комиссией.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования оформляются согласно Приложению № 86 к вышеуказанному Федеральному закону.

Приложение содержит графу: «работающего», в которой подлежат указанию место работы, занимаемая должность или род занятий.

В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 ст. 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 ст. 37 настоящего Федерального закона.

Нарушение установленной Федеральным законом формы подписного листа влечет недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом подписных листах.

Согласно п. 57 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.

Кандидат ФИО4 при подаче в избирательную комиссию МО «Иволгинский район» заявления о согласии баллотироваться в графе «основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий» указал «пенсионер МВД», приложив копию пенсионного удостоверения .

Подписные листы содержат сведения о том, что ФИО4 является работающим пенсионером МВД.

Таким образом, представленные ФИО4 подписные листы оформлены с нарушением формы, установленной в Приложении к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, поскольку в них содержатся сведения о кандидате не в том объеме, который предписан законом, а именно в большем объеме, чем того требует избирательно законодательство.

Избирательное законодательство является формальным и не допускает произвольного толкования, и потому указание кандидатом сведений не в том объеме, который предписан законом, имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ- О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения, либо указаны, но не полном объеме, или не в том объеме, который предписан законом.

Таким образом, нарушение формы подписного листа влечет в соответствии с подпунктом «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом ФИО4 подписных листах.

При наличии указанного нарушения признание избирательной комиссией МО «Иволгинский район» действительными (достоверными) 166 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО4 нельзя признать правомерным, и как следствие, нельзя признать законным последующее решение о регистрации кандидата ФИО4

Подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата предусматривает недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что решение избирательной комиссией МО «Иволгинский район» о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район» ФИО4 было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем, оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 213,215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 к избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия об отмене постановления избирательной комиссии МО «Иволгинский район» от 14.08.2016г. удовлетворить.

Отменить постановление избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район» ФИО4.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней.

Судья Иволгинского

районного суда Республики Бурятия Н. С. Олоева