Дело № 2а-1183/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2017 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
при секретаре Ломаевой Е.С.,
с участием представителей административного ответчика Воткинской городской Думы – ФИО1, ФИО2, представителя административных ответчиков – Администрации г. Воткинска, Главы МО «Город Воткинск» – ФИО3, заинтересованного лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Воткинской городской Думе, Администрации г. Воткинска, Главе МО «Город Воткинск» о признании незаконными действия (бездействие), выразившегося в нарушении процедуры формирования общественной палаты г. Воткинска и утверждении членов общественной палаты г. Воткинска, необоснованном не включении истца в состав общественной палаты г. Воткинска, возложении обязанности провести процедуру формирования общественной палаты г. Воткинска для включения в состав общественной палаты г. Воткинска, признании незаконным решения Воткинской городской Думы №*** «О формировании общественной палаты г. Воткинска» от <дата>,
у с т а н о в и л :
ФИО5 обратился в суд с административным иском к Администрации
г. Воткинска, в котором просит признать незаконными действия (бездействие), выразившееся в нарушении процедуры формирования общественной палаты
г. Воткинска и утверждении членов общественной палаты г. Воткинска, необоснованном не включении административного истца в состав общественной палаты г. Воткинска, возложить обязанность провести процедуру формирования общественной палаты г. Воткинска для включения в состав общественной палаты
г. Воткинска, признать незаконным решение №*** от <дата> «О формировании общественной палаты г. Воткинска», мотивировав заявленные требования следующим.
ФИО5 поданы документы для включения в состав общественной палаты г. Воткинска.
Формирование состава второго созыва общественной палаты г. Воткинска в соответствии с Положением об общественной палате г. Воткинска, утв. решением Воткинской городской Думы от <дата>№***, должно проходить за 3 месяца до истечения срока полномочий членов общественной палаты. Глава МО «г. Воткинск» инициирует процедуру формирования нового состава общественной палаты.
<дата> Глава МО «г. Воткинск» подписал постановление №*** «О формировании состава общественной палаты г. Воткинска» менее чем за 3 месяца до истечения срока полномочий членов общественной палаты г. Воткинска.
<дата> Главой МО «г. Воткинск» издано постановление №*** «О сборе предложений по кандидатурам в состав общественной палаты г. Воткинска» при этом в Администрацию г. Воткинска уже поступили обращения общественных организаций по поводу кандидатов в общественную палату г. Воткинска.
<дата> Главой МО «г. Воткинск» издано постановление №*** «О продлении сбора предложений по кандидатурам в состав общественной палаты г. Воткинска».
В дальнейшем сформированный список состава кандидатов в общественную палату г. Воткинска, в который незаконно не был включен ФИО5, был представлен в Воткинскую городскую Думу, которой принято решение №*** от <дата>.
Для участия в деле в качестве соответчиков судом привлечены Воткинская городская Дума, Глава МО «г. Воткинск».
В судебном заседании <дата> административный истец ФИО5 заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске, дополнительно пояснив, что постановлениями Главы МО «г. Воткинск», указанными в административном иске, трижды нарушена норма о начале процедуры формирования общественной палаты не менее чем за 3 месяца до истечения срока полномочий ее членов. В список кандидатов в члены общественной палаты, представленный в Воткинскую городскую Думу, необоснованно не включен административный истец. В состав членов общественной палаты г. Воткинска в нарушение Положения об общественной палате г. Воткинска, утв. решением Воткинской городской Думы от <дата>№***, включен ФИО4, кандидатура которого представлена общественной организацией, которая зарегистрирована менее чем за год до истечения срока полномочий членов общественной палаты.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Воткинской городской Думы – председатель городской Думы ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что проект оспариваемого решения рассмотрен на заседаниях соответствующих комиссий, при принятии решения соблюдены все установленные нормы и процедуры.
Представитель административного ответчика Воткинской городской Думы – ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на отсутствие нарушений при принятии оспариваемых действий и решения, кроме того, указала на то, что оспариваемым решением Воткинской городской Думы права административного истца не нарушены, так как его как кандидата в состав общественной палаты выдвинула общественная организация, а он лишь дал свое согласие на это.
В судебном заседании представитель Главы МО «г. Воткинск», Администрации г. Воткинска – ФИО3 заявленные требования не признала, мотивировав свои возражения тем, что инициирование процедуры формирования общественной палаты в более поздний, чем это предусмотрено соответствующими правовыми актами срок, не повлияло на законность принятого решения об утверждении состава общественной палаты. Продление срока сбора предложений о кандидатах в общественную палату было вызвано отсутствием необходимого количества предложенных кандидатов.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица председатель общественной палаты г. Воткинска второго созыва ФИО4 против удовлетворения требований административного истца возражал, ссылаясь на то, что обстоятельства, указываемые административным истцом, не влияют на законность оспариваемого решения Воткинской городской Думы.
Выслушав представителей административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Главы МО «г. Воткинск» от <дата>№*** «О формировании состава общественной палаты г. Воткинска» объявлено о начале формирования состава общественной палаты города, определена дата предоставления предложений по кандидатам, перечень необходимых для предоставления документов.
Постановлениями Главы МО «г. Воткинск» от <дата>№***, от <дата>№*** продлен срок сбора предложений по кандидатурам в общественную палату.
<дата> в Администрацию г. Воткинска поступило заявление Региональной общественной организации Удмуртской Республики по объединению народов Удмуртской Республики «Конгресс народов Удмуртии» с просьбой рассмотреть вопрос о включении в состав общественной палаты г. Воткинска ФИО5
Решением Воткинской городской Думы от <дата>№*** сформирована общественная палата г. Воткинска второго созыва в составе ФИО4, В, З, Л, Н, П, Е, Р, И, С, А, Ф, Ч, Х, Ш
Согласно выписке из протокола девятнадцатой сессии Воткинской городской Думы шестого созыва от <дата> на сессии присутствовали 20 депутатов, за указанное решение проголосовало 18 депутатов, воздержалось – 2, вопрос о формировании общественной палаты был включен в повестку сессии.
Проект решения «О формировании общественной палаты г. Воткинска второго созыва» согласно выпискам из протоколов от <дата>№***, от <дата>№*** рассмотрен и согласован Комиссией по социальным вопроса и молодежной политике, Комиссией по правовым вопросам, обращениям граждан и депутатской этике Воткинской городской Думы.
Согласно представленным к заявлениям кандидатов в общественную плату
г. Воткинска документам, лица, включенные в ее состав, проживают на территории
г. Воткинска, непогашенных судимостей не имеют.
Организации, за исключением Местной общественной организации по защите прав и интересов ветеранов подразделений правоохранительных органов
г. Воткинска, предложившие кандидатов в общественную палату г. Воткинска, вошедших в ее состав, зарегистрированы более чем за год до истечения срока полномочий членов общественной палаты г. Воткинска первого созыва – <дата>.
Местная общественная организация по защите прав и интересов ветеранов подразделений правоохранительных органов г. Воткинска, предложившая в качестве кандидата в состав общественной палаты г. Воткинска ФИО4, согласно свидетельству о регистрации от <дата> зарегистрирована <дата>
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 3 указанной статьи муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовые акты представительного органа муниципального образования включены в систему муниципальных правовых актов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 30 Устава муниципального образования «Город Воткинск», принятого решением Воткинской городской Думы от 09.06.2005 г. № 259 (далее – Устав), Воткинская городская Дума – представительный орган муниципального образования «Город Воткинск», обладающий правом представлять интересы населения муниципального образования (городского округа) «Город Воткинск» и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования «Город Воткинск».
Воткинская городская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Устава решения Воткинской городской Думы принимаются Воткинской городской Думой в порядке, предусмотренном Регламентом Воткинской городской Думы.
Решение Воткинской городской Думы считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от установленной настоящим Уставом численности депутатов Воткинской городской Думы, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законом или настоящим Уставом решение считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов Воткинской городской Думы.
Решением Воткинской городской Думы от 29.07.2015 г. № 521 утвержден Регламент Воткинской городской Думы (далее – Регламент).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Регламента решения, принимаемые городской Думой оформляются в виде правовых актов - решений городской Думы.
Согласно ч. 3 ст. 44 Регламента решения городской Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами, законами Удмуртской Республики, Уставом муниципального образования «Город Воткинск» и настоящим Регламентом.
Решением Воткинской городской Думы от 20.06.2012 г. № 190 утверждено Положение об общественной палате г. Воткинска (далее – Положение).
Согласно ч. 1, 2 ст. 1 Положения общественная палата города Воткинска (далее - Общественная палата) обеспечивает взаимодействие жителей города Воткинска, общественных объединений с органами местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» в целях учета потребностей и интересов жителей города Воткинска, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной и муниципальной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск».Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в городе Воткинске, являющихся представителями общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном федеральным законом порядке и осуществляющих свою деятельность на территории города Воткинска.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Положения общая (установленная) численность членов Общественной палаты составляет 15 человек.
В силу ч. 2 данной статьи Положения общественная палата формируется в соответствии с настоящим Положением Воткинской городской Думой по представлению Главы муниципального образования «Город Воткинск», подготовленному на основе предложений общественных объединений, зарегистрированных в установленном федеральным законом порядке и осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования «Город Воткинск».
Согласно ч. 3 ст. 5 Положения не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты следующие общественные объединения:
1) объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава;
2) политические партии;
3) объединения, которым в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, - в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным;
4) объединения, деятельность которых приостановлена в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», если решение о приостановлении не было признано судом незаконным.
Членом Общественной палаты может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста восемнадцати лет и постоянно проживающий в городе Воткинске (ч. 1 ст. 6 Положения).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Положения членами Общественной палаты не могут быть:
1) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности Удмуртской Республики, должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики, государственные должности и должности государственной гражданской службы иного субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, депутаты всех уровней, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
2) лица, признанные недееспособными на основании решения суда;
3) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;
4) лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Положения. В этом случае запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава.
Статьей 7 Положения определен порядок формирования Общественной палаты.
Глава муниципального образования «Город Воткинск» изданием правового акта инициирует процедуру формирования Общественной палаты и уведомляет об этом общественность города Воткинска (ч. 1 ст. 7 Положения).
Не позднее тридцати дней со дня начала процедуры формирования Общественной палаты общественные объединения направляют Главе муниципального образования «Город Воткинск» заявления о желании включить своих представителей в состав Общественной палаты, оформленные решениями руководящих коллегиальных органов соответствующих объединений. Указанные заявления должны содержать информацию о деятельности общественного объединения, а также сведения о представителе, который может быть направлен в состав Общественной палаты (ч. 2 ст. 7 Положения).
Глава муниципального образования «Город Воткинск» на основании поступивших предложений представляет в Воткинскую городскую Думу кандидатуры для формирования Общественной палаты, при этом от общественного объединения может быть включено в состав Общественной палаты не более одного представителя (ч. 3 ст. 7 Положения).
Первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня формирования Общественной палаты не менее чем на две третьих от установленного настоящим Положением числа членов Общественной палаты (ч. 4 ст. 7 Положения).
Воткинская городская Дума принимает решение о формировании Общественной палаты (ч. 5 ст. 7 Положения).
Срок полномочий членов Общественной палаты истекает через три года со дня первого пленарного заседания Общественной палаты (ч. 6 ст. 7 Положения).
За три месяца до истечения срока полномочий членов Общественной палаты Глава муниципального образования «Город Воткинск» инициирует процедуру формирования нового состава Общественной палаты, установленную настоящим Положением (ч. 7 ст. 7 Положения).
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая требования административного истца, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных суду доказательств, процедура формирования общественной палаты г. Воткинска в нарушение ч. 7 ст. 7 Положения об общественной палате г. Воткинска инициирована менее чем за три месяца до истечения полномочий общественной палаты г. Воткинска.
Вместе с тем, указанное нарушение на законность оспариваемого решения не влияет, поскольку не является нарушением самой процедуры принятия решения, влекущим его незаконность.
Кроме того, данное нарушение Положения об общественной палате
г. Воткинска прав и законных интересов административного истца не затрагивает, поскольку не повлекло их ограничения, в его результате на административного истца не было возложено какой-либо обязанности.
Продление срока приема предложений о кандидатах в общественную палату
г. Воткинска правовым актам, регулирующим порядок формирования общественной палаты г. Воткинска, не противоречит.
Не включение административного истца в состав общественной палаты
г. Воткинска незаконным не является, поскольку правовые акты органов местного самоуправления г. Воткинска не обязывают включать в состав общественной палаты города каких-либо конкретных лиц или представителей организаций. Определение лиц, предлагаемых для утверждения в состав общественной палаты г. Воткинска, утверждение ее состава отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов – Главы МО «г. Воткинск», Воткинской городской Думы, которые принимают решение в отношении каждого кандидата по своему усмотрению. Суд не вправе оценивать вопрос необходимости включения в состав общественной палаты
г. Воткинска конкретного лица, поскольку иное означало бы выполнение суд не свойственной ему функции по определению состава общественной палаты
г. Воткинска, фактическую подмену собой уполномоченных на то органов.
Решение о формировании состава общественной палаты г. Воткинска в части лиц, вошедших в общественную палату, суд может оценить только на предмет соответствия членов общественной палаты критериям, установленным правовыми актами органов местного самоуправления.
Из документов, представленных вместе с заявлениями о включении представителей общественных объединений в состав общественной палаты г. Воткинска, следует член общественной палаты г. Воткинска ФИО4 данным критериям не соответствует.
Так, Местная общественная организация по защите прав и интересов ветеранов подразделений правоохранительных органов г. Воткинска, предложившая в качестве кандидата в общественную палату г. Воткинска ФИО4, зарегистрирована менее чем за год до истечения срока полномочий членов общественной палаты г. Воткинска первого созыва, в связи с чем в силу ч. 3 ст. 5 Положения об общественной палате г. Воткинска данная общественная организация не должна была быть допущена к выдвижению кандидата в члены общественной палаты.
Таким образом, ФИО4 включен в состав общественной палаты
г. Воткинска второго созыва, как кандидат, предложенный в состав общественной палаты Местной общественной организацией по защите прав и интересов ветеранов подразделений правоохранительных органов г. Воткинска, в нарушение Положения об общественной палате г. Воткинска, в связи с чем решение Воткинской городской Думы от <дата>№*** в данной части законным не является.
Оснований для признания данного решения незаконным полностью суд не усматривает, поскольку как следует из исследованных судом доказательств оно принято уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка принятия, нарушений влекущих его незаконность в полном объеме не установлено, члены общественной палаты г. Воткинска, за исключением ФИО4, на момент рассмотрения настоящего административного дела, соответствуют требованиям к ним предъявляемым.
Согласно ч. 4 ст. 7 Положения первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня формирования Общественной палаты не менее чем на две третьих от установленного настоящим Положением числа членов Общественной палаты.
Таким образом, Положением предусмотрено функционирование общественной палаты г. Воткинска при избрании не менее 30 процентов от установленного числа ее членов. Оспариваемым решением утвержден состав общественной палаты в количестве 15 человек. Следовательно, включение в состав общественной палаты
г. Воткинска ФИО4 не влечет незаконность оспариваемого решения в части включения в состав общественной палаты иных ее членов.
Основания для удовлетворения требования об обязании провести процедуру формирования общественной палаты г. Воткинска отсутствуют, поскольку признание решения Воткинской городской Думы от <дата>№*** «О формировании общественной палаты города Воткинска» незаконным в части не влечет для административных ответчиков обязанности провести действия по формированию общественной палаты г. Воткинска второго созыва заново. Кроме того, правовыми актами, регулирующими порядок формирования общественной палаты г. Воткинска, не предусмотрены сроки включения в состав общественной палаты новых членов вместо выбывших.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление ФИО5 – удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Воткинской городской Думы от <дата>№*** «О формировании общественной палаты города Воткинска» в части включения в состав общественной палаты города Воткинска второго созыва ФИО4.
В удовлетворении остальных требований ФИО5 – отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 26 мая 2017 года.
Судья Д.Н. Шкробов