Дело № 2а-1183/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2022 года г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сухаревой О.А.,
при секретаре Голевой Е.В.,
с участием заместителя прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Кирякова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Новотроицка Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Новотроицк и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области об оспаривании нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор г. Новотроицка Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации, МО г. Новотроицк и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО г. Новотроицк Оренбургской области, в котором просит признать не соответствующими пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и недействующими со дня вынесения решения суда пункты 5 и 7 подпрограммы № 2 «Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего и среднего общего образования», указанные в приложении № 7 к муниципальной программе «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 26.11.2018 № 2025-п в редакции постановления администрации муниципального образования город Новотроицк от 24.02.2021 № 236-п. Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк опубликовать текст решения суда в официальном источнике опубликования муниципальных нормативно-правовых актов.
В обоснование требований административный истец указал на то, что прокуратурой г. Новотроицка изучены положения «Развитие системы образования на территории МО г. Новотроицк на 2019-2024 годы, по результатам которого установлены нарушения требований бюджетного законодательства. Муниципальные программы являются документами стратегического планирования (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») и утверждаются местной администрацией (п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ). Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ). Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ МО г. Новотроицк утвержден постановлением администрации МО г. Новотроицк от 18.08.2014 № 1398-п. В силу ч. 11 ст. 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования. Согласно п. 2.2.4 указанного Порядка показатели (индикаторы) должны содержать данные государственного статистического наблюдения, отчетов ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальной программы, иметь количественное значение, отражать качественные и (или) количественные показатели выполнения муниципального задания (при наличии). При невозможности подтвердить достоверность целевых показателей Программы сопоставлением с данными статистического наблюдения, бухгалтерской и финансовой отчетности, необходимо разработать методику расчета плановых и отчетных значений целевых показателей. Постановлением администрации МО г. Новотроицк от 26.11.2018 № 2025-п утверждена муниципальная программа «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы». Постановлениями администрации МО г. Новотроицк № 403-п от 20.03.2019, № 2087-п от 20.12.2019, № 2119-п от 24.12.2019, № 362-п от 19.03.2020, № 1616-п от 09.11.2020, № 1909-п от 23.12.2020, № 236-п от 24.02.2021 в программу внесены изменения. Нормативно-правовые акты размещены на официальном сайте администрации города в сети Интернет. Ответственным исполнителем Программы является управление образования администрации МО г. Новотроицк. Цель программы развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк. Реализация программы предусматривает распространение ее мероприятий на все категории обучающихся, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и др. Целевые индикаторы программы отражены в приложении № 7. Среди показателей программы имеются следующие индикаторы: «доля пищеблоков ОУ, оснащенных современным технологическим оборудованием», «доля учащихся, которые удовлетворены качеством школьного питания, от общего количества учащихся ОУ». Однако программа не содержит методику расчета указанных показателей, что является нарушением п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Новотроицка Киряков Д.В. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным. Указал, что действует установленный Порядок разработки муниципальных программ от 17.12.2015 и имеется к нему ряд изменений с указанием на то, что должна включать и содержать муниципальная программа. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства указанная муниципальная программа не содержит в себе методики расчета целевых показателей, отраженных в приложении № 7. Представленная в материалы дела административным ответчиком копия приказа начальника управления образования администрации МО г. Новотроицк от 07.06.2022 № 180 «Об утверждении методик расчета показателей (индикаторов) муниципальной программы «Развитие системы образования на территории МО г. Новотроицк на 2019-2024 годы» не свидетельствует об устранении ответчиком нарушения требований законодательства. Указал, что управление образования не наделено полномочиями по разработке данной методики. Эта методика должна содержаться в самой муниципальной программе. Утверждение указанной методики расчета целевых показателей должно быть не в форме приказа, а в форме постановления администрации МО г. Новотроицк либо в виде Приложения к самой муниципальной программе.
Представитель административного ответчика администрации МО г. Новотроицк, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От него поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия с указанием на устранение несоответствия нормативно-правового акта действующему законодательству. Просил в связи с этим прекратить производство по делу.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 26.11.2018 № 2025-п утверждена муниципальная программа «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы».
Постановлениями администрации муниципального образования город Новотроицк № 403-п от 20.03.2019, № 2087-п от 20.12.2019, № 2119-п от 24.12.2019, № 362-п от 19.03.2020, № 1616-п от 09.11.2020, № 1909-п от 23.12.2020, 236-п от 24.02.2021 в программу внесены изменения.
При этом, постановлением администрации МО г. Новотроицк № 236-п от 24.02.2021 № 236-п Приложение № 7 к муниципальной программе было изложено в новой редакции.
Нормативно-правовые акты размещены на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
Ответственным исполнителем Программы является управление образования администрации муниципального образования город Новотроицк.
Цель программы развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк.
Реализация программы предусматривает распространение ее мероприятий на все категории обучающихся, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и др.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец указал на несоответствие пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ пунктов 5 и 7 подпрограммы № 2 «Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего и среднего общего образования», указанных в приложении № 7 к муниципальной программе «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 26.11.2018 № 2025-п в редакции постановления администрации муниципального образования город Новотроицк от 24.02.2021 № 236-п.
В соответствии с пунктом 5 частью 5 статьи 11 Федерального закона РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся, в том числе муниципальные программы.
Согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Таким образом, муниципальные программы являются документами стратегического планирования и утверждаются местной администрацией.
В силу части 11 статьи 7 Федерального закона РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк утвержден постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18.08.2014 № 1398-п.
Согласно п. 2.2.4 указанного Порядка показатели (индикаторы) должны содержать данные государственного статистического наблюдения, отчетов ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальной программы, иметь количественное значение, отражать качественные и (или) количественные показатели выполнения муниципального задания (при наличии).
При невозможности подтвердить достоверность целевых показателей Программы сопоставлением с данными статистического наблюдения, бухгалтерской и финансовой отчетности, необходимо разработать методику расчета плановых и отчетных значений целевых показателей.
Целевые индикаторы муниципальной программы «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы» отражены в приложении № 7.
Среди показателей программы имеются следующие индикаторы: «доля пищеблоков ОУ, оснащенных современным технологическим оборудованием», «доля учащихся, которые удовлетворены качеством школьного питания, от общего количества учащихся ОУ».
В судебном заседании установлено и административным ответчиком не оспаривалось то, что в нарушение пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ данная муниципальная программа не содержит методику расчета указанных показателей.
Вместе с тем, в подтверждение факта устранения выявленного нарушения требования законодательства, в материалы дела административным ответчиком была представлена копия приказа начальника управления образования администрации МО г. Новотроицк от 07.06.2022 № 180 «Об утверждении методик расчета показателей (индикаторов) муниципальной программы «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы».
Данным приказом были утверждены прилагаемые методики расчета показателей (индикаторов) подпрограммы № 2 «Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего и среднего общего образования» муниципальной программы «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы».
При этом, в Приложении № 1 указана методика расчета показателя (индикатора) «доля учащихся, которые удовлетворены качеством школьного питания, от общего количества учащихся ОУ», а в Приложении № 2 - методика расчета показателя (индикатора) «доля пищеблоков ОУ, оснащенных современным технологическим оборудование» (Приложение № 2).
Таким образом, предусмотренные законодательством методики расчета приведенных показателей муниципальной программы были утверждены в виде приказа начальника управления образования.
Однако, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18.08.2014 № 1398-п, определен конкретный порядок внесения изменений в муниципальную программу.
В пункте 6.2. данного Порядка указано, что основанием для внесения изменений в программу или досрочного прекращения реализации программы является, в том числе необходимость приведения положений программы в соответствие действующему законодательству.
Поскольку в судебном заседании установлен факт несоответствия законодательству (п. 1 ст. 179 БК РФ) пунктов 5 и 7 подпрограммы № 2 «Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего и среднего образования», указанные в приложении № 7 к муниципальной программе «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы», то возникает необходимость внести изменение в программу путем разработки методики расчета целевых индикаторов: «доля пищеблоков ОУ», оснащенных современным технологическим оборудованием», «доля учащихся, которые удовлетворены качеством школьного питания, от общего количества учащихся ОУ».
Из содержания пункта 6.3 указанного Порядка следует, что в случае необходимости внесения изменений в муниципальную программу данные изменения вносятся путем принятия муниципального правового акта о внесении изменений в действующую программу, который утверждается главой администрации МО г. Новотроицк.
Вместе с тем, доказательств надлежащего устранения нарушения требований законодательства административным ответчиком в материалы дела представлено не было.
Кроме того, начальник управления образования администрации МО г. Новотроицк не обладает полномочиями по внесению изменений в муниципальную программу.
Также необходимо отметить, что представленный суду Приказ от 07.06.2022 № 180 не содержит в себе указание на утверждение методики расчета показателя (индикатора) «доля учащихся, которые удовлетворены качеством школьного питания, от общего количества учащихся ОУ». В тексте Приказа имеется указание только на утверждение методики расчета показателя (индикатора) «доля учащихся, которые удовлетворены качеством школьного питания, от общего количества учащихся ОУ».
Поскольку до настоящего времени административным ответчиком надлежащим образом не приведены в соответствие с действующим законодательством пункты 5 и 7 подпрограммы № 2 «Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего и среднего образования», указанные в приложении № 7 к муниципальной программе «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы», то имеются законные основания для удовлетворения требований административного истца о признании данных пунктов не соответствующими пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и недействующими.
При этом, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает правильным признать указанные пункты названного нормативного правового акта недействующими с момента вступления в законную силу судебного решения.
В силу указания п. 2 ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Новотроицка Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Новотроицк и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать несоответствующим пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункты 5 и 7 подпрограммы № 2 «Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего и среднего общего образования», указанные в приложении № 7 к муниципальной программе «Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 26.11.2018 № 2025-п в редакции постановления администрации муниципального образования город Новотроицк от 24.02.2021 № 236-п.
Сообщение о принятии судом решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 07.07.2022
Судья: