ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1183/2018 от 11.04.2018 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2а-1183/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2018 года г.Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Урбашкиевой Э.К., при секретаре Дамбаевой Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия к Некоммерческому партнерству "Байкальская региональная Ассоциация Строителей» о ликвидации в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, истец просит ликвидировать Некоммерческое партнерство "Байкальская региональная Ассоциация Строителей» и исключить его из реестра юридических лиц.

В административном исковом заявлении истец указал, что Управлением Министерства юстиции России по Республике Бурятия 27.07.2012 г. принято решение о государственной регистрации Некоммерческого партнерства "Байкальская региональная Ассоциация Строителей». В период с 01.11.2017 г. по 28.11.2017 г. проведена плановая документарная проверка Партнерства на предмет деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 01.11.2014 г. по 01.11.2017 г., в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом по адресу регистрации.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Управлением Министерства юстиции России по Республике Бурятия 27.07.2012 г. принято решение о государственной регистрации Некоммерческого партнерства "Байкальская региональная Ассоциация Строителей», сведения о регистрации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 02.08.2012 г. за основным государственным регистрационным номером 1120327012189.

На основании ст. 14 ФЗ от 26.1.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» в соответствии с распоряжением Управления от 21.06.2017 № 300-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица», планом проведения проверок некоммерческих организаций на 2017 г., утв. Приказом Управления от 18.10.2016 № 383, в период с 01.11.2017 г. по 28.11.2017 г. проведена плановая документарная проверка Партнерства на предмет деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 01.11.2014 г. по 01.11.2017 г.

По результатам проверки 28.11.2017 г. составлен акт.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

1. В соответствии с п. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация должна иметь и вести самостоятельный баланс и (или) смету.

Финансовые планы Партнерства, утвержденные за проверяемый период 2014-2017 годы к проверке представлены не были.

Кроме того, в соответствии с нормами Федерального закона "О бухгалтерском чете", а также Приказа Минфина России от 03.10.2008 №106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику, которая должна применяться последовательно из года в год. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Также п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного указанным приказом № 106н, определено, что в части формирования учетной политики положение распространяется на все организации.

Партнерством к проверке не представлена учетная политика. По информации указанной в пояснительной записке, решения (приказ) об утверждении учетной политики Партнерства - не принимались. Соответственно, определить каким образом в Партнерстве осуществляются бухгалтерский и налоговый учет, не представляется возможным.

Данный факт, объясняется в пояснительной записке тем, что деятельность партнерства за 2014-2017 годы не велась, хозяйственных операций не проводилось, договоры не заключались, кассовые книги отсутствуют.

Выводы: финансово-хозяйственная деятельность Партнерством не ведется.

2. В нарушение ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Партнерство па печати использует символику, описание которой не содержится в Уставе Партнерства.

3. Управлением в распоряжении о проверке от 19.10.2017 № 507-р указывалось о необходимости представления решений руководящих органов и должностных лиц Партнерством, распоряжение и уведомление о проверке направлены Партнерству (исх. № 03/03-4083 от 19.10.2017 г.).

Согласно ч. 5 ст. ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверяемая организация обязана представлять по запросу органа, государственного контроля (надзора), документы, указанные в запросе.

В нарушение указанной нормы запрашиваемые документы Партнерством на проверку не представлены.

4. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Однако в проверяемый период, Партнерством не исполнялся целый ряд положений устава:

Так, высшим руководящим органом управления Партнерства является Общее собрание членов (п. 6.1 Устава). Общее собрание членов созывается не реже 1 раза в год. На проверку протоколы Общего собрания членов не представлены. Согласно письменным пояснениям Партнерства, Общие собрания членов в 2014 – 2017 гг. не проводились.

В период между Общим собранием членов, постоянно действующим коллегиальным руководящим органом является Правление, избираемое Общим собранием членов на 5 лет (и. 6.8.1 Устава), количественный состав утверждается на Общем собрании. Заседания Правление проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На проверку протоколы заседаний Правления не представлены. Правление с момента создания Партнерства не переизбиралось, таким образом, сроки полномочий Правления истекли. Согласно письменным пояснениям Партнерства, заседания Правления в 2014-2017 гг. не проводились.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Партнерства осуществляет Ревизор, избираемый на Общем собрании членов Партнерства сроком на 5 лет (п. 7.1 Устава). Ревизор проводит проверку финансово хозяйственной деятельности не реже 1 раза в год (п. 7.7 Устава). На проверку отчеты о состоянии финансово-хозяйственной деятельности Партнерства за 2014-2017 гг. не представлены. Согласно документам, содержащимся в регистрационном деле Партнерства, при создании Партнерством принято решение об избрании Ревизора, в дальнейшем Ревизор не избирался, таким образом, сроки полномочий контрольно-ревизионного органа истекли.

Прием в члены Партнерства (и. 5.9 Устава) осуществляется Правлением на основании письменного заявления. Список членов Партнерства на проверку не представлен. Согласно и. 6.9. Устава Партнерства установлено, что определение размера членских взносов относится к компетенции Правления.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов относится к исключительной компетенции высшего органа управления.

В соответствии с н. 3.1 Устава, Партнерство создано в целях:

- содействия укреплению и развитию материально-технической базы строительной отрасли, увеличения производства новых строительных материалов и изделий, повышения их качества, внедрения новых технологий, эффективного использования национального богатства страны;

- содействия развитию различных форм собственности и свободного предпринимательства в строительной отрасли;

- участия в разработке и содействия реализации федеральных и региональных государственных программ и проектов социально-экономического развития, участия в формировании инвестиционной политики;

- оказания всесторонней помощи, защиты законных прав и интересов членов Партнерств в органах власти и управления, органах местного самоуправления, в общественных объединениях, при рассмотрении коллективных трудовых споров.

Для достижения указанных целей согласно п. 3.2 Устава, Партнерство выполняет следующие задачи:

- поддерживает и стимулирует творческую активность отраслевой науки, участвует в проведении научных исследований и разработок, содействует внедрению достижений науки и техники в практику;

- содействует обобщению и распространению отечественного и мирового опыта в области капитального строительства, пропагандирует передовые - технологии «ноу-хау», прогрессивные методы труда и управления;

- содействует совершенствованию подготовки специалистов в строительных вузах, средних специальных учреждениях, в повышении квалификации

специалистов, занятых в строительном комплексе;

- содействует развитию отечественной финансово-кредитной системы;

- участвует в проведении семинаров по проблемам повышения эффективности строительства;

- участвует в осуществлении издательской и (или) научной деятельности;

- и др.

Вместе с тем, какие-либо документы, подтверждающих осуществление Партнерством в проверяемый период деятельности, направленной на достижение лелей, предусмотренных уставом, участие в иных мероприятиях, в том числе путем финансирования, к проверке не представлено.

5. В связи, с вступлением в силу 01.09.2014 г. Федерального закона от 5 мая 1014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» некоммерческие партнерства перестали существовать как отдельные организационные правовые формы, отнесены к организационно правовой форме - ассоциация (союз). Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Таким образом, в Уставе Партнерства имеется ряд положений противоречащих нормам об ассоциациях (союзах).

Перечисленные обстоятельства указывают на то, что деятельность, направленная на достижение целей, предусмотренных уставом Партнерства, не осуществляется.

Партнерством неоднократно допускаются нарушения требований, предусмотренных действующим законодательством.

Кроме того, предоставлено заявление, согласно которому Партнерство тактически деятельность не осуществляет и не возражает о ликвидации и прекращении деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган вправе в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

В силу ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 83 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, в случае неустранения некоммерческой организации нарушений, указанных в предупреждении, неоднократных нарушений положений действующего законодательства, уполномоченный орган вправе принять решение для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при подаче административного иска размер госпошлины, подлежащей уплате, составляет 6 000 руб..

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в доход бюджета муниципального образования городского округа г. Улан-Удэ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст. 175-180,264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия к Некоммерческому партнерству "Байкальская региональная Ассоциация Строителей» о ликвидации в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство "Байкальская региональная Ассоциация Строителей» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Некоммерческого партнерства "Байкальская региональная Ассоциация Строителей» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ в сумме 6000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.04.2018 г.

Судья Э.К. Урбашкиева